Реформы

Диверсия против российского образования

forums.drom.ru

Профессор КГПА Нина Предтеченская обвиняет власть в том, что под видом модернизации образования идет его намеренное разрушение.

 

Общественность России потрясена последними новостями – сотни российских вузов, известных ранее как авторитетные, в один миг стали неэффективными. Интересно бы знать, какие средства истрачены на работу по составлению этих списков?

Работу вуза можно оценивать по качеству преподавания, уровню подготовленности студентов, востребованности выпускников, результатам их работы как специалистов. Ни один из этих критериев не лег в основу составления списков, а клеймо неэффективности повешено. Видимо, из Москвы виднее. Из 11-ти действующих в Петрозаводске вузов неэффективным признан старейший педагогический вуз, на котором держится все учительство Карелии.

Столь же больно мне и за Сыктывкар, где из 10-ти вузов стали неэффективными педагогический институт и университет, обеспечивающие кадрами весь Север России. Эти вузы я хорошо знаю, так как 14 лет была проректором по научной работе (1986 — 2000 г.г.), и мы эффективно сотрудничали по разным направлениям научной и педагогической деятельности. Ведь именно эти вузы действовали и в период Великой Отечественной войны и помогали сохранить образование на Северо-Западе России, там в тот сложнейший период жизни России нашли приют и вузы Петрозаводска. Почему-то в списках совсем нет разных работающих в наших республиках платных филиалов. А ведь образование – это не доходное прибыльное место!

О какой модернизации образования сегодня идет речь? Лучше сказать, что это система целенаправленного, кем-то хорошо продуманного разрушения образования.

Обвальная ликвидация Советского Союза стала началом глубоко развала страны изнутри. Сегодня оказалось мало разрушенных банкротством фабрик и заводов, разваленного глупой приватизацией жилищного хозяйства, потерянных эмиграцией сотен тысяч лучших  умов России (материальную оценку этому вряд ли кто сможет подсчитать), обнищания населения страны, дикой демографии. Взялись упорно за последнее – ломку образования, которое достойно считалось по качеству лучшим в мире, было гордостью России.

Сегодняшняя «охота на ведьм» всего лишь продолжение давно начавшегося процесса. Десять лет назад по этому поводу высказали глубокую тревогу ведущие ученые России изданием в 2002 году книги «Образование, которое мы можем потерять» под редакцией ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего.  Я подозреваю, что наши чиновники не удосужились ее почитать и проанализировать. Иначе не было бы такой дикой ломки математического, естественно-научного и гуманитарного образования в школе, произошедшее в последние годы, а ведь именно на них базируется развитие мозга, совершенствование талантов, формирование творческой личности.

Проработав 50 лет на педагогическом поприще, из них 43 года в педагогическом вузе, я вижу насколько упал уровень подготовки школьников за последние годы, ухудшилось логическое мышление. Школы ориентированы только на подготовку к ЕГЭ, где уж тут думать о межпредметных связях, глубине познания мира. В перестройке школы мы ориентируемся на Запад, но кто сказал, что их образование лучше? Ведь наши корабли полетели первыми в космос, когда-то у нас были приоритеты в медицине, естественных науках? Наши журналы «Знание-сила», «Техника молодежи», «Природа» и многие другие были источником поиска новых идей для всех стран мира. А сегодня мы и в подготовке высшей школы пошли с оглядкой  на Запад, понадобились бакалавры и магистры, чтобы стать «как все». А чем были хуже наши специалисты и аспирантура?!

Почему надо делать «как у всех», а не так как нужно нам сегодня? Почему в подготовке надо ориентироваться на то, примут ли нашего выпускника за рубежом, а не на то, нужен ли он производству, сельскому хозяйству, экономике, образованию, медицине России?

Не пора ли нам обустраивать свою многострадальную страну, ведь по ней ой как прошлась разруха.

С того ли конца мы начинаем реформу? Посмотрите, как унижен российский преподаватель, особенно в высшей школе.

Вузам ставят в вину, что высок средний возраст преподавателей, плохо идет омоложение кадров. А представьте, что зарплата молодого начинающего преподавателя не более 8-9 тыс. руб (а с них еще снимут 13% подоходного налога)! Как можно жить на эти деньги? Наши шустрые чиновники говорят – надо зарабатывать! Как? Работа преподавателя – это сложный творческий процесс. К каждому занятию нужно глубоко и качественно готовиться. Лекция, занятие – это театр одного актера и уровень поверхностной подготовки обречен на провал. Такой педагог в вузе долго не задержится. Молодому специалисту надо не только учить, но и постоянно учиться самому. Надо расти в научном плане, защитить диссертацию. А это огромный кропотливый труд. Только наши депутаты и чиновники девальвировали научную подготовку – многие из них в промежутках между думами о народе запросто мимоходом защитили кандидатские диссертации, а порой и докторские. Где только нашли на это время в поте своих государственных дел!?

