Молодой театр Карелии
Году театра мы посвящаем наш новый проект. Будем представлять молодых актеров пяти наших профессиональных театров. Начинаем с «Творческой мастерской». В «ТМ» проходили практику магистранты-филологи ПетрГУ Наталия Паршукова и Полина Нестерова. Они сами выбрали персону для интервью — это Дмитрий Константинов, актёр молодежной труппы театра.
Нужно делать все возможное именно сегодня. Чтобы человек, который впервые пришел в театр, вернулся вновь, увидев хорошую игру. Зритель не должен стать заложником наших проб, экспериментов и ошибок.
– Для человека очень важным жизненным этапом является детство. Кем вы мечтали стать в детстве?
– Я мечтал стать машинистом, археологом, психологом, но в итоге стал актером. Психология и актерская деятельность – очень схожие профессии. У одного из театральных деятелей, П.М. Ершова, есть книга «Режиссура как практическая психология». Нахождение, понимание и мотивация персонажей — ты должен выйти на сцену с пониманием, что тобой движет. Такая своего рода психология.
– Впервые на сцене… Как это было?
– Конечно, страшно, волнение… Я научился это волнение переводить в нужное русло, трясучка с годами поубавилась. Сейчас есть азарт сделать что-то, тогда же была повышенная ответственность. Лучше вообще расслабиться. У нас есть режиссер Борис Цейтлин («Та самая Дульсинея», «Двое в большом городе»), он всегда говорит: «Что ты напрягаешься, играй спокойно!». Это правильно, не нужно нагнетать эмоции.
– Как вам удается быстро собраться, настроить себя перед выходом?
– С улыбкой вспоминаю, как раньше пытался настраиваться перед выходом на сцену. Есть множество техник, однако я понял, что именно мне бесполезно настраиваться на спектакль. Нужно просто быть в тонусе и уметь включиться, начать с нужного ритма. Музыкальных слух помогает мне в актерской деятельности. (Дмитрий — выпускник Петрозаводского музыкального колледжа им. К. Э. Раутио. – Ред.) .
– Кто вас вдохновляет из актеров театра или кино?
– Сергей Юрский, я многое взял из его актерских приёмов. Также Владимир Машков. В детстве любимым актером был Андрей Миронов.
– Интересно было бы вам попробовать себя в качестве режиссера? Есть любимый режиссер?
– Да, немножко пробовал, но, к сожалению, не удалось реализовать идею. Буду пробовать в дальнейшем. Одним из любимых режиссёров является Никита Михалков, у него множество интересных мастер-классов. Алексей Герман – одна из величин, Юрий Норштейн («Ежик в тумане», «Сказка сказок»). Для себя я взял многое из мультипликаций, а одну роль и вовсе построил на воспоминании из мультфильма. У нас был спектакль «Горгоны». Если вспомнить советский мультфильм «Остров сокровищ», то там есть момент, когда герои приходят в таверну и видят пианиста, изо всех сил бьющего по клавишам. Наши персонажи были утрированы и именно исходя из впечатления я построил эту роль. Отовсюду может прийти дополнение, обогащение – то, что можно привнести в роль.
– В каких фильмах или сериалах вы снимались? Что значит для вас этот опыт?
– В сериалах «Тайны следствия» и «Улица разбитых фонарей», а также в киношколе Карелии. Это был интересный опыт. Выучил текст, продумал логику поведения, сыграл, но вот смотреть на себя в кадре немного боялся. Герои, которых видел только по телевизору, оказываются рядом с тобой – вы вместе обедаете, снимаетесь… Им всё по барабану, а ты тут волнуешься.
– Нравятся вам клоунские номера?
– Клоунада – высшее проявление актерского мастерства. Должны быть мера наивности и вера в предлагаемые обстоятельства. Тут я вспоминаю историю из книги Юрия Никулина про гениального клоуна. Он на ходу мог придумать целый номер. Клоун ходил по сцене и подзывал пальцем ведущего, а палец не мог остановиться. Он уже пытается сесть на палец, откусить, а его все никак не унять… Сыграть это, да еще так, чтобы было смешно… Это искусство.
Мне нравится наблюдать за людьми: у всех разные жесты, мимика, микродвижения при возникновении мысли на лице. Эти человеческие нюансы помогают при создании образа на сцене. Театр для меня — способ познания мира и жизни.
– О какой роли вы мечтаете?
– Мне все интересно. Смысл не в том, чтобы сыграть какую-то роль, а в том, чтобы режиссер захотел подлинного актерского взаимодействия. Сейчас театр концептуальный, актер воплощает задумку режиссера. Момент сопереживания больше всего ценю на сцене. Хотелось бы сыграть не героя с данными характеристиками, а спектакль. Прочувствовать атмосферу взаимодействия.
– С какими трудностями в профессии вы столкнулись?
– Трудности – это человеческий фактор. Нужно максимально отделить себя как личность от результата на сцене. Нужно позволить себе плохо сыграть: сегодня не получилось, так бывает. Человека на сцену толкает самолюбие. Гармоничный человек не пойдет на сцену. Зал будет скучать, если благополучный человек спокойно пьет чай и болтает с другими.
– Как вы относитесь к критике?
– Чему хорошему я научился в театре – выслушивать критику, но необязательно на нее реагировать. Если есть что-то дельное, то можно попытаться это реализовать, но иногда подобное видение не вписывается в логику персонажа.
