Образование, Школа и вуз

Почему ЕГЭ решили проводить вопреки пандемии

Фото: news.myseldon.com
Фото: news.myseldon.com

Несмотря на эпидемию, в июле в России пройдет ЕГЭ — 680 тысяч выпускников будут очно сдавать по два-четыре экзамена, для каждого из которых их будут заново перемешивать в разных школах. Для чиновников решение о проведении ЕГЭ в неизменном виде и почти по графику, было таким трудным, что к обсуждению пришлось подключиться Владимиру Путину. 

Интернет-издание The Bell узнало, как принималось решение и какими последствиями оно грозит.

Как принимали решение

«Мы очень боимся, что они все друг друга перезаражают. Это правда сложное решение. Но это же подростки, они в любом случае не будут сидеть дома все лето, особенно когда родители выйдут на работу», — объясняет логику принятия решения федеральный чиновник от образования.

Обычно даты ЕГЭ на следующий год объявляют в декабре, так было и на этот раз. В конце 2019 года основной этап экзаменов назначили на 25 мая. Но пандемия внесла коррективы. Еще 18 марта в Рособрнадзоре считали, что «говорить о переносе основного этапа ЕГЭ рано». Но уже 27 марта, через два дня после объявления первой «нерабочей недели», ведомство сообщило: ЕГЭ сдвигается на 8 июня. За этим последовали два месяца неопределенности. В начале апреля Рособрнадзор заявил, что ЕГЭ могут перенести еще раз после майских праздников. Потом дату обещали объявить после 12 мая, но назвал ее только 21 мая Владимир Путин.

Все эти два месяца Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзор не могли договориться об ответственном решении. «Три структуры завязаны друг на друге, сама по себе одна из структур принять какое-то решение без последствий для двух других структур не может», — объяснял задержку глава Рособрнадзора Анзор Мусаев.

  • Минобрнауки и союз ректоров во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим стояли на том, чтобы проводить экзамен как можно скорее и не терять год, а выпускники могли бы начать учиться в вузах с 1 сентября. В мае они предлагали начать ЕГЭ 19 июня «при благоприятном развитии эпидемиологической ситуации».
  • Рособрнадзор призывал не спешить: его глава Анзор Мусаев предлагал перенести экзамен на конец лета, самый поздний срок – с 11 по 31 августа.
  • Минпросвещения в публичном поле высказывалось менее категорично. Его представители только анонсировали перенос сроков из-за коронавируса.

Перенести экзамен на более поздний срок — хотя бы на август, как предлагали Мусаев и министр здравоохранения Михаил Мурашко, — не решились. С одной стороны, чиновники надеялись, что летом распространение вируса замедлится как минимум из-за жары. С другой — были абсолютно уверены, что школьники не будут сидеть дома в теплую погоду, поэтому эпидемический эффект от переноса ближе к осени будет маленький, а психологический вред — огромный, сказал The Bell федеральный чиновник от образования.

При принятии решения учитывали результаты опроса родителей, проведенного ВЦИОМ, говорит собеседник The Bell. На сайте службы опрос частично опубликован 27 мая, но чиновники получили результаты заранее и ориентировались на него при выборе срока ЕГЭ: «Выяснилось, что родители боятся, что дети растеряют знания и потеряется учебный год». По результатам опроса, 65% родителей и учеников считают уместным сроком ЕГЭ конец июня-начало июля, еще 19% предложили провести экзамен в начале августа. С тем, что с ЕГЭ тянуть нельзя, соглашалось и большинство учителей, опрошенных русской службой Би-би-си: «нельзя быть на пике формы долго — это знают все, кто занимается спортом».

«Вариантов особо не было», — резюмирует федеральный чиновник. Он уверяет, что Владимир Путин перед тем, как объявить о проведении и сроках ЕГЭ лично рассмотрел все альтернативы.

От каких вариантов отказались

Дистанционный экзамен. Здесь взгляды трех ответственных ведомств снова разошлись. Минобрнауки считало, что провести ЕГЭ дистанционно возможно, если снабдить всех учеников техникой — и призывало к сдаче в такой форме. В Рособрнадзоре с самого начала говорили, что дистанционно сдавать ЕГЭ невозможно. Такой же позиции придерживалось и Минпросвещения.

От идеи проводить экзамен удаленно отказались быстро, говорит федеральный чиновник от образования: «Это просто нереально организовать, ни за месяц, ни за два». Но этот вариант начал прорабатываться, чтобы такая возможность была в следующие годы.

Другая форма экзамена. Заменить ЕГЭ на другую форму экзамена тоже нельзя, говорит федеральный чиновник. «У людей есть запрос на то, что государство организует честный экзамен, гарантирует справедливость. А как иначе это сделать, кроме как в виде ЕГЭ, — непонятно», — объясняет он. Плюс, школьники готовились к экзамену именно в этом формате, менять его — «навредить, а не помочь», говорил Мусаев из Рособрнадзора.

Сдача ЕГЭ в вузах. Другой сценарий: сдать один ЕГЭ по профильному предмету, а остальное отдать на откуп вузам, еще хуже, утверждает федеральный чиновник. «ЕГЭ можно подать сразу в несколько вузов, в этом его смысл. Нет гарантии, что вузы смогут провести свои экзамены дистанционно, и что студенты не пойдут в пять вузов ногами — или поедут в другие регионы — и не перезаражаются там», — объясняет он логику властей.

