И вот наконец наступило первое сентября. Лёшка проснулся рано. В шкафу его дожидалась ещё с вечера заботливо отутюженная мамой форма. Первым делом он померял фуражку. Странно, но голова за неделю ничуть не подросла…
Рассказ
В далёком 1958 году Лёшка Борисов пошёл в первый класс. К тому времени он с помощью папы выучил алфавит и уже мог самостоятельно, сопя и потея от напряжения, прочитывать небольшие тексты. Нередко случалось при этом, что он допускал досадные ошибки, но папа сказал, что со временем всё образуется.
В школу Лёшке хотелось по двум причинам. Первой причиной была необыкновенной красоты школьная форма. Мальчики-школьники щеголяли тогда в длинных серых брюках навыпуск, таких же серых гимнастёрках с блестящими пуговицами. Гимнастёрки в свою очередь подпоясывались широким ремнём с ослепительно сияющей медной бляхой. И завершала это великолепие замечательная, совсем как у военных, фуражка с кокардой и лакированным козырьком.
Незадолго до школы в раймаге была куплена такая форма и для Лёшки. Брюки и гимнастёрка сидели на нём как влитые, заверила папу с мамой полная продавщица с весёлыми глазами. И Лёшке понравилось это новое для него слово. С фуражкой дела обстояли несколько хуже. Сколько Лёшка их не перемерял, ни одна не подошла. Одни были слишком малы, а другие, наоборот, велики.
– Да, возьмите вы вот эту на вырост, — сказала продавщица ещё одно новое слово, и оно тоже понравилось Лёшке. — К третьему классу будет в самый раз, – уверенно заявила она и нахлобучила на Лёшкину стриженую голову мечту дошкольника.
И пусть мечта была на два размера больше, но от неё так хорошо пахло новым и ещё чем-то таинственным, что у него даже закружилась голова от счастья.
— И то правда, – согласился папа с продавщицей.
— А может, подождём следующего привоза товаров? – спросила мама.
— Не-е, — мотнул головой Лёшка, – на вырост же, — и фуражка тут же съехала ему на нос.
На другой день, когда дома никого не было, Лёшка опять надел свою форму. Он повесил на шею игрушечный автомат и, внимательно осмотрев себя в зеркале шкафа, остался доволен.
— Совсем как пограничник с обложки журнала. Вот только брюки портят всё дело. Эх! И почему детям не шьют галифе? – подумал Лёшка.
Однако он тут же нашёл выход из этого положения. Выйдя из комнаты и взяв в руку автомат, выглянул из-за косяка дверного проёма. Теперь в зеркале всё выглядело гораздо лучше. Лёшка нахмурил брови и сделал суровое лицо. Правда, большую часть лица скрывал козырёк фуражки, но зато и брюк видно не было.
— Вот бы мне ещё усы, как у того пограничника, – мечтательно вздохнул он.
И тут новая идея пришла в его голову. Лёшка открыл печную заслонку и погрузил палец в жирный слой сажи. Затем осторожно провёл этим пальцем под носом. Когда он с автоматом в руке снова бросил взгляд в зеркало, выглянув из-за косяка, то даже сам не узнал себя. Казалось, что это бывалый пограничник выслеживает в родительской спальне нарушителя границы. На суровом лице бдительного стража грозно топорщились великолепные чёрные усы.
— Эх! Мне бы ещё пограничную собаку.
И вновь свежая идея пришла ему в голову. Просто удивительно, как хорошо сегодня работала его голова, видимо, школьная фуражка оказывала на неё какое-то чудесное действие.
Лёшка выбежал на крыльцо и оглядел двор. В тени забора лежал и выжидательно поглядывал на него любимец местных мальчишек, кудлатый пёс Шарик.
— Шарик! Ко мне! – повелительно сказал Лёшка.
Однако пёс не спешил выполнять команду своего покровителя. Он прекрасно знал, что Лёшкина мама будет недовольна.
— Иди, иди, не бойся, я сегодня один дома, – нетерпеливо сказал Лёшка.
Но собака и не думала подчиняться. Тогда он вошёл в дом и вскоре вернулся с печеньем в руке. Тут Шарика уже не пришлось уговаривать, и он потянулся за угощеньем.