— Когда вы играете на сцене, обращаете внимание на зрителей? На знакомые лица?
– Есть публичное одиночество. Как будто существуем при четвертой стене. Есть актеры, которым достаточно выйти на сцену, и через пару секунд они уже в курсе, есть ли директор в зрительном зале… Я воспринимаю зрительный зал в целом. Играю, забывая о знакомых в зале.
– Как вы относитесь к стереотипу представлению, что все актеры увлечены только сценой?
– Не могу ответить за всех, только за себя. Мне нравится наблюдать за людьми: у всех разные жесты, мимика, микродвижения при возникновении мысли на лице. Эти человеческие нюансы помогают при создании образа на сцене. Театр для меня — способ познания мира и жизни. Поэтому я увлекаюсь философией и люблю читать классику. Там как раз можно проследить нюансы, гармоничные и глубокие. Например, в романе «Анна Каренина» Лев Толстой изобразил тонкие психологические переходы, схватил состояние героев и их внешние проявления. Алексей Каренин нервничает и теребит мочку уха. Ногтями. Подобная деталь выдает в нем человека сухого, без эмоций. Это тонкое знание жизни.
На занятиях я учу концентрации, владению своим вниманием, свободе воображения, взаимодействию, умению понимать себя и других. Это очень важные качества для сцены и для повседневной жизни в целом.
– Как возникла идея создать свою студию при театре ТМ?
– Все началось с курсов подготовки фитнес-инструкторов. Полтора месяца проработал в фитнес-клубе и пришел в школу эстетического развития. Начал заниматься актерским мастерством. Час в неделю с семилетними детьми. Старался водить их на выставки, на концерты. Затем предложил заниматься с ними на базе театра – стало больше по времени и меньше по деньгам для родителей. Так появилась студия.
– Как можно интерпретировать название студии, почему «Со-бытие»?
– Название «Со-бытие» пришло не сразу, а лишь на третий год. В основе лежит со-переживание по системе Станиславского. С одной стороны, как театральное событие – то, что произошло, а с другой – совместное бытие, совместное существование учителя и ученика.
– Люди какого возраста могут приходить на занятия?
– Подростки от 14 до 17 лет и взрослая группа от 18-ти до бесконечности. Самому старшему ученику было около 50-ти лет. Со школьниками занимаемся три раза в неделю по полтора часа, а со взрослыми – два раза по выходным, от полутора до двух часов.
– С кем интереснее работать?
– Когда есть отдача, со всеми интересно. На занятиях я учу концентрации, владению своим вниманием, свободе воображения, взаимодействию, умению понимать себя и других. Это очень важные качества для сцены и для повседневной жизни в целом. На занятиях любим покричать. Это раскрепощает и освобождает от негативных эмоций.
– Были какие-то интересные истории на занятиях с ребятами?
– Недавно была очень интересная история. Есть одна девочка, она очень зажата, но хочет стать актрисой. На занятиях она сидит в абсолютно закрытой позе, такая вся «не смотрите на меня». Однажды у нее произошел эмоциональный срыв, девочка отделилась от всех и уткнулась в телефон. Я решил ее растормошить. Заметил, что она яростно теребит свои волосы. Я поинтересовался: тебя раздражают волосы? Она кивнула. Я предложил их обрезать, на что она дала утвердительный ответ. Пришлось резать. Я взял ножницы и немного их состриг – получилось ровно, даже стильно. Девочка была счастлива.
– Когда планируется набор новых участников?
– В сентябре. Необходима системность, ведь те, кто ходит постоянно, имеют общее понимание. Например, отработка некоторых упражнений: видна разница в выполнении в начале и со временем.
– Вы практикуете индивидуальные занятия?
– Готовлю к поступлению: стихи, проза, басни. В остальном же смысла нет – бесполезно заниматься раскрепощением в одиночку. Нужно тренироваться только публично. Необходимо преодолеть страх публики.
– Кто вам ближе: актёр или педагог?
– Я рано понял, что могу объяснить алгоритм действий другому человеку. У меня аналитический подход. Я действую через логику. Актерская сфера помогает через роль понять себя. Например, в прошлом году я был в роли Чтеца («Сказка о чёрте, солдате и скрипке»). Там, где чёрт, я раскрыл в себе ехидство, купался в своей гнусности, так сказать.
– Спектакль ставился на французском языке. Сложно ли было за столь короткий срок освоить незнакомый язык?
– Же не манж па сис жур – это единственное, что я знаю на французском. Я перенимал интонацию своего педагога, а также помогали постановки прошлых лет.
– Что вы можете пожелать молодым?
– Насколько молодым? Я себя тоже молодым чувствую. Всё толкает в сторону от человечности. Сейчас люди стремятся к монетизации, к продаже всего. Люди уходят от реальной жизни в пространство интернета. Вспомнил сейчас комментарий офтальмолога: двадцать лет назад приходили с фингалом под глазом, теперь все близорукие, потому что сидят в смартфонах. Тебе кажется, что ты испытываешь какие-то эмоции, но они настолько мимолетные, а воспоминаний не остается, кусок из жизни просто пропадает. Провел тест: попросил учеников пересказать новость, которую они прочитали в последний раз, и никто не смог ответить. Лучше включаться в реальную жизнь.
Беседу вели Наталия Паршукова и Полина Нестерова,
магистранты ПетрГУ (Институт филологии)