Кино

БЭФФ: первые отзывы

В Петрозаводске завтра завершается Баренц экологический фильм фестиваль. Показы вызвали, как и всегда, немалый интерес публики. Публикуем отзывы на несколько заметных лент фестиваля.

Мартин Клейнмихель: «Я верил, этот фильм будет завершен» 

Представьте себе мир, где мусорные ящики наполнены цветами, а мир без отходов. На мировую премьеру своей картины Dumpster divers/ «Мусорщики» приехал немецкий режиссер Мартин Клейнмихель. После премьеры удалось немного поговорить с Мартином.

Кадр из фильма Dumpster divers/ "Мусорщики" 
Кадр из фильма Dumpster divers/ «Мусорщики»

– В первую очередь хочу поздравить вас, Мартин. Вчера состоялась мировая премьера вашего фильма «Мусорщики»…

– Большое спасибо! Я рад, что вчера был полный зал, зрители задавали мне интересные вопросы. Меня поразило, что люди внимательно отнеслись к фильму, сосредоточенно наблюдали за происходящим на экране. Тогда я понял, что они тоже заинтересованы в этой глобальной проблеме.

– В фильме представлена идеальная деревня, в которой нет полиэтилена, пластика, бутылок – ненужного мусора. Где снимали эту часть картины? 

— Это город Конельяно в Италии, недалеко от Неаполя. Я бы не сказал, что она идеальная. Самое замечательное в этом городе, что власть общается с жителями. Их мэр лично заинтересован в теме экологии, он реализовывает различные проекты, направленные на защиту окружающей среды. Жители вместе с ним обсуждают различные предложения, выбирают лучшие варианты. В фильме была показа только станция для покупки воды – водный дом. Также они собирают остатки растительных масел, которые относят на рынок и повторно продают. Всё это достигнуто с помощью всестороннего диалога.

– С какими проблемами вы столкнулись во время съемок своего фильма? 

–Иногда было трудно получить разрешение на съемку, иногда люди не хотели говорить с нами. Возможно, они не понимали важность нашего фильма – что мы делаем и зачем. Именно поэтому нам не удалось снять всё, что мы хотели. Например, был один мужчина, который не хотел давать нам интервью. Он был известным человеком в своих кругах и всё время отправлял нас к своему помощнику. Но была организована встреча с подростками, которые тоже выступают за сохранение окружающей среды, и в группе оказались его дети. Они сподвигли его пообщаться с нами и дать интервью.

– Как начались ваши отношения с экологией? Как вы поняли, что об окружающей среде нужно беспокоиться и спасать? 

– С самого детства в моей семье все любили природу. Мы выезжали на пикники, убирали территорию. Но главной точкой стала постройка трассы вокруг Дрездена. Требовалось вырубить множество деревьев. Тогда мы решили, что надо что-то делать.

– Какие  правила вы соблюдаете? 

– Я пытаюсь уменьшить упаковочные материалы. Стараюсь не использовать машину в городе, передвигаюсь на велосипеде. Но в полной мере уменьшить количество пластика не получается. Потому что мы очень любим газированную воду. К сожалению, ее нам не наливают в наши стеклянные бутылки, как в той идеальной деревне.

– Как вы чувствуете себя в Карелии? Нравится ли природа? 

– Я всего лишь один день здесь. Завтра уже уезжаю. Больше всего впечатлило меня Онежское озеро, находящееся прямо в городе. Оно всё ещё покрыто льдом. Фантастика! В Германии я уже плавал по озеру, а тут иначе. Ещё меня восхитил ваш город, в нём сохранилась деревянная архитектура, которая находится прямо в центре рядом с обычными городскими постройками.

…Я была рада поговорить с человеком, заинтересованным экологическими проблемами. Мартин не просто снимает фильмы на такие темы, он меняет ими мир и отношение людей к нашей планете. Конечно же, я пожелала Мартину успехов в конкурсе БЭФФ-2018 и в его работе, новых идей и крепко пожала ему руку – как экозащитник экозащитнику.

Валерия Новикова,

отделение журналистики Петрозаводской ДШИ имени М.А. Балакирева

 

Мир – это только представление о нём

На документальном фильме «Мозг. Вторая Вселенная» в присутствии режиссера Юлии Киселевой и экспертов-медиков из Санкт-Петербурга и Петрозаводска был аншлаг. Мнение о ленте эксперта.

Кадр из фильма "Мозг. Вторая Вселенная"
Кадр из фильма «Мозг. Вторая Вселенная»

Фильм «Мозг. Вторая Вселенная» — это пример хорошего (возможно, лучшего на данный момент в России) научно-популярного кино. О науке нелегко говорить, ведь она сама по себе очень сложна и контринтуитивна во многих моментах. Для полноценного объяснения приходится прилагать большое количество сил и умений, а простым языком рассказать о самом сложном органе человеческого тела, о мозге — это сверхсложная задача. С ней режиссёр фильма прекрасно справилась.