Войдя в комнату, Лёшка долго пытался усадить Шарика перед зеркалом, но с этим ничего не вышло. Пёс то норовил лизнуть его, то принимал такой глупый вид, что только портил всю картину. Так что пришлось Шарика снова отправить на улицу.
Короче говоря, форма ему нравилась, вот только фуражка действительно самую малость была великовата. Однако до школы оставалась ещё целая неделя, и голова, конечно же, за это время ещё подрастёт. А чтобы она подросла быстрее, он с утра до вечера ходил в своей прекрасной фуражке. И надо сказать, что очень преуспел в этом. Главное, при ходьбе надо держать спину прямой и не вертеть головой во все стороны. Даже если тебя кто-нибудь окликнет, нужно осторожно остановиться и очень медленно обернуться всем телом, тогда фуражка преспокойно останется на своём месте. Да что там говорить, Лёшка мог даже быстро пробежать до соседнего дома и обратно. Его колени и локти мелькали с удивительной быстротой. И пусть козырёк закрывал почти весь небосвод, Лёшка всё равно держал голову и спину прямо. Он нёсся по улице со страшной скоростью, но при этом фуражка и не думала никуда сползать. Плавно покачиваясь, она уверенно сидела на его оттопыренных крепких ушах.
И вот наконец наступило первое сентября. Лёшка проснулся рано. В шкафу его дожидалась ещё с вечера заботливо отутюженная мамой форма. Первым делом он померял фуражку. Странно, но голова за неделю ничуть не подросла. Лёшка всё боялся опоздать в школу и поторапливал маму. Она же успокаивала его и говорила, что ещё очень рано. Ей с трудом удалось уговорить его позавтракать.
Наконец мама покончила со своими делами, и они отправились в школу. Лёшка шёл по улице рядом с мамой. Плечи ему приятно оттягивал новенький ранец, а в руках он нёс букет очень красивых астр. Он прекрасно помнил, что спину и голову надо держать прямо. Соседи здоровались с ними, и все говорили, что Алексей заметно вырос и как-то сразу повзрослел. Лёшке было очень приятно всё это слышать. Но виду он не показывал, а степенно и сдержанно отвечал на приветствия.
А потом был первый звонок. Мама и другие родители отправились по домам. Лёшке без мамы было немного страшновато. Всех первоклашек развели по классам и усадили за удобные, пахнувшие свежей краской парты. Симпатичная женщина с добрыми серыми глазами сказала, что зовут её Валентина Ивановна и что именно она будет учить их читать, писать и считать. Лёшка слушал её и чувствовал, как все страхи его бесследно исчезают.
На первом уроке они знакомились друг с другом. А на втором Валентина Ивановна повела своих воспитанников знакомиться со школой. Первоклашки проходили длинными коридорами, стараясь не шуметь, так как в других классах шли занятия. Валентина Ивановна показала им, где находится спортивный зал, столовая, мастерские. Рассказала много интересного и полезного из жизни школы.
— А вот здесь, — сказала Валентина Ивановна, остановившись возле двери, над которой была изображена раскрытая книга, — находится наша библиотека.
Это и была вторая причина, из-за которой Лёшке хотелось в школу. У многих его товарищей были братья, которые учились в старших классах. Так вот, они приносили домой из школьной библиотеки много хороших книг. Особенно ему нравились книжки с картинками.
Едва лишь закончилась экскурсия по школе и учительница попрощалась с ними до завтра, первоклассник Лёшка Борисов со всех ног кинулся к заветной двери. В спешке он даже позабыл о том, что спину и голову надо держать прямо, поэтому, когда он резко затормозил перед входом в библиотеку, фуражка, конечно же, свалилась с его головы и громко стукнула своим твёрдым козырьком в дверь.
Дверь тут же распахнулась. На пороге стояла высокая сухощавая женщина в круглых очках.
— Вам чего, молодой человек? – строго спросила она, но Лёшке показалось, что глаза её при этом улыбаются.
— Я бы хотел записаться в библиотеку, – сказал он, стараясь держаться как можно солиднее.
