Главное, Образование, Школа и вуз

Олег Степанов: «Образованию необходима пауза в реформах»

Директор Пряжинской школы Олег Степанов. Фото Марии Голубевой

Директор Пряжинской средней общеобразовательной школы не боится высказывать свое мнение — для Карелии, значит, человек редкий. Не скрывает: проблем много, нет ощущения стабильности. Универсальных решений не предлагает, уверен только в одном: образованию необходима пауза в реформах.

Олег Степанов еще и один из учредителей общественной организации «Учитель Республики Карелия», которая появилась в республике 18 лет назад. Тогда Олег Юрьевич возглавлял школу №9 Петрозаводска, которая принимала у себя карельских пеликанов и была для них родным домом. Сам он выпускник Коткозерской школы Олонецкого района Карелии.

— В Пряжинской школе я оказался во многом благодаря работе ассоциации, она меня перенаправила, можно сказать. Восемь лет я отработал директором городской школы и возвращаться к этой работе не собирался. Но когда приехал в Пряжу, меня уговорили, — рассказывает Олег Юрьевич.

Школа в Пряже. Фото Марии Голубевой

Школа носит имя Героя Советского Союза Марии Мелентьевой
Школа носит имя Героя Советского Союза Марии Мелентьевой
В фойе Пряжинской школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой. Фото Марии Голубевой
В фойе школы

Директор еще и преподает географию. И разговор наш начался с масштаба — не школы, а темы в курсе географии. На этом понятном примере учитель объяснял, как важна преемственность школьных курсов, когда дети сначала знакомятся с масштабом на математике и уж потом на географии: времени на изучение тратится меньше, а КПД значительно выше.

Я предполагаю, что тогда школе придется покупать новые учебники, а это колоссальные расходы. Вздыхая, Олег Юрьевич соглашается:

— Школа должна иметь свою авторскую линию. Например, учебник Иванова, по которому учится вся начальная школа. Другая история, если этот Иванов в третьем классе исчезает из федерального перечня… И тут нужно понимать специфику — в каждой школе есть только один комплект, двух авторских линий нет. Из-за этого мы были вынуждены в этом учебном году закупать несколько новых линий учебников с первого по 11 класс. У нас на начальную школу ушли все ресурсы! У министерства же был только один ответ: «Все заложено в субвенции». На данный момент мы обеспечены учебниками, удалось их получить вовремя. Но я не знаю, что будет в новом учебном году. Нет у меня ощущения стабильности, что не придется отказываться от какой-то авторской линии.

— Олег Юрьевич, наверное, вы с энтузиазмом восприняли новость о том, что в госэкзамене не будет больше тестовых заданий?

— Терпеть не могу тестовые проверочные материалы! Но из-за того, что ЕГЭ до недавнего времени был тестовым, больше половины моих проверочных материалов шли через них же, чтобы помочь приспособиться ученикам, адаптировать их к будущим проверкам. А сейчас они взяли и всё поменяли в ЕГЭ! Поменяли только-только, а у ребенка сформирована другая привычка: мы же не вчера к госэкзамену ребят готовить начали, а раньше, значит, и использовали тесты. Похожая ситуация и с сочинением. К нему надо готовить с пятого класса, а не за год.

Директор Пряжинской школы Олег Степанов. Фото Марии Голубевой

 

— Как  вы считаете, для какого ученика написан нынешний федеральный государственный образовательный стандарт?

— Мы торопимся вкладывать в головы детей колоссальные знания. Финны, не секрет же, иначе работают, по технологии «научи учиться». Когда у ребенка семь уроков в день, он в 8-30 пришел в школу и в 15-15 закончил. Без перерывов! Перемена не в счет. Это же рабочий день взрослого человека! Самое интересное, что после этого наши дети идут на кружки и секции, ведь родители хотят гармоничного развития — музыку соединяют с танцами и так далее. Может быть, в школе стоит все перестроить под среднего ученика и работать с ним, уделяя отдельное внимание одаренным и отстающим? У нас же в школе, судя по ФГОСам, ориентация на уровень выше среднего. Может быть, в этом проблема современного образования? Мы не хотим признать реального уровня, а стараемся быть лучшими, впереди планеты всей.

— Что мешает работе школы?

— Реформы и кипы отчетности, которая прилетает совершенно неожиданно: кто-то собирает какую-то информацию, а мы — выпрыгивай из штанов. Провести, например, классный час по какому-то деятелю, доложиться об этом с фотоотчетом. Ну что это такое? Или какие-то непонятные анкетирования. Мы однажды официально  отказались участвовать в анкетировании о наркотиках — нас не устроила формулировка вопросов, из которых бы дети узнали больше, чем нужно. А на недавний опрос, который подразумевает еще и медицинское обследование, согласились. Стараемся не бездумно исполнять всё, а рассматривать с точки зрения смысла, но никогда не знаешь наверняка, что из запросов окажутся полезными, а что — тратой времени.

— О чем мечтаете для школы?