В этом фильме нам рассказали историю о нас самих и других людях одновременно. Нам дали ясно понять, что мир — это только представление о нём, картина, реконструируемая мозгом. Это важное напоминание об индивидуальности опыта каждого человека, о его уникальности и неповторимости.

Мы увидели самых разных учёных: от начинающих до уже состоявшихся, в том числе мирового уровня. Показать мир науки красиво, сделать его понятным для других людей — это сложно, я уже говорил об этом. В фильме исподволь рассказываются современные научные идеи, показываются очень интересные эксперименты. Наука в нём не смотрится пыльной или стерильной. Она предстаёт перед нами живой, понятной и близкой, такой, какой она и является.

Проведение нейрофизиологических экспериментов во время самого показа — это верный признак того, что автор проникся темой. Теперь я буду с нетерпением ждать второй части и советовать своим друзьям посмотреть первую, потому что это того стоит.

Виктор Лебедев, врач-психиатр, научный журналист

 

Так живут люди

Фильм «Лес». Художественный/ Fiction-length films, 2017 . Режиссер Роман Жигалов

Кадр из фильма «Лес»
Кадр из фильма «Лес»

Чувства после просмотра картины «Лес»: «Стоп! Надо прийти в себя».

Увиденная дикость и жестокость была наполнена реальностью. Так и есть. Так живут люди, и это правда.
Режиссеру Роману Жигалову удалось показать не сюжет отдельной истории, а целую жизнь пронести с помощью этого сюжета. Тут отношение родителей и детей, подростковое насилие, разборки, прогнившая система. Система, поглощающая человека, а порой и целый народ. Где деньги и власть решают многое, может даже и всё. Та жизнь, которая убивает. Ситуация, когда люди выживают. Самое ужасное, что сделать они с этим не могут ничего, потому что не видели другого и просто устали бороться. Самая отвратительная черта русского народа — принимать всё, как есть.

Главным в этой истории остаётся подросток Данила. Мальчик, которого не понимают сверстники, да и он тоже не стремится приближаться к ним. Данила из обычной семьи, где родители давно уже говорят на разном языке и не понимают друг друга. Сцена когда мать говорит про благополучие ребёнка, а отец про лесозаготовку, расставила точки над i в этом фильме. У Данилы нет девушки, друзей, он учится и живет, как будто с закрытыми глазами.

Приходит время, когда надо выходить «из банки». Данила влюбляется, а потом заводит роман с женщиной, которая старше его в два раза. С одной стороны, ему нравится чувствовать себя взрослым. А с другой, ему не кажутся привлекательными сверстницы. Не говорит ли это о том, что он вырос? Данила на протяжении фильма — смотритель. Он наблюдает за жизнью своей возлюбленной Кати, за её мужем-алкоголиком, за сверстниками и разборками между ними. Нежелание участвовать в этом отстраняет его от деревенской жизни.

Вот, наконец, он находит ту самую, пускай она годится ему в матери, с ней Данила другой. Он становится мужчиной. Причем не только биологически, а с теми моральными качествами, которыми вряд ли могут похвастаться его одноклассники, даже его отец. Он готов защищать Катю, помогать ей и строить планы на будущее. Все его считают мальчишкой и не воспринимают всерьёз. Но за его подростковой уязвимостью скрывается сила, желание мести и справедливости.

Интересно, что на протяжении фильма Данила ни разу не смог постоять за себя. Но когда ему приходится заступаться и спасать других, он принимает серьезные решения. Он способен убить человека, крушить чужую машину, спасти своего потенциального врага. Что это? Что движет им?

Это внутренняя сила, толкающая человека на самые неожиданные поступки. Она меняет Данилу, делает его взрослым не по годам. Он больше не сможет быть прежним. Вечный груз того, что невиновный сидит в тюрьме, а он оказался убийцей, будет давить на него всю жизнь. Сможет ли он выстоять? Не скатится вниз, как сверстники? Продолжит учиться? Влюбится ли когда-нибудь снова? Хочется верить, что да. Потому что Данила не такой, как они!

Во время просмотра фильма «Лес» я провела параллель между этой картиной и фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан». Где-то перекликается сюжет, поведение героев, цель показать их самобытность. Только у Звягинцева эффект депрессии достигается с помощью картинки: тёмных тонов, контрастов, полумрака — там много разговоров, неспешных движений. А в картине Романа Жигалова огромную роль играют колорит северного леса, красота природы, живость героев. Это помогает не уходить далеко в апатию. А размышлять, видеть всю деревенскую жизнь, тот быт, свои правила и главное неспособность народа бороться с системой. Картинка делает фильм живым, а не пластмассовым.

Валерия Новикова,

отделение журналистики Петрозаводской ДШИ имени М.А. Балакирева