«Дети в школе выживают несмотря ни на что»
Алла Нестеренко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:
«Единение детей, настоящих учителей и заботливых родителей обнадёживает»
Светлана Савицкая, директор петрозаводского лицея №40:
В старшую школу приходить новый федеральный государственный образовательный стандарт. Не во все пока школы, но все большее количество старшеклассников имеют возможность выбирать курсы для изучения, разрабатывать и реализовывать свои индивидуальные проекты, изучать некоторые предметы или курсы дистанционно. Наконец, все одиннадцатиклассники в этом году должны начать изучать астрономию. И если уж не вникнуть глубоко в ее законы, то хотя бы помечтать о светлом и загадочном, гладя на звездное небо…
На федеральном уровне запускаются новые проекты в сфере образования, учителей ждет новая форма аттестации, учреждения общего образования подумывают передать на региональный уровень… Понятно, что впереди нас ждет много новой работы.
2. Школа такой организм, который может выстоять в любые непростые времена, если в нее приходят дети, которые и сами, и их родители понимают и принимают ценность образования лично для себя. И таких семей я вижу все больше, и больше. И вот единение этих детей, настоящих учителей и заботливых родителей обнадеживает. Я считаю, что в нашей школе это есть!
3. Хотелось бы большей стабильности, взвешенности и гармоничности в тех нововведениях, которыми живет школа. И вчера, и сегодня, и завтра… Какие новшества мы только не внедряли за последнее 20-летие… Что-то прочно вошло в жизнь, что-то пришло и ушло. Но вот глубокого анализа результатов внедрения от авторов идей мы так и не услышали. Вот это тревожит по-настоящему. Значит от дальнейших трудностей не застрахованы. И еще пугает какая-то тотальная боязнь признания ошибок. А разве это слабость? Разве не это сила?
«Детство надо защищать от многих взрослых — корыстных, лживых, трусливых»
Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заместитель директора, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ:
1. Значительных и сущностных изменений не жду. В течение последних лет в образовании была заведена, поехала и едет большая «машина-махина инноваций». Назад она не повернёт, поскольку задний ход не работает, да и не бывает дороги назад. С переключением, опять же, проблемы. Но главное, потому она то ли едет, то ли скачет по колдобинам, что затрачено на неё много денег, материалов, людей… «Водителям» особенно жалко денег, а вот людей не жалко. Примеров тому превеликое множество, к сожалению.
2. Обнадёживает, что всё больше обычных нормальных людей понимают, что ждать сверху нечего, что у себя на местах действовать нужно самим. Добровольные объединения, ассоциации и движения… Да просто соседи соберутся — общий двор уберут и праздник устроят. Такое из чрезвычайного становится обычным. Это обнадёживает.
Однако в этих явлениях пробуждения социальной активности опасаюсь пиарщины и псевдо-волонтёрства. Добрая воля — истинное добровольчество шумиху не приемлет. Спокойное оно, скромное, не за деньги и славу.
3. Помните, 2010-й год был объявлен Годом Учителя? Каких только неприятностей у учителей в тот год не было!.. Непонятки с новым начислением зарплаты по «показателям эффективности», пиар-компании с пригревом кучки избранных/приласканных при одновременном игнорировании тысяч незамеченных/обиженных педагогов, обострение конфликтов в педколлективах, желтизна учительской темы в публикациях СМИ, после которых хоть на работу не ходи — стыдно. Думаю, не я одна желала скорейшего завершения того года.
Сейчас про стартовавшее Десятилетие детства беспокоюсь. Не хочу, чтобы с детством наших детей подобное произошло в рамках новой кампании. А тенденции есть, увы.
Ясли снова и срочно открываем, когда и специалистов по раннему возрасту за последние десятилетия растеряли, а базу разрушили.
Инклюзивное образование в детском саду, в школе, в СПО и в вузе массово реализуем без психологов, дефектологов, спец. педагогов…, после «оперативной», часто дистанционной, то есть кое-какой переподготовки учителей или даже без таковой.
Продекларированную индивидуали
Набирает обороты «школяризация» дошкольного образования (А. Асмолов).
Можно продолжить…
Антидетство (А. Адамский) — наша реальность. А программа Десятилетия детства формальная, мероприятийная — невнятная.
В общем, в нашей действительности детство надо защищать! От кого? От многих из нас, взрослых, — корыстных, лживых, трусливых.