Образование, Учитель

«Каждый ребёнок достоин любви и уважения». Вспоминая Леонида Хороша

Леонид Хорош, 1968 год. Фото Валентины Хорош
Леонид Хорош, 1968 год. Фото Валентины Хорош

3 октября исполняется 75 лет со дня рождения замечательного педагога Леонида Юрьевича Хороша. 17 лет нет его с нами, а память об этом незаурядном человеке жива, и, конечно, в нашем «Лицее». Разве можно забыть его доброту, постоянное желание помочь? А его озаряющую все вокруг улыбку? Леонид Юрьевич создавал вместе с нами газету в 1991-м, писал блестящие очерки о великих педагогах, в 2003 году стал одним из редакторов книги «Школа Фрадкова». 

Публикуем в сокращении материал журналиста Юрия Шлейкина «Любить человека», написанный при жизни Леонида Хороша. Он интересен размышлениями Леонида Юрьевича о педагогике, детях, воспитании.

***

Многим учителям Петрозаводска знакомо имя Леонида Юрьевича Хороша. Одни помнят его еще по коммунарским сборам тридцатилетней давности, по «Веснянкам», «Зимовкам» и летним лагерям старшеклассников, по клубу «Товарищ». Другие — по работе и встречам в 9-й средней школе, где он был почти 16 лет комсоргом, учителем, завучем. Третьи знают его как педагога-методиста с неистощимой фантазией, выдумкой, умением искать опыт «у себя под боком», в городе и республике, и в «тридевятом царстве», во многих городах бывшего Союза, где ему удалось побывать. 

Последние годы Леонид Хорош работает с детьми и педагогами Дворца творчества детей и юношества. Вместе с женой Валентиной Алексеевной он ведет этикетную школу «Секреты общения».

Вот некоторые его размышления:

— В круг моих обязанностей входит выпуск вестника «Диалог» и других брошюр для педагогов и детей. Последняя работа — мини-хрестоматия «Воспитание», в которой рискнул выступить составителем. Почему рискнул? Педагоги обычно относятся к авторитетным высказываниям скептически — мало ли кто, что и когда говорил. В свое время нас перекармливали цитатами классиков. Но в этой брошюре собраны не просто звонкие фразы, а позиция авторов, представлены идеология, мировоззрение педагогов, психологов. Многие из них мало или совсем не известны нашим учителям.

Кстати, это одна из граней сегодняшнего состояния российской педагогики — открытие колоссального наследства, отечественного и зарубежного, которого все мы были лишены. Но это не вина, а беда наших учителей.

…Почему так названа хрестоматия — «Воспитание»? А что такое воспитание? Это ВОЗдействие на кого-то или ВЗАИМОдействие, то есть когда мы вместе воспитываемся? Существует масса ответов и мнений. Мне ближе вторая точка зрения — о взаимо-действии.

Точно так же с интересом я воспринял когда-то со страниц «Учительской газеты» мнение одного молодого учителя, который говорил о том, что воспитание — это процесс прибавления, питания, восполнения.

Мы с женой занимаемся сейчас со старшими школьниками, с выпускниками. Мы знаем, чувствуем, что не только мы на них влияем, но и от них питаемся мыслями, чувствами, идеями. Это обоюдное воспитание. И это не игра слов, а реальность.

…Многие знают и помнят, что воспитательная работа у нас часто строилась на борьбе с недостатками. Так проходили пионерские сборы, комсомольские собрания. У Иванова — такие-то недостатки, у Петрова — другие. И давай их песочить, «воспитывать»…

Но нельзя бороться с тем, чего у человека нет. Например, нет доброты или смелости. Значит, ему это надо дать, надо воспитать, восполнить эта качества, создать такие отношения, условия, при которых он бы их проявил.

Другая банальная и типичная ситуация — идет по улице мама, тащит зареванного ребенка и громко ругает его. Вполне возможно, что эта мама просто не знает другого обращения, другого языка, потому что с ней точно так же обращались в детстве.

Споры в педагогике о том, надо ли уважать любого ребенка, до сих пор существуют. Одни говорят — да, любого. Другие возражают: мол, за что уважать двоечника? Я согласен с первыми. Каждый ребенок достоин любви и уважения. Он хочет этой любви, ждет ее. А уважать ребенка — это значит не унижать его достоинства. Пожалуйста, ставьте двойку ученику за невыученный урок, делайте замечания за шалости, сердитесь, но не унижайте достоинства. Хотя легче всего обвинить конкретного педагога, а может, нужно его понять, полюбить. Может быть, этому человеку не хватило в жизни любви?

…Мне повезло в школе и в жизни с учителями. Наум Фридман, Фаина Макарова, Ольга Молчанова, Исаак Фрадков, Евгений Давыдов, Олег Газман — все имена просто не назвать, и о каждом можно составить отдельный, обстоятельный рассказ.

Я очень благодарен своим родителям. Это первые и единственные учителя, которым я обязан всем. Понятно, что папа и мама любили друг друга. И эта любовь пронизывала всю нашу семейную жизнь, она нас делала такими любвеобильными, способными дарить любовь другим людям.

27 лет учусь (чему — не скажу) у доброй, ласковой, нежной, очаровательной жены Вали. Своих взрослых детей — дочку Дину и сына Дениса — я тоже считаю своими учителями. На всю жизнь запомнил, как двухлетний сын дрожащим голосом сказал: «Не надо, папа, меня шлепать».

А шестилетний внук? Это еще какой воспитатель и учитель!

Мне кажется интересной идея блестящего московского педагога Олега Семеновича Газмана о педагогической поддержке. Ребенок, впрочем как и взрослый, это существо, которому в жизни больше, чем кому-либо, нужна поддержка. Не решайте за него проблемы — он сам их должен решить, но поддерживайте его — словом, делом, взглядом, улыбкой, любовью… 

Важно отойти от наказания, от оценивания, от назидания, а прийти к диалогу, к разговору равных людей. Да, разных по возрасту, опыту, культуре, но которые говорят на равных, без назидания и морализаторства.

Мне кажется, у нас с ребятами во Дворце это получается. Есть даже несколько человек, которые уже и школу закончили, но все равно приходят к нам. Им интересно, и нам тоже. Мы их всех любим…

«ТВР-Панорама», 1996, 3 октября 

P.S. Леонида Юрьевича — нашего Лени — не стало в августе 2004 года. Он был для меня не просто другом, а братом…