Дом актёра, Хроника

Ушла из жизни Эльвира Утикеева

Эльвира Утикеева. Фото из архива Русского театра драмы
Эльвира Утикеева. Фото из архива Русского театра драмы

Эльвира Александровна Утикеева была из плеяды актёров уходящего поколения: умных, тонких, человечных и интеллигентных.

Союз театральных деятелей Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия с прискорбием сообщают, что 28 мая в 20.20 ушла из жизни заслуженная артистка России Эльвира Александровна Утикеева.

С творчеством Эльвиры Александровны Утикеевой было связано почти полвека истории Русского театра драмы Республики Карелия. Жизнью и судьбой она была тесно связана и с Музыкальным театром Республики Карелия.

Эльвира Утикеева родилась 14 ноября 1941 года в городе Константиновка Донецкой области. Детство и юность провела в Эстонии, в Таллинне. В 1962 году окончила Государственную театральную студию при Омском драматическом театре под руководством Ю.А. Альховского. В 1963 году Эльвира Александровна приехала работать в Петрозаводск, в Русский театр драмы.

Молодая актриса оказалась востребована в современном репертуаре 60-х годов и быстро перешла от второстепенных ролей к главным. Зрителям и критике запомнились такие роли, как Валька в «Иркутской истории» А. Арбузова и Наташа в «Аргонавтах» Ю. Эдлиса, ещё одна Наташа в спектакле «104 страницы про любовь» Э. Радзинского и Лика в спектакле «Мой бедный Марат» А. Арбузова, Стефка в спектакле «Панна Маличевская» Г. Запольской и Ольга Рыжова в «Сослуживцах» Э. Брагинского и Э. Рязанова, Ната Стефанович в спекаткле «Госпожа министерша» Б. Нушича, Мария Васильевна в «Виноватых» А. Арбузова и многие другие.

Смелая и свободная актриса сама была олицетворением тех лет и оставалась современной даже в классическом репертуаре, тем самым делая классику ближе к зрителям 70-80-х годов. Таковы образы Лебедкиной в «Поздней любви» А. Островского, 1973), Донны Анны в «Маленьких трагедиях» А. Пушкина, Лейди Торренс в спектакле «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, Глумовой в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, Гертруды в «Гамлете» У. Шекспира, Линды в «Смерти коммивояжёра» и Эстер в «Цене» А. Миллера.

Эльвира Александровна умела в каждой роли интерпретировать образ, наделять его верными и точными чертами, оставаясь в рамках режиссёрской задачи, и потому была востребована режиссурой различных художественных направлений. Зрители 80-90-х годов помнят уверенную в своей правоте Екатерину Николаевну Юрьеву — врача-психиатра в спектакле «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко, аристократичную Фелисити Честерфилд в спектакле «Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган, мудрую Бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны.

Из ролей 2000-х годов нельзя не вспомнить блестящую роль сезона 2000/2001, отмеченную премией «Онежская маска», — роль умного и хитрого Доктора в «Сонате для троих» И. Бергмана, яркую миссис Туз в спектакле «Все в саду» Э. Олби, великолепную Джин Хортон в «Квартете» Р. Харвуда.

Эльвира Александровна всегда, с юных лет, была приверженцем Слова. Она любила поэзию и знала, что стихи оживают, когда их читаешь вслух. Эльвира Александровна участвовала в чтецких программах, преподавала сценическую речь в Петрозаводской государственной консерватории, вела студию художественного слова при Республиканском доме работников просвещения, играла в спектаклях Карельского телевидения, неоднократно участвовала в авторских литературно-музыкальных программах Карельского телевидения и радио, вела концерты.

Русский театр драмы и Музыкальный театр тогда существовали под одной крышей, взаимно обогащая друг друга. Лидером Музыкального театра в шестидесятые годы был Дмитрий Сергеевич Утикеев. Он был олицетворением Музыки. Они встретились — Музыка и Слово, Дмитрий Сергеевич и Эльвира Александровна. Их союз был ярок и плодотворен не только в работе над либретто оперетты «Джюдитта» Ф.Легара, или театрализованными литературно-музыкальных программами «Под знаком Зодиака» и «Ностальжи». Они всегда были счастливы вместе. С уходом Дмитрия Сергеевича в 2009 году Эльвира Александровна смириться не смогла, она по-прежнему жила воспоминаниями о нём.

Ещё параллельно с работой в Русском театре драмы Эльвира Александровна активно выступала с чтецкими программами, помогала начинающим актёром овладеть выразительной речью, писала сценарии, проводила музыкально-поэтические программы. Она верила в то, что поэтический ритм и слово могут лечить. Творческое горение, удивительная чуткость к художественному слову, организаторский и педагогический талант Эльвиры Александровны помогли многим людям найти своё место в жизни.

Заслуги Эльвиры Александровны Утикеевой были до достоинству оценены Почетной грамотой Верховного Совета КАССР в 1982 году, медалью «Ветеран труда» в 1989 году В 1989 году актрисе было присвоено звание заслуженной артистки Карельской АССР, а в 1998 году – звание заслуженной артистки Российской Федерации. В 2001 году Эльвира Утикеева стала лауреатом высшей республиканской театральной премии «Онежская маска».

Театральное искусство Республики Карелия понесло невосполнимую утрату. Эльвира Александровна Утикеева была из плеяды актёров уходящего поколения: умных, тонких, человечных и интеллигентных.

Прощание с Эльвирой Александровной состоится 1 июня с 10 до 11 часов в Музыкальном театре Карелии (пл. Кирова, 4).

От редакции «Лицея» выражаем глубокие соболезнования родным и друзьям замечательной актрисы. Светлая память!