Образование, Школа и вуз

Отмена оценок в аттестате по трём предметам. Вы за или против?

Фото: zen.yandex.ru

С 1 января вступил в силу приказ, по которому в аттестатах вместо оценок по музыке, рисованию и физкультуре будут ставить «зачтено», если это предусмотрено локальным актом школы. Мы попросили прокомментировать нововведение  специалистов и родителей. Мнения разошлись.

Светлана Савицкая, директор лицея №40, Петрозаводск: «Правильнее не оценивать успехи учащихся по этим предметам, если бы не одно но»

Возможность оценивать результаты освоения программ по музыке, ИЗО и физкультуре не отметками, а «зачтено» или «не зачтено» была у школ РФ и раньше. Такое решение могла принять любая школа. Но при оформлении аттестатов надо было всё равно перевести оценку «зачтено» в отметку. Теперь эта несуразность снята.

На мой взгляд, было бы правильно не оценивать успехи учащихся по этим предметам отметками 5, 4 и т.д. Считаю, что роль этих предметов в школьном обучении специфическая – дать возможность ребенку выразить себя, снять эмоциональное напряжение после изучения сложных наук, научиться понимать прекрасное, вести здоровый образ жизни… Как за это поставить отметку? И, главное, зачем?

Если бы не одно но!

По окончании 9 классов часть детей идет продолжать получать образование в учреждениях СПО (техникум, колледж). А там для поступления важен средний балл аттестата. И оценки по музыке, ИЗО и физкультуре, как правило, позволяют выпускнику повысить этот показатель.

Как расставить приоритеты при принятии решения? Думаем.

 

Татьяна Сеппянен, кандидат педагогических наук: «Три часа в неделю на физкультуру просто за смайлик?» 

Не думаю, что это будет полезно школе в целом. Скорее эта мера поможет некоторым ученикам, у которых не сложились отношения с учителями по физкультуре, ИЗО и музыке. И дело даже не в том, что кто-то не умеет рисовать, музицировать или далек от спорта. Любой нормальный учитель заметит и поощрит старание, готовность к совершенствованию ребенка, у которого нет слуха или вместо портретов и пейзажей в альбоме только головоноги и прочие каляки. Но если ученик отвергает эти предметы, отрицательно относится ко всему, что происходит на уроках ИЗО, музыки и физкультуре, то оценка — это единственный способ хоть как то его мотивировать.

А предметы эти отнюдь не второстепенные с точки зрения развития и воспитания ребенка. Три часа в неделю на физкультуру просто за смайлик? А ИЗО скоро останется чуть ли не единственным предметом, где дети учатся работать с карандашом в руке — черчения уже давно нет, а при дистанте даже по основным предметам можно выполнять задания, набирая тексты на компьютере.

Да и учителя окажутся в неравном положении. При одинаковых окладах одним педагогам надо подготовить детей к ЕГЭ, чтобы они имели достойную оценку в аттестате, а другим достаточно поставить «зачет» при сомнительных результатах. Несравнимые трудозатраты, ответственность и объем растраченных нервов…

Впрочем, приказ не требует от школы обязательного отказа от отметки в количественном варианте. Это лишь шанс педагогическим коллективам перед принятием решения (локального акта) еще раз проанализировать состояние преподавания ИЗО, физкультуры и музыки в родной школе с позиции максимальной пользы для здоровья и развития детей.

 

Серафима Н., мама двоих школьников: «Лучше бы по этим трем предметам ввели похвальные грамоты»

Я за то, чтобы за эти предметы не ставить оценок. Помню свое детство да и своих детей, у которых, как и у меня, нет никаких способностей к рисованию. За меня рисовала всегда подружка, чтобы не заполучить трояк, в то время учитывался средний балл аттестата. А за моих детей рисовала моя подруга. Очень обидно, если в аттестат или свидетельство пойдет тройка по такому предмету, вот и занимаемся обманом. И не мы одни, признайтесь. А если бы в школе преподавали театральное искусство? Многие бы из вас имели хорошую оценку?

Физкультура тоже не должна оцениваться. Дети бывают разные — и тучные, и слабые в том числе, и сравнивать их со спортивными детьми нельзя. А при таком количестве несчастных случаев на уроках физкультуры из-за непоставленных вовремя диагнозов вообще стоило давно задуматься. Если бы уроки труда отличались разнообразием — один ребенок пошел строгать, другой занимался электротехникой, третий шитьем, четвертый — кухней — тогда еще можно было бы говорить о какой-то оценке. А потому не нужны никакие оценки и за урок труда или, как его сейчас называют, урок технологии.

