Сегодня исполняется 80 лет Виктору Петровичу Ершову. О коллеге пишет профессор ПетрГУ, доктор исторических наук Александр Пашков
««Любители старины» вскрывали пустующие дома, часовни и церкви и увозили всё, что можно было взять. Фактически Виктор Петрович и его школьники встали у них на пути…»
Виктор Петрович Ершов родился 12 апреля 1937 года в городе Ардатове, в Мордовии, в семье учителей. После окончания Ардатовской семилетней школы поступил в педагогическое училище, а после его окончания на естественно-географический факультет Казанского педагогического института.
Позднее он вспоминал, что во время учебы в институте ему в руки попало вышедшее в знаменитом издательстве А.Ф. Девриена роскошно оформленное и богато иллюстрированное первое издание книги М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц (очерки Выговского края)» (СПб., 1907). Знакомство с этой книгой потрясло молодого студента и пробудило в нем огромный интерес к Карелии. Поэтому после окончания в 1960 году института он решил уехать на работу в Карелию. Вот как он сам вспоминал об этом:
«…Фирменный поезд «Арктика» доставил меня на станцию со звучным названием «Медвежья Гора». Деревянное здание вокзала под шпилем, поросшие лесом скалистые сопки, одна из которых, как уверяет легенда, и дала «медвежье» название городу, синяя гладь Онего, до которого от вокзала ровно пять минут хода… Вот она — страна Карелия!
Экзотика северного города заставила забыть о тяжелом чемодане с книгами, и я медленно шел по направлению к школе, останавливаясь то у больших бревенчатых домов с резными досками по краю крыши, то у горбатого резного мостика… Наконец улица привела меня к большому серому зданию, архитектура которого была так же необычна, как и окружающая природа».
В этом сером здании в те годы располагалась Медвежьегорская школа-интернат № 4, где Виктор Петрович и начал в 1960 году свою трудовую деятельность. Молодому педагогу выделили двухкомнатную квартиру в здании интерната, которое было построено в 1930-е годы как здание гостиницы Беломорско-Балтийского канала. Согласно преданию, квартира Виктора Петровича была в номере, предназначенном для И.В. Сталина. По крайней мере, оттуда был тайный ход (к тому времени уже заложенный) в актовый зал гостиницы. Известно, что Сталин проехал по ББК в 1933 году и, опять таки согласно легенде, одну ночь провел в этом номере.
Туристические походы — примета шестидесятых годов прошлого столетия. Разумеется, новый преподаватель географии, молодой и полный энергии человек, с самых первых дней своей работы в школе-интернате увлек своих воспитанников романтикой походов по родному краю. Но не только природа, не только свежий воздух и простор манили его в путь. Богатейшая история края — старообрядческий Выг, былинное Заонежье, Паданская Карелия — приглашала познакомиться, прикоснуться к старине…
Виктор Петрович со школьниками из Медгоры пешком обошли весь район. Многие деревни тогда уже приходили в упадок. Заброшенные дома и часовни ветшали, необходимо было зарисовать их или сфотографировать. Виктор Петрович учил краеведению не по книгам, не умозрительно, а живо и наглядно. И из каждого похода возвращались с подаренными или найденными в тех самых полуразрушенных домах предметами домашней утвари из дерева, бересты и меди, иконами и прялками, вышивкой и старопечатными книгами…
Походы Виктора Петровича со школьниками и сбор ими различных предметов традиционной крестьянской культуры Русского Севера были еще и формой спасения этих артефактов, поскольку с конца 1950-х годов в стране и в мире начался бум интереса русским иконам. Отражением этого интереса стало появление книги В.А. Солоухина «Черные доски» (1969). На север хлынули толпы желающих раздобыть в заброшенных деревнях иконы, складни, расписные прялки, сундуки и ставни и многие другие предметы крестьянского быта, представлявшие хоть какой-то интерес. Среди них были не только коллекционеры, но и люди, связанные с воспеваемой в современных телесериалах «фарцой», которые собирали эти артефакты для перепродажи иностранцам. Эти «любители старины» вскрывали пустующие дома, часовни и церкви и увозили всё, что можно было взять. Фактически Виктор Петрович и его школьники встали у них на пути.
Вскоре Виктор Петрович создал в школе-интернате клуб юных краеведов — КЮКР, позже получивший название «Восьмерик». Уже в 1961 году началась работа по созданию школьного музея. Было выделено помещение на первом этаже школы-интерната — бывшей гостиницы ББК. Всю работу по созданию экспозиций — подготовку экспонатов и сопроводительных надписей, оформление, монтаж — выполняли воспитанники школы-интерната под руководством Виктора Петровича.
Музей открылся в день его рождения – 12 апреля 1962 года. Вскоре посетителями музея стали не только жители Медвежьегорска и Карелии, но и туристы с теплоходов «Циолковский» и «Алтай».
В 1960-е годы в музее побывали карельский писатель Яакко Ругоев и автор бессмертного «Жди меня» Константин Симонов, участница похода Тойво Антикайнена Алиса Суси и многие другие известные и рядовые посетители. На базе музея в 1965 году проводился Всесоюзный семинар учителей-географов. О музее писали газеты «Комсомольская правда», «Известия» (1972, 20 апреля), журналы «Юность» (1966. № 6), «Народное образование» (1968. № 11), «Преподавание истории в школе» (1969. № 4), «Наука и религия» (1969. № 4; 1970. № 10; 1972. № 4), «Художник» (1965. № 2), «Север» (1972. № 4) и другие.
В конце 1960 годов музей В.П. Ершова получил статус «Медвежьегорского Народного краеведческого музея», а в июле 1970 года стал филиалом музея-заповедника «Кижи».
В 1972 году Виктор Петрович защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, а в 1974 году переехал в Петрозаводск и стал преподавателем кафедры педагогики Петрозаводского государственного университета и некоторое время был заведующим этой кафедрой. В это время выходят книги, в которых он обобщил свой педагогический и музейный опыт «По тропам родного края» (Петрозаводск, 1979) и «Родники познания» (М., 1981).
В 1981 году Виктор Петрович переходит в Карельский государственный педагогический институт на кафедру философии. В 1980-е годы он начинает работу по созданию в педагогическом институте Музея истории религии и атеизма Карелии, который был открыт в 1991 году. В эти годы продолжают выходить новые монографии Виктора Петровича «Зримое слово» (М., 1987), «Сказка ложь, да в ней намек…» (Петрозаводск, 1988).
Без Виктора Петровича невозможно представить общественную и научную жизнь Петрозаводска 1970-2010-х годов. Он автор множества статей и тезисов, участник конференций, выставок, презентаций. Его энергией нельзя не восхищаться. Только в последние годы он издал несколько книг о своей жизни и своих коллекциях: «Мои краснушки: крестьянские иконы XVI-XX вв.: каталог частной коллекции В.П. Ершова» (Петрозаводск, 2010), «Как рождаются музеи: о времени, музее и о себе» (Saarbrücken, 2012) и «Что у вас, ребята, в рюкзаках…» (Петрозаводск, 2014).
После слияния Петрозаводского государственного университета и Карельского государственного педагогического университета Виктор Петрович передал все экспонаты своего Музея истории религии и атеизма Карелии в фонды Музея истории ПетрГУ. Таким образом наш музей пополнился уникальными коллекциями бесценных предметов крестьянской культуры Русского Севера, с которыми сейчас могут работать наши студенты.
Поздравляем Виктора Петровича с юбилеем и желаем ему жить долго и счастливо и сохранить присущие ему оптимизм и жизненную активность!
А.М. Пашков, доктор исторических наук, профессор ПетрГУ