Год назад на базе ПетрГУ открылась научно-проектная лаборатория для школьников и студентов «Илмаринен». Недавно по ее подобию создана лаборатория в наукограде Новосибирск. Центры по образцу «Илмаринена» могут появиться и в других регионах России.
«Лицей» побеседовал с директором Ресурсного центра научно-технического творчества обучающихся ПетрГУ Марией Давыдовой и взял комментарии у экспертов.
Первая в России
— Проект, воплощенный на базе нашего вуза, нов не только для Петрозаводска и республики, но и для России, — рассказывает Мария. — На момент создания это была единственная лаборатория в стране, которая была создана при мощной поддержке вуза и частных кампаний. Спустя год мы можем подвести итоги нашей работы.
28 сентября, кстати, начала работу подобная лаборатория в Новосибирске. Мы активно общались с нашими коллегами и давали советы, рассказывали, как это сделали мы, с какими проблемами сталкивались.
Если говорить об учебных результатах, то благодаря поддержке учреждений допобразования Петрозаводска и Карелии — Дома творчества №2 и ресурсного центра допобразования РК «Ровесник» — в прошлом учебном году на базе нашего центра было реализовано более 20 программ разной направленности, связанных с робототехникой, конструированием, естественно-научными проектами, работами по физике, биологии, астрономии и, конечно, отдельным блоком идут программы с олимпиадными задачами. Если говорить о числовом выражении, то свыше 550 детей с первого по 11 класс прошли обучение на базе нашего центра.
Основной базой обучения является главный корпус ПетрГУ, где и расположена лаборатория «Илмаринен». Все учебные программы проходят здесь. Наши партнеры активно поддерживают нас, приглашают участвовать в разного рода мероприятиях, проектах, конкурсах, фестивалях, выставках.
О дистанционных программах для ребят из районов
— Уже в самом конце прошлого учебного года была разработана первая дистанционная программа по робототехнике, — продолжает Мария Давыдова. — Сейчас по результатам конференции, посвященной STEM-кластеру (STEM — это Science, Technology, Engineering, Mathematics. — Ред.), мы увидели заинтересованность районов в этом дистанционном курсе и других наших наработках. У них также есть свои дистанционные программы. Например, школьный эколого-биологический атлас Карелии, который помогали разрабатывать и поддерживают в ПетрГУ для Республиканского эколого-биологического центра.
На базе университета давно существует дистанционная программа по физике, которую активно продвигают и используют педагоги. Мы нацелены на то, чтобы сейчас по запросам педагогов из районов Карелии делать те программы, которые интересны им. В частности, связанные с работотехникой и цифровыми лабораториями. В районные школы приходит, хоть и в небольшом количестве, новое оборудование, и учителя заинтересованы в том, чтобы научиться с ним работать. А для этого им нужны идеи и новые знания, а мы готовы идти навстречу.
Вузы заинтересованы
Мария Давыдова не исключает, что центры, подобные «Илмаринену», могут появиться и в других регионах России. Проект получил высокую оценку как от частных партнеров, так и от представителей Министерства образования и науки РФ, так что Новосибирск — первый, но не последний город, где подобные центры будут появляться.
— Год от года в разных регионах вузы будут заинтересованы в появлении подобных лабораторий, — уточняет Мария. — Во многих вузах подобные площадки есть, но они создавались под эгидой одного частного партнера, например, INTEL. Таких центров много, и ежегодно их представители собираются обсудить итоги своей работы в рамках большого Фестиваля науки в Москве. Очередной фестиваль прошел с 7 по 9 октября, куда мы приглашены в качестве гостей и партнеров.
«Активно делимся концепцией»
Мария рассказала, какие вопросы задавали новосибирские коллеги:
— Нас спрашивали о том, как построить учебный процесс, потому что у нас уже создана концепция взаимодействия вуза, учреждений допобразования и детей. Мы активно, кстати, этой концепцией делимся и даже представили ее на Международном салоне образования в Москве. Это новый, работающий механизм, который надо использовать, поэтому я думаю, что эту концепцию важно продвигать и дальше.
Конечно, большая часть вопросов — организационные. Прежде всего, открытие. Это одно из самых проблемных начинаний, которое требует совмещение нескольких потоков — организационных, информационных и так далее. В прошлом году, например, у нас было два открытия: для взрослых и для детей. 120 школьников из Петрозаводска узнали тогда, как можно к нам записаться и прийти.
Бизнес-кейсы для детей
— Планы у нас глобальные, — рассказывает Мария Давыдова. — Мы получили серьезную поддержку от Минобрнауки РФ в рамках федеральной целевой программы развития образования. Наш пилотный проект носит рабочее название «STEM-кластер допобразования на территории республики Карелия». Благодаря федеральной поддержке будет закуплено огромное количество нового оборудования, появятся новые учебные программы и образовательные партнеры.
