Константин Логинов, кандидат исторических наук, размышляет о творчестве художника Дмитрия Москина
У человека, который впервые увидит альбом «Русский демонарий» (рисунки и скульптуры Дмитрия Москина, тексты Ю.В. Линника, В.В. Иванова и М.В. Дубинской), может возникнуть смутное предчувствие приближения некой опасности: как-никак понятие демонического в нашем сознании отождествляется с темными силами, противостоящими всему светлому и Божественному в нашем мире.
Но предчувствие оказывается обманчивым, стоит только взять эту работу в свои руки, у человека с логическим складом ума оно рассеется после прочтения вводного текста, написанного доктором философских наук Ю.В. Линнком, а у людей, полагающихся на внутренние ощущения собственной души, опасения пройдут сами собой – от альбома так и веет какой-то теплотой, приводящей к уверенности и успокоению.
Как это можно объяснить? Разве столь сильный художник, как Дмитрий Москин, не смог воплотить в своих рисунках и скульптурах некую внутреннюю суть отображаемого? Если кто-то так подумает, то будет неправ. С этим у Дмитрия Москина, как раз, все в порядке. Судить об этом могу по личному опыту.
Как-то Дима подарил мне свой рисунок «Покойнички». Несмотря на шутливость названия рисунка, от листа бумаги шел столь явственно ощутимый холод, что держать его дома не было никакой возможности. Рисунок этот перекочевал туда, где ему и должно было храниться – в комнатку частного музея, в которой посетители появляются лишь время от времени и надолго не задерживаются. Так что же за внутреннее преображение произошло в случае с самим альбомом, в котором присутствуют, как рисунки, так и деревянные скульптуры этого, без преувеличения, можно сказать, истинного Мастера?
Чтобы ответить на этот вопрос, наверное, надо вспомнить книгу «Бытия» Ветхого завета (Библии). Бог за неделю сотворил наш Мир, создав во Вселенной «все видимое и невидимое». Под «видимым» подразумевается физический, материальный мир, под «невидимым» – мир бестелесных духов. В том числе, и духов низшей мифологии. Их предполагаемые образы, как раз, и представлены в творчестве Дмитрия Москина.
Сознание многих людей воспринимает акт Сотворение Мира как единовременный творческий шаг, после которого Вселенная застыла в своем развитии, либо же стала сама по себе развиваться, согласно заданным в акте Творения внутренним законам. Столь упрощенный взгляд на Вселенские законы, отрицается, как представителямии Церкви, так и эзотериками всех мастей. Церковь считает, что великое Творчество не закончилось, что души людей, воплощающиеся на Земле, Бог творит ежеминутно, в каждый миг современного бытия. Эзотерики поддерживают эту точку зрения, дополняют ее своими собственными представлениями о бытии Вселенной. Согласно их точке зрения, в запредельных для человеческого разума областях Тонкого мира постоянно творятся идеальные матрицы душ людей, которые при воплощении на земле получают часто далеко не идеальное содержание. Некоторым не достается даже всеобщего для людей дара речи, способности воспринимать звуковые колебания в воздухе (дара слуха) и т.д. Другие же обретают на Земле заложенный в них дар к творчеству, а точнее – к божественному сотворчеству сочинять музыку (совместно с самим Господом), исследовать непознанное, создавать художественные произведения в слове, в рисунке, скульптуре и т.д.
Как раз этим, последним даром, щедро оказался одарен Дмитрий Москин. Свидетельством тому фигуры, представленные в альбоме. Стоит ему взять любой корень можжевельника в руки, и он уже знает, как выявить скрытно содержащийся (заложенный самим Творцом) в этом корне образ. Для Творца нет уродливого и нечистого во всем том, что создано актом творения. Те же демоны потеряли свою божественную лучезарность лишь тогда, когда воспользовались своим правом лично избирать свой путь, который их привел на путь отпадения от Бога. А от художника зависело, вложить ли в создаваемые им образы первоначальную лучезарность или же затемнить их до такой степени, чтобы образы эти начали источать негативную энергию. Дмитрий Москин избрал первый путь. Поэтому-то как от рисунков, так и от скульптур исходит добрая и теплая, расслабляющая энергия.
Имеется еще один повод утверждать, что скульптуры Дмитрия Москина не могут нести в себе негативный заряд энергии. Сделаны все они из можжевельника. В народных поверьях это дерево наделяется способностью отгонять нечистые, темные силы. Дымом веточек можжевельника крестьяне Русского Севера окуривали скот перед выпуском его на пастбища, жилище, после того, как из дома выносили мертвое тело, могилу для умершего, если она выкапывалась накануне погребения. Даже молоко, чтобы оно очистилось от негативных энергий, сливали из деревянного подойника через носик, выдолбленный из ствола можжевелового дерева. Наверное, и фигуркам из можжевельника не дано впитывать в себя и распространять в окружающем пространстве темную, представляющую угрозу для человеческого здоровья, энергию.
Что касается рисунков, выполненных пером, то Дмитрий сознательно их нарисовал такими, чтобы они несли в себе тепло его представлений о тонком мире и его обитателях. Не могу не похвалить В.В. Иванова и М.В.Дубинскую, авторов статей и текстов под рисунками. Профессионально, умно и тонко они выбрали самое главное – не сгустили «негатив», «не пересластили» содержимое народных представлений о духах низшей мифологии.
Многие, наверное, зададут себе вопрос, взяв в руки издание альбома Дмитрия Москина: «А существуют ли на самом деле, представленные в нем духи низшей мифологии»? Частично ответ на этот вопрос содержат тексты Ю.В. Линника, В.В. Иванова и М.В.Дубинской, помещенные в альбоме. Уточнение здесь может быть минимальным. Для человека с безрелигиозным сознанием в издании присутствует лишь авторское видение Москиным образов, которые содержат русские сказки, былички и народные верования суеверного крестьянства, для человека с религиозным или эзотерическим сознанием – не исключено и некое зерно истинного знания о Тонком мире. Эти две точки зрения непримиримы. Говорят, что люди, воспринимающие своим зрением ауру человека, видят, что аура людей верующих и эзотериков сияет одинаково ярким фиолетовым цветом, а у атеистов в ауре преобладает желтый цвет, если они интеллектуалы, либо всполохи красного, если они сугубые прагматики и стяжатели.
«Лицей» № 5 2009