Что думают эпидемиологи

Многих родителей и преподавателей перспектива ЕГЭ в разгар эпидемии пугает. Крупный бизнесмен рассказал The Bell, что начал разбираться в ситуации по просьбе своих сотрудников с детьми-выпускниками и ужаснулся: «Конечно, на самом экзамене можно обеспечить безопасность, рассадить, но перед экзаменом они все стоят в очереди на регистрации — естественно, там не будет никакого социального дистанцирования. Потом выпускников несколько раз перемешают для разных экзаменов, а после этого они пойдут по домам заражать родителей, дедушек и бабушек».

Опрошенные The Bell эпидемиологи считают, что опасного сценария можно избежать — но только если ЕГЭ провести с учетом всех предосторожностей и не допустить нарушения социальной дистанции на всех его этапах. Получится ли это сделать — большой вопрос.

Рекомендации Роспотребнадзора отвечают не на все вопросы. Главная проблема — ведомство не объясняет, как избежать скопления детей перед участками до и после сдачи ЕГЭ, а также как они должны туда добираться. Сказано лишь, что школьники должны приходить на экзамен по графику, а скопления в «рекреационных зонах» допускать нельзя. Не прописана и процедура сдачи экзаменов для школьников, у которых есть хронические заболевания.

Как быть с масками и перчатками, тоже неясно. Они нужны, «если есть риск заболевания», а если он будет «близок к нулю», носить их необязательно, заявила руководитель отдела клинических исследования НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Татьяна Руженцова. Как именно должны толковать это школьники и региональные власти, непонятно. Но Ульяновская область, например, на следующий после заявления Путина день объявила закупку более 8 тысяч масок и перчаток за 300 тысяч рублей для ЕГЭ. Очевидно, их покупают не для экзаменаторов, а для школьников: в области всего 5,6 тысяч выпускников.

Ответить на вопрос, безопасно ли проводить ЕГЭ в июле, сложно в том числе и потому, что мы точно не знаем, насколько активно школьники этой возрастной группы переносят коронавирус, объясняет онкоэпидемиолог Антон Барчук. По его словам, в целом респираторные вирусы обычно активнее распространяют те, кто больше контактирует с другими. Но при этом в школах нет очагов заражения коронавирусом, во многих странах они открываются для контактного обучения. Объяснений может быть два. Первое — что старшие школьники меньше заражаются и как следствие не являются активными переносчиками COVID-19. Второе — они болеют бессимптомно, не обращаются к врачам и не делают тесты. Такая погрешность есть и в других странах, говорит Барчук.

В Южной Корее, где тестирование было массовым, на людей 10-19 лет приходилось 5,67% заболевших. Максимальное число случаев (27,9%) — на группу от 20 до 29 лет. По России данные обрывочные: на детей и подростков до 17 лет приходится 7,6% заболевших, говорила вице-премьер Татьяна Голикова. В целом большинство случаев заражения — 36,4% — в России приходится на группу 18-45 лет.

Как можно было бы сделать и можно ли так у нас?

В большинстве стран, где выпускники сдают аналог российского ЕГЭ, — например, Великобритании — очные экзамены в 2020 году отменили, заменив их или дистанционными, или оценкой успеваемости на основании школьных оценок, которую потом верифицируют с помощью математической модели.

С тем, что провести ЕГЭ дистанционно невозможно, согласны и участники рынка онлайн-образования. У этого есть две причины, говорит директор по бизнес-развитию Skyeng Александр Ларьяновский. Первая — далеко не у всех есть дома нужная техника. По оценке Ларьяновского, как минимум у трети домохозяйств нет компьютеров. «Обеспечить равные условия тестирования для всех детей в стране — очень сложно: у всех разная скорость интернета, разная мощность компьютеров и разрешение экрана», — добавляет основатель «Дневник.ру» Гавриила Леви.

Вторая причина — сложности с идентификацией. Технологии позволяют достаточно надежно следить за вниманием и списыванием, но не могут достоверно подтвердить, что тест сдает именно экзаменуемый. Для удаленной идентификации нужна биометрическая база, которой сейчас в стране нет, говорит Ларьяновский из SkyEng.

«Систему обмануть можно и на оффлайновом экзамене, но для этого придется договориться с очень большим количеством людей: со всеми школьниками в классе, учителями и так далее», — рассуждает он. А дома вместо себя можно просто посадить студента. Единственный способ наверняка избежать этого — оборудовать помещения, где школьники под надзором ментора будут за компьютером сдавать тесты онлайн, говорит Леви из «Дневник.ру». Так уже сдают, например, тест TOEFL. Но это не дает большого преимущества над тем, что есть сейчас, добавляет он.

Есть и другая проблема: в России просто больше списывают и спокойнее к этому относятся, чем в США или Великобритании, где за списывание очень строго наказывают. Взаимное доверие всех участников экзаменационного процесса у нас гораздо ниже.

«То что у нас решили не пытаться сделать онлайн-экзамен — это к счастью, — подытоживает Ларьяновский из SkyEng. — Все-таки технологии нужно применять, когда ты точно знаешь, что делаешь. Иначе это бы могло испортить жизнь многим людям: любой сбой в системе могла бы стоить детям, которые реально готовились к сдаче, поступления».

Авторы: Анастасия Стогней, Валерия Позычанюк

Полный текст cтатьи здесь: thebell.io