— Ну, что же, проходите, — сказала женщина и пропустила его в небольшую комнату, всю заставленную стеллажами с книгами.
— А читать вы умеете? – спросила женщина.
— Да, – гордо ответил он.
— Ну, тогда давайте знакомиться, меня зовут Елизавета Васильевна. А вы кто будете?
— Ученик первого класса «Б» Алексей Фёдорович Борисов, – совсем по-взрослому ответил ей Лёшка. Он мысленно похвалил себя за то, как здорово у него это получилось.
— Я рекомендую вам обратить внимании вот на эту полку, — и Елизавета Васильевна, улыбнувшись, указала рукой на ближайший стеллаж.
Лёшка водрузил на край стола свой великолепный головной убор.
— Хорошо. Вы пока покараульте мою фуражку, а я посмотрю, что тут у вас есть интересного, – опять совершенно по-взрослому ответил ей он. И уже совсем не удивился этому. «Видимо форма оказывает какое-то влияние на ум школьника и помогает ему говорить со взрослыми на равных», – отстранённо подумал Лёшка, подходя к заветной полке.
Его внимание сразу же привлекла книжка с яркой обложкой. На ней были изображены скачущие куда-то кастрюли, стаканы и тарелки. Буквы в названии книги были весело разбросаны по всему полю обложки. Это обстоятельство сильно мешало прочесть само название, но всё же Лёшка сделал это:
-Фё–до–ры- на–го–ре, – прочитал он, шевеля губами.
О такой удаче он даже не мечтал. Дело в том, что Лёшке очень нравились горы. Но у них в посёлке никаких гор, конечно же, не было. Были, правда, очень крутые берега на речке, но разве это горы? Вот папа рассказывал ему, что есть горы в несколько километров высотой. И что на вершинах этих гор снег не тает даже летом. Такие горы Лёшка и сам видел, но, правда, только в кино. Ещё папа рассказывал про альпинистов. Это такие люди, которые могут забраться на самую высокую вершину. В тайне Лёшка даже мечтал вырасти поскорее и стать альпинистом. Поэтому он сразу же понял, что «Фёдоры на горе» — это книга о таких вот смелых людях.
— Вот! Выбрал! – счастливо улыбаясь, он обернулся к Елизавете Васильевне.
— Поздравляю вас, Алексей Фёдорович. Вы выбрали замечательную книжку. Если вы её внимательно прочтёте, то она вам обязательно поможет в жизни. Написал её очень хороший писатель Корней Иванович Чуковский, вы уже читали его?
— Да, — сказал Лёшка, — у меня дома есть две его книжки – «Муха Цокотуха» и «Доктор Айболит».
Домой он шёл опять же степенно, не спеша. Спину и голову держал прямо. А так хотелось промчаться по улице с быстротой, на какую он только был способен.
— Лёха! Айда на ручей кораблики пускать, – выбежали ему навстречу два его друга Петька и Женька.
Лёшка был на год старше их, и ему очень хотелось пойти с ними на ручей, но вовремя вспомнив, что он теперь школьник, осторожно покачал головой, чтобы не уронить фуражку.
— Не могу, ребя. Уроков много задали, да вот ещё книжку интересную достал в библиотеке. Через десять дней надо сдавать. Так что гуляйте без меня.
И он зашагал дальше. Петька и Женька с уважением смотрели ему вслед.
С той далёкой поры прошло очень много лет. Лёшка уже стал пенсионером, и теперь все зовут его Алексеем Фёдоровичем. На его жизненном пути было несколько библиотек, читателем которых он становился. А теперь с помощью интернета он пользуется доступом к электронным книжным хранилищам. Но не забыл он и свою первую библиотеку, а также и первую книжку, которую прочёл сам. И совсем не важно, что называлась она вовсе не «Фёдоры на горе», а «Федорино горе».
Алексей Фёдорович на всю жизнь запомнил мудрые слова Елизаветы Васильевны о том, что эта книжка способна помочь человеку, оказавшемуся в трудных ситуациях. И когда со страной случилось нечто, очень похожее на Федорино горе, эта маленькая книжка действительно помогла ему разобраться в водовороте тех непростых событий.