Поводом к нашему опросу послужило исследование карельских ученых, о котором сообщила интернет-газета «Вести Карелии». Эксперты Института биологии КарНЦ РАН изучили проблемы сна у младших школьников и предложили во второй четверти, в самое темное время года, отодвинуть начало учебного дня на 30 минут.
Эксперты в течение года изучали особенности сна карельских школьников от 7 до 12 лет. Они считают, что «успеваемость учеников, а также их общее самочувствие напрямую зависят от продолжительности и качества сна, которого детям в Карелии не хватает. Плохие оценки, апатия и агрессивность — следствие не только изъянов в поведении детей, но и результат регулярного недосыпания». Как считают исследователи, «решить проблему можно, отодвинув начало учебного дня в карельских классах на 30 минут во второй четверти учебного года. Именно в зимний период учащиеся испытывают явный дефицит солнечного света».
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы считаете, во сколько должны начинаться занятия в школах Карелии?» жителей Карелии и Финляндии, проживавших в нашей республике, которые могут сравнивать две системы образования.
Надежда Попова, Петрозаводск: «Нынешний график нас полностью устраивает»
— Моим детям 7 и 13 лет, ходят в разные школы. В 13-м лицее у дочери занятия начинаются в 8-30, у сына в Финно-угорской школе в 8-15 Наших детей и нас, родителей, полностью устраивает такой график! Ложатся спать в 21 час и встают в 7 утра. Встают утром хорошо, и учеба отличная! Но, думаю, если бы уроки сдвинули на 30 минут позже, было бы, наверное, неплохо.
Надежда Барымова, Петрозаводск: «Пусть лучше дети раньше ложатся спать»
— С одной стороны, я за то, чтобы уроки начинались позже, в 9 часов, так как дети смогут выспаться, будут бодрее и с большим вниманием слушать учителей. Но с практической точки зрения, для меня, как для мамы, у которой рабочий день начинается в 8 часов, перенос на полчаса позже начала уроков будет иметь катастрофические последствия в организационном плане. Мы живем на Перевалке, дети учатся в центре, каждое утро я везу их на машине в школу. Поэтому, если время отодвинут на полчаса, не знаю, как буду решать эту проблему… Поэтому я скорее за то, чтобы дети раньше ложились спать вечером.
Ольга Ряменен-Волотовская, Петрозаводск: «Нужно решать вопрос домашней нагрузки на ученика»
— Мне кажется, недосыпают дети просто потому, что поздно ложатся спать. Уроки в школе заканчиваются примерно в 14 часов. Ребёнок придёт домой, пообедает, чуть отдохнёт, потом у кого кружки, а кто-то уроками занят, кто-то просто играет-гуляет. А уроки делает, когда с работы приходят родители. У нас, например, дети идут на секции к 16 часам, младший занят в школе искусств (два раза в неделю до 15-ти и до 17 часов). Так что если до 15.30 уроки не сделали, то делают их лишь после 19-ти. А ещё ужин и пообщаться хочется… И тут мы жертвуем домашними заданиями, а не общением. Спать дети (12, 14 и 14 лет) ложатся вовремя — в 22.00 они в постели. Встаём мы в семь. И я вижу, что дети высыпаются.
Я считаю, что это хорошо, что уроки начинаются в 8.30. Представьте, если начнутся на полчаса-час позже — раньше трёх-четырёх часов дня детей дома мы не увидим. А как же обед? Многие из нас в обед едут не то, чтобы покормить детей, а просто чтобы увидеть и побыть чуть-чуть с ними! Если начало уроков сдвинут, дети ещё позже будут ложиться спать: домашка несусветных размеров съест все свободное время.
Думаю, нужно решать вопросы образования, домашней нагрузки на ученика, чтобы он вовремя ложился спать, чтобы оставалось у него время на себя, родителей, кружки и на «погулять». Эти вещи больше дают в жизни, чем косинусы.
Ольга Парамонова, учитель начальных классов, Петрозаводск: «По закону школы могут это решать сами»
— Во многих школах Петрозаводска начало учебного дня связано со второй сменой. Если позже начинает учиться первая смена, то и вторая смена позже начинает, и дети затемно возвращаются домой. Проблема двух смен в ближайшее время решена не будет, так как школы не строятся, а количество детей в Петрозаводске растет.
