Главное, Образование

Жить в эпоху перемен

Система образования Карелии в этом году будет развиваться за счет внутренних ресурсов.

 

Коллегия Министерства образования РК подвела итоги деятельности за 2013 год и определили задачи на 2014 год. Министр образования Александр Морозов в своем отчете сразу подчеркнул, что будет не столько перечислять сухие цифры, с которыми можно познакомиться в опубликованном отчете , сколько постарается остановиться на проблемных вопросах. О них и пойдет речь ниже.

 

 

Дошкольное образование: о количестве и качестве

 

В прошлом году в Карелии появилось более тысячи дополнительных мест в детских садах, на 95% обеспечена доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, но своей очереди дожидаются ещё больше семи тысяч малышей  1-7 лет.

– Мы должны понимать, что сегодняшний дефицит мест в дошкольных учреждениях не будет решён в ближайшее время, поскольку дополнительный спрос на места так или иначе будет определяться повышением рождаемости, – заявил Александр Морозов. Некоторые новые дошкольные учреждения, которые планировались в 2013 году, так и не были открыты. По словам министра, федеральные средства все-таки вернулись в республику, строительство ведется и в первой половине этого года два детских сада в Петрозаводске и один в Пряже будут введены.

 

Способы сокращения очереди чиновники видят в частно-государственном партнёрстве и работе муниципалитетов при планировании комплексной застройки, как соцответственности бизнеса: разрешая предпринимателю застройку, необходимо отягощать его социальной нагрузкой в виде детских садов и школ.

 

Что касается качества, министр обратил внимание: от родителей уже поступали жалобы о том, что в начальной школе при поступлении от детей требуют умения читать и писать, между тем как программа в детсаду ни в коем случае не должна подменять собой или дублировать школьную. Надзорное управление начало проверку по этому поводу.

 

Методическое сопровождение учителей

Ссылаясь на данные мониторинга, Александр Морозов рассказал, что зачастую наши учителя недостаточно пользуются новыми передовыми приёмами обучения и воспитания, не всегда эффективно используют поставленное в рамках модернизации оборудование. Вывод: необходима серьёзная методическая подготовка, переквалификация учителей («в школу в последнее время приходит достаточно много людей не из профильных вузов, повышение квалификации которых требует особого подхода»).  Министр призвал в этом году хотя бы найти подходы и механизмы методического сопровождения, так как «предыдущая стандартная система, существовавшая с глубоких советских времён в виде методических кабинетов, практически разрушена». В большинстве муниципальных районов методических служб на сегодняшний день не существует.

Галина Разбивная, член коллегии, в свою очередь, напомнила об идее создания межрайонных методических служб: районы, успешные в том или ином предмете, могли бы делиться друг с другом наработками и опытом, –  «это и не затратно, и способствует добрым межсоседским отношениям».

 

 

Допобразование. Студенты ссузов остаются за бортом

– Мы много чего делаем в образовательных учреждениях, проводим бешеное количество мероприятий, – остановился министр на проблемах воспитательной работы. – Но мы бы ставили иную задачу перед воспитательной системой в 2014 году: необходима педагогическая целесообразность этого набора мероприятий.

 

Его поддержали. Снова высказалась Галина Разбивная, подтвердив, что мероприятий для детей, действительно, много, но участвуют в них практически одни и те же ребята. «А те дети, которые не бывают на мероприятиях, не поднимают активно руку в классе, не читают стихи с трибун  – они все равно остаются за бортом». Поэтому речь идет уже вообще о пересмотре образовательно-воспитательной среды в школе.

 

Разговор перешел и к дополнительному образованию. Специалисты констатировали: у нас полностью отсутствует молодежное допобразование, то, что есть, ориентировано на школьников младшего, а в лучшем случае, среднего звена. Для студентов ссузов в домах творчества нет ни материальной базы, ни педагогов.

– А это самый проблемный возраст, – заметил министр. –  Это те студенты, которые в большой массе живут в общежитиях, и требуют нормального воспитательного воздействия и организации их свободного времени.

 

 

Нужно быть готовым к запросам

 

Еще о профессиональном образовании. Министерство ставит перед образовательными организациями задачу поиска своей ниши и лицензирования востребованных на рынке труда программ, в том числе и с учетом тех изменений в экономике Карелии, которые (хотелось бы надеяться) будут происходить в связи с реализацией федеральных программ. «Наша задача упредить и быть готовыми к этим заявкам», – сказал министр и  привел пример.

 

Оказывается, уже практически принято решение Министерства обороны РФ о строительстве в Петрозаводске президентского кадетского училища на 840 воспитанников. Ожидается, что оно будет построено в 2015 году.  Поэтому муниципальная система должна быть готова к значительному оттоку квалифицированных педагогов.

 

– Зарплата там немножко другая, чем в системе образования, – заметил министр. По его словам, конкурс в Ставропольском президентском училище два года назад был 20 человек на 1 учительское место.

– Мы должны заранее готовиться и понимать, какой заказ дать учреждениям высшего и среднего профобразования, чтобы в системе образования республики качественные показатели не пострадали, – подчеркнул Александр Морозов.

 

 

Кадровый вопрос: старение и неэффективные руководители

 

Кадровый вопрос, к слову, вызвал живое обсуждение на заседании коллегии. По данным министерства, в системе образования республики на сегодня есть лишь около 60 вакансий – по всем учреждениям дошкольного и общего образования, подчеркнул министр. То есть существенной нехватки кадров нет. Есть другая –  проблема старения кадров.

Кроме того, много критики прозвучало в адрес руководителей образовательных учреждений.

