«Власть принимает законы и решения с упором на экономику. Даже если учителя или жители села предложат хороший выход из ситуации, его не примут в любом случае. Достаточно вспомнить, что родителям предлагают отправить детей в интернаты, вместо того чтобы постараться поддержать школу».
Будущий учитель начальных классов Алина Горшкова, студентка 4-го курса ПетрГУ, в прошлом ученица сельских школ в Новой Вилге и в Великой Губе, высказывает свое мнение о проблемах сельской школы.
Я училась в двух сельских школах, поэтому не понаслышке знаю, что проблемы здесь имеются. Когда была школьницей, они проходили мимо меня, я их не замечала. Училась, и мне было без разницы, что будет дальше, как будут учиться на селе поколения после меня.
Село я люблю гораздо больше города, и по окончании учебы планирую вернуться в деревню и жить в спокойствии, без бесконечной суеты города. Поэтому сейчас сельские школьные проблемы волнуют меня гораздо больше, чем раньше.
На поверхности находится, по моему мнению, главная проблема сельских школ – недостаток финансирования. Подушевое финансирование явно не самое успешное решение для малочисленных и малокомплектных школ. Скорее всего, именно из-за недостатка финансирования такие школы прекращают существование, а вслед за этим заканчивается жизнь и самой деревни. Закрываются школы, но дети продолжают рождаться, и люди вынуждены, как бы хорошо им не было на селе, уезжать.
Думаю, власть не всегда слышит сельских учителей и жителей. Она принимает законы и решения с упором на экономику, и как мне кажется, редко учитывает их мнение. Даже если учителя или жители села предложат хороший выход из ситуации, его не примут в любом случае.
Достаточно вспомнить, что родителям предлагают отправить детей в интернаты вместо того, чтобы постараться поддержать школу. Видимо, содержание детей в интернатах обходится гораздо дешевле, чем поддержка школы. А моральное состояние ребенка и его родителей никого не волнует. Не волнует, что все дети разные и не все могут постоянно сосуществовать со сверстниками, что некоторым детям необходимо уединение и душевные разговоры с родными людьми. Дети в интернатах ещё должны самостоятельно решать бытовые вопросы и проблемы отношений со сверстниками, а не только учебные.
Ситуацию с подвозом детей на автобусе отношу сюда же. Каково ребенку сидеть на уроках после того, как он час с утра трясся по дорожным ямам на автобусе? Отсюда плохая успеваемость.
Существуют выплаты учителям, которые едут работать в сельскую школу. Но будет ли кто-нибудь рисковать здоровьем и уезжать в село, которое окружает 100 километров леса, в котором нет хорошего медобслуживания?
Понимаю, что село распадается не только из-за проблем со школой. Здесь и других трудностей множество. Например, проблемы здравоохранения и культурного досуга. Люди уезжают из села из-за совокупности факторов. Уезжают, так как думают, что в городе лучше образование. С этим я категорически не согласна, так как видела много развитых и умных людей из деревни, так же, как немало их противоположностей, проживших всю жизнь в городе, окончивших лицеи и гимназии.
В сельской школе ты намного ближе к учителю, знаешь его давно. Чаще всего он знает всю твою семью, и, возможно, он даже друг твоих родителей. У сельского школьника ответственность другая. Стараешься учиться, чтобы маме ни в коем случае не пришлось краснеть за тебя на улице или в магазине, где она может встретиться с учителем.
На селе у школы есть возможность организации сельского досуга и настоящего труда, например, работы на пришкольном участке, как это было у нас. Здесь можно напрямую контактировать с природой, изучать «Окружающий мир» непосредственно, а не заучивая тексты из книжек или просматривая видео на интерактивной доске.
Думаю, у власти есть возможности сделать так, чтобы село процветало, но она ими не пользуется. Точнее, может быть, и пользуется, но не настолько, насколько того требуется.
Проблемы сельских школ должны решаться как можно скорее, потому что развалить легко, а восстанавливать потом будет очень трудно.