Мы утратили прекрасное здание детской поликлиники на улице Анохина в Петрозаводске, и это не было цепью случайностей, а вполне закономерным процессом. Теперь, на примере дома Богданова, мы вновь проходим этот путь — передачу государством объекта культурного наследия в руки собственника, стремящегося не сохранить его, а уничтожить.
Не вижу у этой истории скорого и счастливого окончания, к моему большому сожалению, хотя мне очень хочется ошибиться. Но я постараюсь не дать этой истории затеряться в ежедневной сутолоке и суете больших дел.
Этап первый: избавиться
Двухэтажный дом Богданова был построен в 1870 году на улице Малой Слободской, а в 1983‑1987 годах перевезен в кварталы исторической застройки Петрозаводска и восстановлен по проекту архитекторов В.Г. Копнина и Л.Г. Поляковой.
Около 30 лет использовался как административное здание и украшал город. Но в последние годы ему потребовался ремонт, средств в казне на это не нашлось, и решено было дом продать любому желающему за 1 (один) рубль.
Весной 2018 года это удалось сделать только с четвёртой попытки. Хозяином здания стало ООО «Строительный трест №4», директор и учредитель Виталий Стопкин. Заодно был продан и земельный участок под домом, чего, кстати, в других регионах обычно не делается. И не делается, как понимаете, не случайно.
Этап второй: разрушить
4 мая 2018 года собственник получил от Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия задание на проведение работ по сохранению объекта и разрешение на производство работ в объёме, «необходимом для уточнения физического состояния объекта и разработки научно-проектной документации». И не замедлил превысить свои полномочия, в несколько дней варварски ободрал внешнюю и внутреннюю обшивку, выставил рамы второго этажа, снёс двухэтажный тамбур.
Не знаю, как развивались бы события дальше, но неофициальными путями 12 мая 2018 года я сообщила о происходящем в Управление по охране объектов культурного наследия Карелии. 7 июня его сотрудниками было «выявлено несоответствие проводимых работ выданному Заданию и собственнику выдано Предписание о приостановке работ на объекте от 9 июня № 6/2018″.
Этап третий: не сохранить
Такое впечатление, что происходящее было собственнику только на руку — предоставить беззащитный Дом на растерзание погоде и преступному случаю. Разве радеющий о своём имуществе хозяин уберёт укрывающую сруб обшивку, оставит открытыми двери, окна и вход на участок, бросит на землю декоративные карнизы и наличники? Нет. И просто чудо, что в течение двух месяцев беды не произошло.
Этап четвёртый: не охранять
7 августа 2018 года я написала уже официальное обращение в Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, описывая состояние брошенного Дома. 24 августа получила ответ, что согласно Акту от 23.08.2018 всё обстоит замечательно: «…собственником обеспечена защита конструкций от атмосферных осадков, наличники и карнизы вывезены, окна первого этажа и двери закрыты, территория огорожена». Один недостаток — ограждение не замкнуто, ворота на пожарном проезде отсутствуют, а потому управление выдало очередное предписание собственнику об обеспечении физической сохранности объекта. Говорят, даже охрану круглосуточную велело установить.
Кто знаком с предыдущим материалом по теме, знает: Акт от 23.08.2018 оказался откровенным враньём высокого полёта, не было сделано ничего из указанного в нём. Понёс ли человек, составивший такой акт, наказание, продолжает ли работать в управлении, какие новые акты составляет, нам неизвестно.
Этап пятый: вынужденные меры
После публикации в интернет-журнале «Лицей» и нового письменного обращения в Управление по охране объектов культурного наследия 25 августа 2018 года дело по сохранению разрушенного сдвинулось с мёртвой точки.
В конце августа два оконных проёма закрыли щитами, правда, не уверена, что этот материал выдержит влагу. В начале сентября появились ворота, изнутри закрытые на цепь с замком. Ещё пара окон укреплены, на других появилось только по три поперечных доски, не более. Позднее залепили дыру в заборе у земляного склона. Как, сейчас увидите сами. Не спеша, но всё-таки убрали с улицы кучи карнизов и наличников, они внутри дома. Охрана отсутствует. Благодаря моему обращению в мэрию, наконец-то появился обязательный баннер о проводимых работах. Вот, пожалуй, и всё.
Этап шестой: забросить
По моему мнению, сегодня Дом Богданова заброшен всеми — и собственником, и Управлением по охране объектов культурного наследия. Фото, сделанные 13 октября 2018 года, тому подтверждение. Судите сами.
Этапный эпикриз
Эпикриз слово медицинское. Это суждение о состоянии больного, о диагнозе, причинах возникновения и развитии болезни, обосновании и результатах лечения.
Можно сказать, что состояние больного до лечения было лучше, чем после его начала. Лечение проводится с большими задержками, не в полном объёме и малоэффективно. Болезнь развивается в худшую сторону и при нынешнем отношении к пациенту «Строительного треста №4» и Управления по охране объекта культурного наследия может привести к летальному исходу. Ведь работы по реставрации здания от фундамента до кровли с сохранением их исторического облика новый собственник должен провести за собственный счет до 2021 года.
Улита едет, когда-то будет… Как вы думаете, протянет больной до этого срока или придётся писать эпикриз посмертный? Очень хочется верить, что нет. И делать для этого всё, что в наших силах.
Фото Юлии Свинцовой
Сделаны 13 октября 2018 года в 10 часов утра