– Наш анализ показывает, что если с учительскими кадрами у нас проблем практически нет, люди работают, то проблема соответствия руководителей образовательных учреждений тем требованиям, которые сейчас выставляет государство – это большой вопрос, – рассказал Александр Морозов.

Во многих районах проблему признают, но не видят, кем заменить директоров, работа которых не устраивает.

– Требовать с директоров высокопрофессиональной работы просто необходимо, – согласилась Галина Разбивная. – Притом, это должна быть система требований достаточно реальных. С директорами школ в Карелии очень серьезная проблема, многие тормозят работу школы. Но и найти других не просто. Надо обязательно иметь резерв.

За директоров вступилась депутат Законодательного Собрания РК Эмилия Слабунова, не понаслышке зная проблему.

– Современный директор – в одних требованиях, у него уже ничего нет, кроме требований. Он даже план собственной деятельности на сегодняшний день выстроить не может, потому что, приходя утром на работу и открывая электронную почту, он получает сразу пять килограммов разных требований.  И насмарку летит весь запланированный день, потому что он начинает выполнять их, немыслимые, иногда абсурдные, иногда глупые. Сегодня в Петербурге, в одном из районов, семь школ вообще без директоров. И не могут их найти. Директора превратились в мальчиков и девочек для битья.

Не все, в том числе и Александр Морозов, согласились с Эмилией Эдгардовной. По словам последнего, с принятием нового закона у директоров «свободы – выше крыши, нужно только научиться ею  пользоваться».

В итоге стало ясно: вопрос об эффективном руководителе образовательного учреждения назрел, пришла пора широко обсуждать его и принимать решения.

 

Школы тоже страдают от дефицита мест

Еще одна существенная проблема, особенно для Петрозаводска: наличие второй смены в школах. Причем, со строительством новых микрорайонов она, по прогнозам специалистов, будет усугубляться – мест на всех не хватает. Активная застройка идет на Ключевой, Древлянке, Перевалке, на очереди – Кукковка. Кроме того, среди петрозаводских школьников достаточно много тех, кто зарегистрирован в районах, а учится в городе.

Прозвучало предложение-вопрос насчет возращения в систему школы №8, но, как пояснил министр, сегодня это невозможно, так как её реконструкция требует огромных средств. Само же министерство в качестве возможной меры внесло предложение в федеральную целевую программу о строительстве двух школ в Петрозаводске на 1500 тысячи мест.

 

Острая необходимость в точках соприкосновения

Наконец, серьезные недоработки наблюдаются в рамках взаимодействия системы образования со смежными структурами. И в первую очередь речь об этом заходит, когда говорят о безопасности детей, их здоровье – физическом и психическом. Трагические случаи в Сегеже и Петрозаводске показали: необходимы срочные меры.

– Учреждения системы профилактики – здравоохранение, образование, силовые структуры – все работают замечательно. Но ровно в том месте, где они работают, и в том наборе мероприятий, который предусмотрен, – констатировал Александр Морозов. – Все проблемы начинаются на уровне стыка, взаимодействия. Это касается и здоровья детей, и социальных вопросов. Так, мы по закону обязаны обеспечить наличие медицинских кабинетов, но приказа Минздрава о количестве врачей-педиатров на 10 000 детского населения никто не отменял. Соответственно, даже при наличии договора с поликлиникой или с ЦРБ, врача вообще практически не видят в этом кабинете, а фельдшера – в лучшем случае. Проблемы есть даже с определением медицинской группы для занятия физкультурой, не говоря уже о других медицинских вещах.

По словам чиновника, Минобр и Минздрав пытаются найти общие подходы к решению этих проблем.

Однако вопросы вызывает взаимодействие не только образовательной и медицинской сфер. Речь шла и о других системах. Так замминистра культуры Карелии Алексей Лесонен признал недостаточным уровень соприкосновения подведомственных учреждений с образовательными.

– Здесь ни минобр, ни минкульт не дорабатывают. Совсем недавно я разговаривал с директорами музыкальных школ о том, как они взаимодействуют с системой общего образования. Выяснилось, что  практически никак. О системной работе речь вообще не идет. То же самое касается библиотек и музеев – как они сотрудничают со школьными? Эта работа утеряна.

Выразило озабоченность подобным вопросом взаимодействия и Министерство труда Карелии: недочетов также очень много. Так, в октябре-ноябре в республике проводилось исследование. Результат оказался неутешительным: более 50% детей в 11 классах ещё не выбрали профессию или профессиональное образование. Профориентация в школах хромает:  70% детей, выбирая свою профессию, берут информацию из интернета. Только 10% ищут её в школе и столько же – в службе занятости.

В итоге члены коллегии пришли к выводу: необходима совместная встреча разных ведомств, возможно, в рамках круглого стола, дискуссии или общей межведомственной коллегии. Представители Заксобрания выразили готовность предоставить для неё площадку.

 

Коллегия приняла отчет министра, а план действий и обсуждений в этом году решила доработать. Проблем было названо много, а путей их решения – гораздо меньше. Тем более что многие вопросы откладывать в долгий ящик уже просто недопустимо.

В конце выступления Александр Морозов обратил внимание:

– Перед органами управления образованием всех уровней, муниципального и регионального, образовательными организациями, нашими социальными партнерами стоят сложные задачи, в значительной части отягощенные теми событиями, которые произошли совсем недавно. Мы понимаем, что во многом  система образования в 2014 году в республике будет развиваться за счет внутренних ресурсов…

Александр Морозов
Александр Морозов

Фото автора