Почему бы по этим трем предметам не ввести похвальные грамоты, которые имели бы вес при поступлении на определенные факультеты, связанные с этими предметами? И это было бы вполне корректное решение.

 

Наталья Полевая, мама школьника: «Из-за оценки вера в справедливость у ребёнка поколеблена»

Мой сын в начальной школе частенько болел. Однажды я прихожу за ним, а он в слезах — по физкультуре тройку получил. «За что?» — спрашиваю. Рыдая, рассказывает: «Я через веревочку не перепрыгнул…»

Мало того, что учитель физкультуры не имел права в течение двух недель после болезни ставить оценку, так еще поколеблена была вера ребенка в справедливость: ведь он старался и просто не смог, так за что тройка? Я встречаю иногда на улице этого учителя (мы  учимся уже в другой школе) и, признаюсь, испытываю то же возмущение, что и тогда.

Что касается уроков музыки, то знаю девочку, которая успешно учится в музыкальной школе, лауреат разных конкурсов. Однако по музыке в школе у нее четверка. Скажете, не знает теорию? Но по сольфеджио и музлитературе у нее в ДМШ пятерки. Могу объяснить такой парадокс только личным неприязненным отношением учителя к этой девочке. Она не подарок, честно говоря, но ведь и ее вера в справедливость теперь поколеблена. Дети многое могут простить, но только не несправедливость.

Я решительно против оценок по музыке, рисованию и физкультуре, слишком у многих детей они отбивают интерес и желание заниматься искусством и спортом для саморазвития. По-моему, это непозволительно дорогая цена.

 

Галина Васильева, депутат Петросовета, в прошлом директор лицея №13, Петрозаводск: «Чиновники нашли легкий способ решения некоторых вопросов образования»

Послабления, которые вводит Минпросвещения РФ, в начале 90-х прошлого века уже имели место быть. Например, в аттестатах вместо неудовлетворительной оценки производилась запись «прослушал». Также учащимся по некоторым предметам, не аттестованным по независящим от них причинам, делалась запись «не изучалось». Освобожденным по состоянию здоровья (физическая культура, НВП, трудовое обучение) в аттестате записывали — «освобожден».

Но, к сожалению, в век высоких технологий и возврата в 90-е создаются облегченные условия, что окончательно снижает требования к качеству обучения.

Как вышли тогда в ситуации с физической культурой, понимая, что по состоянию здоровья дети не могут иметь одинаковую нагрузку, соответственно и оценки? В школах повсеместно ввели специальные медицинские группы (СМГ), где учащиеся занимались физкультурой под руководством опытного педагога, индивидуально получали нагрузку и свои хорошие оценки по результатам таких уроков. Здесь же временно занимались дети после длительной болезни. Это решило многие проблемы обучения по этой школьной дисциплине.

Решение чиновников о записи «Зачтено» по ряду предметов говорит о том, что они нашли легкий способ решения некоторых вопросов образования, а это может дать возможность школьникам не посещать эти уроки. Тем не менее образовательная программа по музыке и изобразительному искусству дает не только навыки пения и рисования, но и знакомит учащихся с отечественными и зарубежными композиторами, художниками, их творчеством и произведениями. Дает то, что ребенка развивает, а не искусственно упрощает его школьную жизнь.

От редакции «Лицея». Сейчас в школах решают, принимать ли локальные акты по замене оценок по музыке, рисованию и физкультуре на запись «зачтено». Напоминаем, что родительские комитеты имеют широкие возможности по закону об образовании влиять на принятие решений. Могут ли они воспользоваться своим правом в этом случае?

Михаил Джикия, юрист в области образования: «Решение о локальном акте с введением оценки «зачтено» школа можно принять сама»

По закону есть перечень локальных актов образовательных организаций, которые всегда обязательно обсуждаются (а порой и принимаются) с участием коллективных органов управления. В том числе советов с участием родителей и учеников.

Однако, нормативные акты, касающиеся системы оценивания, к таковым не относятся.

Решение о локальном акте с введением оценки «зачтено» школа можно принять сама. Это будет законно.

Таким образом, спросить мнение родителей можно, но вовсе не обязательно.