Могут сказать, что в вузах стало больше демократии, вузы даже сами распоряжаются фондом заработной платы. Но ведь вуз от этого ничего хорошего не получил. Просто управляющее чиновничество свои законы по разделению на касты пустило и в вузы – ректор вуза советского получал чуть больше заведующего кафедрой или профессора (на 15-20 %), теперь же эта разница в значительные разы! Где на Западе возможно такое?! Но чиновникам это очень удобно – многим ректорам заткнули рты, чтобы преданно смотрели в глаза. В большинстве вузов резко увеличились явно непедагогические штаты с оплатой труда повыше, чем у преподавателя. А чтобы все это восполнить, за последние годы как никогда выросла чисто учебная нагрузка преподавателей. В какие времена советской власти нормой для ставки профессора были 700 аудиторных часов?!  Ведь потенциал и опыт этих людей значительно полезнее использовать в научно-методической работе, что и было во все исторические времена.

Всегда выделялись часы на консультации, контроль результатов самостоятельной работы студентов, ведь это необходимо при обучении, если мы хотим иметь хороший результат.

Под контролем было всегда совместительство, так как это отнимает время от основной работы. Сейчас преподаватель вынужден работать в любых местах, лишь бы добыть на хлеб насущный. Может ли быть такое с преподавателем в западной стране?! Наш профессор получает зарплату много ниже, чем стипендия аспиранта в Финляндии. А мы хотим, чтобы все было как у них. Не рано ли со свиным рылом в калашный ряд?

Преобразования не могут идти сверху, по приказу. Необходимо, чтобы инициатива о модернизации исходила от самих вузов, а методы и пути ее широко обсуждались общественностью.

Образование – это будущее страны, это фактор ее экономического и духовного роста. Оно определяет место России в мире. Шли столетия, менялись способы управления, но неизменным в России был принцип ответственности государства за образование. Сегодня же речь идет о том, что образовательное сообщество само должно о себе заботиться, «зарабатывать на жизнь», а не надоедать просьбами о материальной поддержке. Но ведь образование – не доходное, прибыльное место. А если оно вдруг и на деле станет таким, то уж тогда Россия точно потеряет себя.  Решить проблему материального обеспечения вузов за счет сокращения их числа или так называемого преобразования – намерение   явно непродуманное, если не сказать преступное, и направлено оно против образовательного и культурного уровня России.

Предлагаемую списочную модернизацию с уничтожающими заявками о неэффективности, профессиональной непригодности вузов можно сравнить только с преступным разрушением Советского Союза.

 

Об авторе.Нина Васильевна Предтеченская – профессор Карельской государственной академии, почетный доктор университета Йоэнсуу (Финляндия), заслуженный деятель науки РК.

Фото с сайта КГПА kspu.karelia.ru

  • Нина

    Образования много не бывает.Чаще его не хватает.И закрывают ВУЗы, особенно педагогические, не от большого ума.
    У университетов и педагогических вузов принципиально разные цели: у первых — молодые ученые, у вторых — учителя, способные не только дать знания и умения, но и правильно задать вопрос и задать направление поиска ответа, способные показать детям, как удивителен и прекрасен мир, в котором мы живем.
    Соответственно и результаты университет получает быстрее — через год-максимум через пять лет.
    Посчитаем, через сколько лет педвуз сможет узнать о качестве своего выпускника — 5 лет студенчества , пришел учитель в 5 класс. И только через 7 лет ученик нашего выпускника закончит школу и можно будет говорить о каком-то результате. Итого 12 лет.
    Ученики наших петрозаводских школ выигрывают российские и международные предметные олимпиады, пишут научные работы, отмеченные на международном уровне — все это заслуга наших учителей, сумевших заметить и развить таланты этих детей! Этому надо учить будущих учителей.Университетам с этой задачей не справиться- нельзя объять необъятное, да и стоит ли пытаться? Может стоит каждому Вузу решать свои задачи?

  • Елизавета

    Сантари, а что, выпускники ПетрГУ с этими материалами знакомы? Вы в курсе, что у нас в школах работают почти 80% выпускников КГПА? Не все, конечно, прекрасные учителя, но школы Карелии действительно работают благодаря им.
    Интересно, Академия госслужбы попала в «почетный список» за какие заслуги? У них много площадей и иностранных студентов?

  • лидия

    Поддерживаю Нину Васильевну. Хорошо, что в КГПА есть преподаватели, готовые отстаивать интересы нашего НАРОДНОГО образования и КГПА в частности.Может быть,если бы таких искренних слов было больше,а руководство образованием РК и РФ задумывалось о будущем России, мы могли бы надеяться, что еще не все потеряно. Да и преподавателям, сотрудникам и студентам КГПА надо быть активнее, отстаивать родной вуз.

