Эльвира Александровна Утикеева была из плеяды актёров уходящего поколения: умных, тонких, человечных и интеллигентных.
Союз театральных деятелей Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия с прискорбием сообщают, что 28 мая в 20.20 ушла из жизни заслуженная артистка России Эльвира Александровна Утикеева.
С творчеством Эльвиры Александровны Утикеевой было связано почти полвека истории Русского театра драмы Республики Карелия. Жизнью и судьбой она была тесно связана и с Музыкальным театром Республики Карелия.
Эльвира Утикеева родилась 14 ноября 1941 года в городе Константиновка Донецкой области. Детство и юность провела в Эстонии, в Таллинне. В 1962 году окончила Государственную театральную студию при Омском драматическом театре под руководством Ю.А. Альховского. В 1963 году Эльвира Александровна приехала работать в Петрозаводск, в Русский театр драмы.
Молодая актриса оказалась востребована в современном репертуаре 60-х годов и быстро перешла от второстепенных ролей к главным. Зрителям и критике запомнились такие роли, как Валька в «Иркутской истории» А. Арбузова и Наташа в «Аргонавтах» Ю. Эдлиса, ещё одна Наташа в спектакле «104 страницы про любовь» Э. Радзинского и Лика в спектакле «Мой бедный Марат» А. Арбузова, Стефка в спектакле «Панна Маличевская» Г. Запольской и Ольга Рыжова в «Сослуживцах» Э. Брагинского и Э. Рязанова, Ната Стефанович в спекаткле «Госпожа министерша» Б. Нушича, Мария Васильевна в «Виноватых» А. Арбузова и многие другие.
Смелая и свободная актриса сама была олицетворением тех лет и оставалась современной даже в классическом репертуаре, тем самым делая классику ближе к зрителям 70-80-х годов. Таковы образы Лебедкиной в «Поздней любви» А. Островского, 1973), Донны Анны в «Маленьких трагедиях» А. Пушкина, Лейди Торренс в спектакле «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, Глумовой в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, Гертруды в «Гамлете» У. Шекспира, Линды в «Смерти коммивояжёра» и Эстер в «Цене» А. Миллера.
Эльвира Александровна умела в каждой роли интерпретировать образ, наделять его верными и точными чертами, оставаясь в рамках режиссёрской задачи, и потому была востребована режиссурой различных художественных направлений. Зрители 80-90-х годов помнят уверенную в своей правоте Екатерину Николаевну Юрьеву — врача-психиатра в спектакле «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко, аристократичную Фелисити Честерфилд в спектакле «Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган, мудрую Бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны.
Из ролей 2000-х годов нельзя не вспомнить блестящую роль сезона 2000/2001, отмеченную премией «Онежская маска», — роль умного и хитрого Доктора в «Сонате для троих» И. Бергмана, яркую миссис Туз в спектакле «Все в саду» Э. Олби, великолепную Джин Хортон в «Квартете» Р. Харвуда.
Эльвира Александровна всегда, с юных лет, была приверженцем Слова. Она любила поэзию и знала, что стихи оживают, когда их читаешь вслух. Эльвира Александровна участвовала в чтецких программах, преподавала сценическую речь в Петрозаводской государственной консерватории, вела студию художественного слова при Республиканском доме работников просвещения, играла в спектаклях Карельского телевидения, неоднократно участвовала в авторских литературно-музыкальных программах Карельского телевидения и радио, вела концерты.
Русский театр драмы и Музыкальный театр тогда существовали под одной крышей, взаимно обогащая друг друга. Лидером Музыкального театра в шестидесятые годы был Дмитрий Сергеевич Утикеев. Он был олицетворением Музыки. Они встретились — Музыка и Слово, Дмитрий Сергеевич и Эльвира Александровна. Их союз был ярок и плодотворен не только в работе над либретто оперетты «Джюдитта» Ф.Легара, или театрализованными литературно-музыкальных программами «Под знаком Зодиака» и «Ностальжи». Они всегда были счастливы вместе. С уходом Дмитрия Сергеевича в 2009 году Эльвира Александровна смириться не смогла, она по-прежнему жила воспоминаниями о нём.
Ещё параллельно с работой в Русском театре драмы Эльвира Александровна активно выступала с чтецкими программами, помогала начинающим актёром овладеть выразительной речью, писала сценарии, проводила музыкально-поэтические программы. Она верила в то, что поэтический ритм и слово могут лечить. Творческое горение, удивительная чуткость к художественному слову, организаторский и педагогический талант Эльвиры Александровны помогли многим людям найти своё место в жизни.
Заслуги Эльвиры Александровны Утикеевой были до достоинству оценены Почетной грамотой Верховного Совета КАССР в 1982 году, медалью «Ветеран труда» в 1989 году В 1989 году актрисе было присвоено звание заслуженной артистки Карельской АССР, а в 1998 году – звание заслуженной артистки Российской Федерации. В 2001 году Эльвира Утикеева стала лауреатом высшей республиканской театральной премии «Онежская маска».
Театральное искусство Республики Карелия понесло невосполнимую утрату. Эльвира Александровна Утикеева была из плеяды актёров уходящего поколения: умных, тонких, человечных и интеллигентных.
Прощание с Эльвирой Александровной состоится 1 июня с 10 до 11 часов в Музыкальном театре Карелии (пл. Кирова, 4).
От редакции «Лицея» выражаем глубокие соболезнования родным и друзьям замечательной актрисы. Светлая память!