Наша идея такова, что в отдельных районах Республики Карелия будут создаваться небольшие группы школьников во главе с учителем, которые занимались бы проектами, взаимодействовали с нами, исследуя и изучая свою тему, а затем представляли бы эти проекты как результат работы программы STEM-кластера Карелии.
В этом году приятно, что к нам присоединились представители бизнеса, малые инновационные предприятия Карелии. Они в свою очередь готовят для детей так называемые кейсы, проблемные задачки своего производства или бизнеса, которые ребята могли бы попробовать решить. Как показывает практика, решение, которое предлагают дети, зачастую никогда бы не пришло в голову взрослым. Нам очень интересно, что из этого получится и, возможно, уже в будущем наши ребята на базе ресурсного центра и лаборатории «Илмаринен» смогут решать вопросы, которые касаются не только школьных курсов или Петрозаводска, но и своих районов и даже Карелии в целом.
Советы родителям
— Все зависит от ребенка, должен быть индивидуальный подход, — считает Мария. — Часто родители приходят к нам и говорят, что ребенок собирает дома лего с закрытыми глазами. Тогда мы советуем заниматься конструированием, начальным техническим моделированием, чтобы школьник создавал что-то приближенное к жизни. Часто родители отдают детей в различные частные образовательные центры, где ребята занимаются робототехникой, конструированием, физикой и ТРИЗом. Это здорово, если подобное ребенку нравится. В любом случае, если по ребенку видно, что это тяжело, он устает, то не нужно настаивать. Советую идти от интереса ребенка, прислушаться к нему.
Строго индивидуально
— В этом году мы попробовали провести собеседование для детей разных возрастов с целью дать рекомендации по наиболее подходящей учебной программе, — рассказывает Мария. — Ребятки приходили, общались с педагогом, рассказывали о своих увлечениях. Обычно мы предлагали детям тест, состоящий из двух-трех блоков.
Первый — механическая понятливость, направленный на то, чтобы выяснить, как ребенок понимает различные механизмы, в какую сторону и что крутится. Для этого мы предлагали набор конструктора, который можно собрать и проверить. Если ребенок сообразил, что можно это сделать, смоделировать самому, значит, у него определенно есть склонность к конструированию механизмов. Еще один блок был на простенькие математические расчеты. И отдельный блок был связан со словесным программированием. Опять-таки простейшие задачки, которые нам показывали, насколько ребенок готов к программированию.
Дети были разного возраста и показали разные результаты. По результатам мы постарались каждому ребенку и родителю дать индивидуальные рекомендации и подобрать программы. Среди пришедших девочек было меньше трети. Принято считать, что научно-техническое творчество — это для мальчиков, но девочки есть и у нас.
Кстати, среди ребят, которые быстро справились с тестированием, было много тех, кто уже занимался раньше в «Илмаринене» или в других центрах. Отмечу, что дети, которые год занимались в нашем центре, уже точно знали, чем хотят заниматься дальше.
О себе
— Я окончила физико-технический факультет ПетрГУ, специальность информатика и вычислительная техника с дипломом магистра. Техническое творчество мне всегда было интересно, хотя до университета я 10 лет занималась хореографией. Техническая склонность, думаю, была у меня с детства. Моя мама — инженер-строитель, папа и дедушка работали на заводе. Находясь среди технарей, становишься им с раннего возраста. Но в куклы я дома играла, а во дворе с мальчишками гоняла в футбол.
Физикам без лириков никак
«Лицей» рассказывал о конференции, на которой обсуждались перспективы допобразования и профориентации школьников. Мы попросили специалистов прокомментировать ее итоги.
Во всех ответах упоминается STEM – популярное направление в образовании, которому многие страны сегодня отдают приоритет. Аббревиатура расшифровывается так: Science, Technology, Engineering, Mathematics, то есть естественные науки, технология, техническое творчество, математика.
Алла Нестеренко, кандидат педагогических наук, сертифицированный ТРИЗ-специалист, автор более чем 40 публикаций по ТРИЗ-педагогике, руководитель ряда экспериментальных площадок по ТРИЗ-педагогике:
— Отмечу доклад Марины Гвоздевой про STEM, про образовательные среды — это, наверное, про образование, которое раздвигает рамки класса, потому что в рамках класса сделать уже ничего невозможно. Еще она говорила о том, что есть тенденция — не STEM, а STEAM, где A — ART, то есть без лириков физикам никак.
Елена Герасимова, директор Дома творчества детей и юношества №2, рассказывала про модель взаимодействия с университетом, но без конкретных примеров, к сожалению. Они, кстати, разработали игру «Стратегика», о которой хотелось бы узнать больше.
Для меня было новостью узнать из доклада директора Инжинирингового центра ПетрГУ Ольги Дербеневой, что университет имеет столько бизнес-площадок, где делаются реальные продукты. Потому что на самом деле долгое время и ТРИЗ не был востребован, так как не было производства и не было, соответственно, задач. Если что-то реальное делают, то задачи появляются. Если они, правда, появляются, это здорово, в том числе и для образования — будет, куда приложить себя и детям, и студентам, и взрослым.