  • сантари

    Что касается ситуации в российском образовании в целом» … судить не берусь..
    Но не кажется ли Вам, что оценка КГПА как ВУЗа «на котором держится все учительство Карелии» лет так на двадцать устарела. К несчастью, конечно.
    Лозунгами, конечно, разговаривать очень просто. НО то, что выпускник «старейшего педагогического Вуза, на котором держится …» выходит в школу не зная элементарных вещей (скажем республиканских учебных планов, регионального содержания образования) это факт.
    Или вот пример — в 2006 ввели в школу краеведческий курс «Моя Карелия». До сих пор никто, ни методисты, ни предметные кафедры ни одного вопроса не задали, ни одного предложения не сделали…Ну не интересно это старешему карельскому педагогическому вузу…

  • Зинаида Ефлова КГПА

    Согласна с Ниной Васильевной в оценке ситуации в российском образовании в целом, в высшем профессиональном, в частности.
    Относительно планов «реструктуризации» КГПА через присоединение академии к ПетрГУ: в любой форме — института, педагогического факультета, рассредоточения педагогических специальностей по ныне существующим факультетам… В любом виде — это лишь способы развала педагогического образования в нашей республике. Никогда классический университет не занимался и не будет заниматься вопросами педагогики, проблемами школы, готовить педагогов.Он иначе задуман и устроен.
    Обидно и больно за уважаемый в обществе,не раз и не два доказавший свою социальную значимость, педагогический вуз, что вот так — одним «московским махом» в сочетании «местным раболепством» можно с ним обойтись — сосчитать в «неэффективные», лишить права быть и развиваться.

  • Ася

    Интересно получается: работу старейших вузов признаем неэффективной, но не обращаем внимания на коммерческие суррогаты высших учебных заведений, типа Современной гуманитарной академии и иже с ней. в которых можно помочь методисту подшить документы или что-то распечатать — и вуаля, сессия сдана. А на лекциях и экзаменах можно и не появляться. Да если и придешь на лекцию, образованнее не станешь: в той же СГА вместо преподавателя — видеофильм, вместо учебника — так называемая юнита, вместо экзаменов — тупые тесты или устный ответ перед веб-камерой…. Почему эти «вузы» успешно существуют? Почему у их выпускников такой же диплом о высшем образовании, как у тех, кто закончил ПетрГУ или КГПА?

  • ОЛ

    Ответ прост. Казна пуста. И разворована. Добавьте то, что в Карелии 600 тыс. населения, из них половина пенсионеры.

  • ИЛ

    Вчера мне рассказали, что и ПетрГУ ждут перемены.. В частности на медицинском сокращают многие специальности, типа рентгенолога..Видимо, будут готовить семейных врачей-что-то вроде фельдшера, а чтобы стать кардиологом или рентгенологом. придется ехать учиться в Москву или Питер..Может. кто-то и сможет учиться в Питере, но, вот. вернется ли в родные пенаты-вряд ли..А ведь у нас такой сильный на Северо-Западе факультет..и зачем его так реформировать??

  • Ольга

    Я закончила историко-филологический факультет КГПУ.
    Хотя на 1-2 курсе многие однокурсники улыбались: да не пойдем мы школу никогда, высшее образование получим, а там видно будет, к 4-5 курсам почти половина группы задумалась: а что, может в школу? В итоге треть группы устроилась в школы города и районов Карелии, несколько человек с потока уехали в другие регионы и тоже работают в школе, даже молодые люди!
    Прошло несколько лет после выпуска. Здорово, что молодые учителя задержались в школах. Тем более что ребята получили поддержку, нормальную зарплату (если, конечно, часов побольше взять).
    Длинная практика в школах, педагогика, которую мы сдавали с таким трудом, спецкурсы — это действительно хорошая база для работы в школах.

  • Алексей Конкка

    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ: http://freeuni.ru/?p=165

    Это самое меньшее, что мы можем сделать против этого позора.

  • Елена

    Уважаемая Нина Васильевна!
    Спасибо за замечательную статью: не в бровь, а в глаз! Я обучалась в ПетрГУ, педагогизмом там и не пахло! А в дипломе, в числе прочего — преподаватель!
    Здорово модернизировали, ничего не скажешь! Вот и пойдут недоученные учителя в школы, чтобы окончательно развалить систему образования Карелии… Там, где Финляндия возлагает ответственность за будущее страны на учительство (всемерно поддерживая), у нас уничтожают на корню, кивая на Запад… Диверсия, по-другому не скажешь!

  • Светлана Филимончик

    Нина Васильевна, спасибо Вам за Вашу гражданскую позицию. Очень тягостно было молчание в СМИ профессоров КГПА. И Лицей – первое издание в Карелии, которое всерьез выразило тревогу о будущем важнейшего института культуры в стране — высшего педагогического образования.
    Вопросы реорганизации определяет учредитель. Проще говоря, решили наверху – значит дожмут. Чиновники молодые и умные, нужную риторику обеспечат. Европейским опытом прикроются, на худой конец.
    В начале 1930-х годов молодые и энергичные уже рушили «отжившее». Несогласных с их «реорганизациями» в городе и деревне гнали с работы, шельмовали, сажали. Через несколько лет от многих выдвиженцев начала 1930-х гг. варварски избавились, но дело было сделано.