— Каких-то заоблачных «мечт» нет. Главное — это стабильность, а так всё развивается и идет в правильном русле. Будет ощущение надежды на завтрашний день, и всё будет хорошо. Есть дети-победители, которые добиваются успехов в разных областях, они с удовольствием приходят потом в школу. Никто из выпускников камень в школу не кидает, мы выстроили добрые отношения к учителям и школе. У нас выпускники приходят на уроках посидеть….

Мы одно сделали, потом другое. Маленькие, спокойные, совершенно конкретные дела. Нам, например, хотелось нормальный актовый зал — теперь он у нас есть. Хотелось отремонтировать спортзал — снова удалось. Да, это разные программы, разные механизмы взаимодействия с властью. Спортзал отремонтировали по наказам избирателей, через Заксобрание Карелии. Депутаты согласились и деньги потратили на ремонт. Так что теперь наш спортзал работает с раннего утра до позднего вечера. Спортшкола проводит здесь тренировки, приходят позаниматься женщины, военные, полицейские…

А еще… Наш замечательный коллектив меня поддерживает и вдохновляет.

Олег Степанов с Татьяной Рожковой. Она работает в школе с 1964 года
Олег Степанов и Татьяна Рожкова. Она работает в школе с 1964 года

 

Комментарии и впечатления

Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия:

— Пряжинская школа, насколько её знаю, всегда была отличной от многих других. Правда, когда сама училась в этой школе, когда пионерила (была председателем совета дружины) и комсомолила (была секретарём школьной комсомольской организации), мне казалось обычным и нормальным, что здесь много всего и разного. Не удивляло, что все с 1-го по 10-й (тогда было 10 классов и по  2-3 класса на параллели) знают и поют песню о Марийке и гордо стоят в почётном карауле у памятника героической землячке в день её рождения и в День Победы. Нормально, что много здесь толковых и умелых: и отличников/хорошистов, и рукастых девчонок, и спортивных пацанов, пусть и троечников, а то и второгодников. Что все — дети и педагоги — на особинку! Обыкновенно, что всей школой — на лыжню или на футбол, на концерт или на субботник, на КВН или на турслёт. А Пряжа всюду приходит смотреть и судить: кто, чей и как он/она читает, пишет, поёт, танцует, играет, бегает… И что там в школьных дневниках, Пряжа знает. А еще, что в школе много шума и смеха, что шутят учителя с учениками, что педагоги подшучивают друг над другом. И спорят, и ссорятся порой, но принципиально. Оказалось, далеко не везде так… А в Пряжинской школе, по-моему, всё так и осталось, есть и будет — исторически закрепилось. Вот за то и ценю школу — за этот её ритм, ироничность, боевитость и за стремление каждого и всех быть особыми. И директор нынешний, хоть и не пряжинский, с духом школы совпал. Ершистый он, непокладистый, как и школа. Потому всякие бывают казусы с «верхами». Пряжинские это переживают по-своему: работают себе дальше, дела делают, творят и оригинальничают не позволяя себе «усредняться». А я имею честь сопровождать и поддерживать их в начинаниях.

Нина Залысина, народный учитель Карелии, учитель математики средней школы поселка Надвоицы, победитель конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2001:

— То, что я сегодня увидела в Пряже — это непередаваемо! А ведь не все так зажигаются.

Ирина Казарина, учитель начальных классов школы №460 имени дважды Героя Советского Союза А.А. Головачёва, Москва:

— У меня столько впечатлений, что я ощущаю себя наполненным до краев кувшином. Я в восторге от того, что вы делаете здесь, в Пряже. Мы в Москве все-таки пробегаем жизнь, а вы ее проживаете. Мне так обидно стало за это… Вы рассказываете мне про каждую звездочку, про каждую фотографию, про каждую находку. Я завидую, что у вас есть такая малая родина. К сожалению, у нас иначе. Наверное, мы ушли от этого далеко, забыли о том, что можно так.

Фото Марии Голубевой

Опубликовано в «Учительской газете», №7 от 14 февраля 2017 года

  • В.И.Евсеева

    Порадовалась за школу, за учеников и жителей посёлка, а ещё за то, что «и директор нынешний, хоть и не пряжинский, с духом школы совпал», как отметила З.Ефлова. Может быть, потому и совпал, что он выпускник Коткозерской, которая была известна своими новациями и сплочённым учительством ( не знаю, как сейчас).
    Директор совпал с духом школы – как это важно для небольших школ, такой, к примеру как Медвежьегорская музыкальная школа, которая стремительно теряет традиции просветительства и, прежде всего, потому что назначенный 1 января 2016 года директором бывший работник пенсионного фонда не понимает миссии музыкальной школы в широком понимании этого понятия в условиях небольшого провинциального города, как Медгора.

  • Валентина Акуленко

    Легче дышится, когда узнаешь, что и сегодня есть, живет и выживает такая школа, такие учителя, такой директор …

  • Нина Предтеченская

    Какое счастье читать о добрых делах! Пряжинская школа всегда отличалась от других и замечательно, что она хранит свои традиции. Пока есть такие школы, такие учителя и думающие директора, есть уверенность в завтрашнем дне. Школе нужна стабильность, самостоятельность и в то же время надежная поддержка со стороны государственных структур.