По закону каждая школа решает самостоятельно многие вопросы, режим работы в том числе. Мое мнение: лучше единые требования для всех школьников во всех школах и на весь год, а не по четвертям, и, по возможности, на 30 минут позднее.
Еще раз напомню, что по нормативным документам школы могут решать сами, какой режим дня лучше установить.
Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук, Петрозаводск: «Нужно сдвинуть время начала занятий во второй четверти»
— В условиях Карелии во второй четверти, в самое темное время года, нужно безусловно сдвинуть время начала занятий. Я думаю, что это должно касаться всех школьников. Предвижу возражение, что как же родителям попадать вовремя на работу в этом случае? Для родителей, у которых дети учатся в начальной школе, можно добиться разрешения начинать рабочий день на полчаса позже. В семье могут обсудить и решить эту проблему: провожать детей по очереди, просить бабушек и дедушек, в каждом случае это может решаться по-разному.
Кстати, еще одна проблема давно выявлена. Достаточное большое количество детей приходит в школу не позавтракав. У нас был хороший опыт в одной из школ, когда учебный день начинался с урока адаптации. Он состоял из трех десятиминуток. Первые 10 минут — зарядка для всех (начальная школа), вторые 10 минут умственная гимнастика и третьи 10 минут — сладкий чай с бутербродом или булочкой.
Сергей Силкин, педагог, Хельсинки: «Звонок в школах приглашает учеников в класс обычно в 8-15 — 8-30»
— Раннее начало трудового дня в Финляндии — моя большая боль. Нет, у меня с этим всё в порядке: три дня в неделю к 9 часам, два дня- к 12-ти. Однако из-за детей поспать в будние дни не удается: школа среднего сына и садик младших детей работают так, чтобы живущие в нормальном финском режиме родители не ломали голову над тем, куда деть ребенка утром. В школах есть даже утренние продленки. Садики открываются в 6-15, но справедливости ради стоит отметить, что занятия в них редко начинаются раньше 9 утра. А вот звонок в школах приглашает учеников в класс обычно в 8-15 — 8-30. У старшего сына, который учится в лукио (старшей школе. — Ред.) нередко уроки начинаются в 8 утра. Конечно, у этого кошмара есть оборотная сторона — к 16 часам большинство финских семей уже дома в полном составе.
Светлана Михайлова-Остонен, Эспоо: «В Финляндии дети идут в школу каждый день к разному времени»
— Плохие оценки, апатия и агрессивность — это не только следствие недосыпа у детей, а и результат авторитарного учительского стиля общения в России, к сожалению. Дети слишком загружены домашними заданиями. Усталые родители вынуждены после работы не наслаждаться тихим семейным общением, а сидеть с детьми и разбираться в нюансах экспериментальных программам порой допоздна, особенно это касается младших классов. Отсюда и апатия и недосып с утра.
В Финляндии все устроено по-другому. Дети идут в школу каждый день к разному времени в зависимости от расписания. Это развивает самостоятельность. Но и школы расположены не более чем в трех километрах от дома. На улицах безопасно, и родителям не приходиться стоять в пробках и возить детей в школу на другой конец города.
Домашние задания есть, но они делаются как-то очень быстро, и участия родителей мало требуется. Единственное, я помогала переводить на русский, и то поначалу. Дети в школах обязательно выходят на перемене на улицу и вволю бегают, а не сидят в душных классах. Это тоже способствует поднятию настроения и активности на уроках.
В России начало уроков на полчаса позже дело не спасет, к сожалению. Надо менять саму систему школьного образования.
От редакции. В Мурманской области еще 20 лет назад уроки во время полярной ночи, с ноября по февраль, начинались даже не на полчаса позже — в 10 часов утра. Кроме того, на этот период действовало ограничение по объему домашних заданий. Хотелось бы, чтобы исследования Института биологии КарНЦ РАН продолжились, и Карелия получила научно обоснованные рекомендации не только по времени начала уроков. По оценке ученых, нормальный сон должен длиться от 7 до 10 часов для детей 6-9 лет и от 6 до 9 часов для подростков среднего и старшего школьного возраста.