Маргарита Мартынова, учитель информатики Шуйской средней общеобразовательной школы №1 и школы №35 Петрозаводска:
— Образовательная робототехника выступает интегратором образовательных областей STEM, на основе которой можно изучать современные технологии, развивать интерес к естественным наукам и математике и мотивировать на выбор профессии в области науки и техники.
На конференции со специалистами ПетрГУ обсуждались механизмы и примеры включения изучения основ робототехники в качестве компонента образовательной программы предметной области «Технология» для основной школы и предоставления возможности углублённого изучения робототехники в качестве предмета по выбору и в системе дополнительного образования.
На секции «Проектная робототехника и ИКТ» Анна Малыхина, сотрудник Ресурсного центра ПетрГУ: Лаборатория «Илмаринен», представила разработку курса «LEGO MINDSTORMS EV3», что для меня как для руководителя и тренера по робототехнике очень ценно. Литературы не так много или платно, поэтому разработанный курс даст возможность быстрее изучить конструктор, который мы только что в школе №35 Петрозаводска закупили.
Сама я занимаюсь с ребятами робототехникой только год, опыта и навыков конструирования, моделирования и программирования ещё мало. Ценным было еще и то, что Татьяна Суровцева, учитель информатики лицея №1, рассказала о ближайших конкурсах по робототехнике.
Юлия Гришина, заместитель директора Дворца творчества детей и юношества:
— Выступающие подвели итоги первого года реализации проекта. Не осталось без внимания ARTS направление в STEM – кластере и безусловная значимость и необходимость развития программ дополнительного образования в области гуманитарных наук, предметов художественного цикла и иностранных языков.
Дворец творчества заинтересован в выявлении и поддержке проектов, направленных на создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала школьников, для их профессионального самоопределения и повышения социальной активности. В рамках внедрения инновационных технологий в процесс обучения в новом учебном году наряду с уже апробированными программами для младших школьников «Телескоп и мы», «Космические маршруты» в обсерватории Дворца с октября 2016 года будет реализовываться программа для старшеклассников «Открытый космос». Педагог программы Дарья Яковлева — выпускница дворца, а теперь кандидат наук, старший преподаватель кафедры общей физики Физико-технического института ПетрГУ.
Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы ПетрГУ:
— Выступление Марины Станиславовны Гвоздевой было одним из самых информативных, поскольку это стратегический взгляд на происходящее в образовании. Это связано еще и с тем, что владение языком позволяет отслеживать ей мировые тенденции в образовании.
Приятная тенденция, которую мне хочется отметить, — мир идет к гуманизации образования, очнувшись от технократического шока, а мы, увы, двигаемся в обратном направлении, имея хорошую гуманитарную базу. Я опасаюсь, что наша гуманитарная составляющая, которая нас людьми оставляет в сложные времена, будет утрачена в погоне за технократией. Если такое случится, мы потеряемся.
Татьяна Васильева, первый замминистра образования Карелии:
— Состоялось заседание Совета при президенте РФ по приоритетным проектам в сфере образования. Один из проектов касался развития системы дополнительного образования. Развитие допобразования предлагается на базе действующих учебных заведений профессионального образования — среднего и высшего звена, так что Карелия в тренде. Интеграция общего и дополнительного образования будет прослеживаться и дальше — это будет касаться самых разных дисциплин.
До 2020 года планируется, что примерно 10 процентов школьников будут заниматься по программам научно-технической направленности. Эта цифра не случайна, она связана с потребностями экономики именно в таких кадрах. Говоря об игроках на поле допобразования, мне бы хотелось отметить новую тенденцию — появление бизнеса и предпринимателей, а также некоммерческих предпринимателей. Мы сегодня не до конца оцениваем этих партнеров, но на самом деле в сфере образования, например, возможно социальное предпринимательство. Рынок образовательных негосударственных услуг, который есть сегодня, достаточно большой. И в дополнительное образование бизнес идет со своими интересами и не использовать его здесь нельзя.
Я благодарна Марине Станиславовне Гвоздевой за упоминание Arts в аббревиатуре STEM, потому что, говоря о технологическом и естественно-научном направлениях, мы не должны забывать о том, что наравне с другими приоритетами всегда существовало в системе образования. ПетрГУ готов оказывать методическую помощь педагогам-предметникам, которые будут работать над проектами с учениками. Призываю учителей воспользоваться этой возможностью, поскольку она уникальна.
Более подробную информацию о работе лаборатории «Илмаринен» можно найти на сайте ПетрГУ, активно работает группа ВКонтакте, в которой можно получить консультацию и ответ на любой вопрос по работе лаборатории и вариантах сотрудничества.
Фото Марии Голубевой