Накануне нового учебного года и.о. министра образования Карелии Александр СЕЛЯНИН высказал свое мнение на волнующие не только учителей темы.
О педсоветах
— Как пройдут августовские педсоветы в Карелии? В регионах страны ищут новые формы, отдают предпочтение круглым столам и дискуссиям, отказываясь от пленарных заседаний…
— По-разному. Во всяком случае республиканский педсовет мы не проводим, это мало что дает. В районах рекомендовали обсудить две темы. Считаем, что неплохо в Год учителя поговорить о защите прав детей, тем более что в этом году 20 лет как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка. И вторая тема — проект Закона об образовании. Он опубликован и в сентябре после обсуждения, которое сейчас активно идет, должен быть принят.
О господдержке молодых учителей
— Сейчас идет отбор молодых учителей, которые получат государственную поддержку в полмиллиона рублей. Есть заявки?
— Есть, Карелии выделено 17 вакансий, заявок поступило больше. Вакансии в основном в сельских школах, но есть и в Костомукше. Отбор мы должны завершить к середине октября, тогда будет заключен трехсторонний договор — между молодым специалистом, органом местного самоуправления и министерством. Претенденты сейчас ездят в школы, смотрят, какие условия работы и проживания. Их интересует качественное жилье. Есть и отказы.
О ЕГЭ в Карелии
— Какие результаты ЕГЭ у Карелии в сравнении с другими регионами Северо-Запада? А то все время сравнение делается со средними показателями по стране…
— Потому что это установка федерального центра: регионы принципиально друг с другом не сравнивают, чтобы не сделать ЕГЭ предметом для ненужной соревновательности и улучшения отчетности. В ситуации с ЕГЭ административно улучшить результаты возможно, только их подтасовывая. Мы передаем результаты каждой школе, чтобы там сами смотрели, какой учитель как работает.
В этом году у нас по математике средний балл ниже, чем по России, хотя традиционно был выше. Сейчас проводим аналитику на уровне учреждений и муниципалитетов. По всем остальным предметам в Карелии средний балл выше среднероссийского.
О дефиците мест в детских садах
— Остро стоит проблема мест в детских садах Как вы считаете, возможно ли снять ее, не прибегая к новым подходам?
— Мое глубокое убеждение, за что меня часто критикуют, — без принципиально новых подходов эту проблему не решить. Она была, кстати, всегда. Помню, когда у нас в семье родился первый ребенок, нам с женой пришлось сразу записать его на очередь в детский сад. Ситуацию надо решать в корне. Нужно увеличивать отпуск по уходу до трех лет и платить на ребенка не 200-300 рублей, а минимальный прожиточный минимум — 3-4 тысячи рублей. Экономически это менее затратно, чем строить новые детские сады. Говорю о необходимости такого отпуска и как педагог: до трех лет ребенок требует максимально индивидуального подхода, а садик обеспечивает лишь уход за ним.
Пока я не нахожу понимания, но недавно Северо-Запад попросил наши расчеты. Может быть, эта идея начнет проникать в жизнь.
Как полумеру мы поддерживаем компенсацию за место в детском саду тем, кто не получил его. Пытаемся снизить остроту проблемы, поддерживая негосударственные формы дошкольных учреждений. Бизнесмены, желающие открыть частные детсады, у нас консультируются.
Пытаемся увеличить количество мест за счет увеличения наполняемости групп. Все же знают, что часто не бывает стопроцентной наполняемости. Закрываем небольшие платные группы. Также отводим под новые группы, например, вторые спортзалы или помещения для «Карельской горницы».
О закрытии школ
— Насколько меньше школ стало в Карелии в сравнении с прошлым годом?
— На 9. Но не все из них закрыты, некоторые стали филиалами. В республике мы не закрываем школу, если есть ученики старших классов, лишь прекращаем прием в первый класс.
В Ладвинском училище – сейчас это филиал – учатся всего 39 ребят, а работников 48. Первый раз заговорили о его реструктуризации еще в 2004 году. Так вот, филиал там останется, пока будут дети. Идет набор. О том, чтобы открыть в его помещении колонию-поселение, речи не стоит.
— Как вы можете прокомментировать то, что случилось с 45-й школой?
— Я на старте говорил, и принципиально мое отношение к этой ситуации не изменилось. При аналогичных ситуациях с нашими республиканскими учреждениями я всегда сторонник согласительных процедур и решения вопроса не столь быстрыми радикальными методами. В Петрозаводске решили ускорить процесс и не затягивать его. Не всегда получается принять сторону общественности, этого не позволяют экономические и демографические реалии, но я убежден: согласительные процедуры – самый эффективный способ решения вопроса, не обижая друг друга, не оставляя поводов для нецивилизованных способов воздействия. Лучше провести реорганизацию в течение двух-трех лет, чем по-быстрому, и потом продолжать воевать уже после принятого решения.
О политизации директорского корпуса в Петрозаводске
— Вам не кажется, что в Петрозаводске управлением образования развернута охота на ведьм? Любой директор, не согласный с линией управления образования или с каким-нибудь депутатом, получает массу проблем. С директором 20-й петрозаводской школы Галиной Беловой летом прервали контракт. Это случилось после ее конфликта с депутатом Петросовета…
— Вопрос к петрозаводчанам – за кого они голосуют? Власть использует свой ресурс. Политизация директорского корпуса у меня вызывает тревогу. Она связана с тем, что директор полностью связан с выборным органом власти. Накануне выборов ему, конечно же, даются определенные установки, не свойственные его должностным обязанностям. Если он эти установки не выполняет, судьба его может быть по-разному решена. Именно так и произошло в 20-й школе. Тревожит, что есть объективная основа для повторения подобной ситуации. Другого способа как обращение в суд для отстаивания своих трудовых прав, чести и достоинства нет.
О престиже профессии учителя
— По опросам учителей, а это продвинутые учителя, на сайте Педсовет. орг престиж учителя половина из них оценивает невысоко. Как вы считаете – почему?
— Не согласен с такой оценкой, сам 16 лет работал учителем. Многие считают престижной ту профессию, где высокая зарплата. Она должна повышаться, но это не главное условие повышения престижности профессии. Об этом говорят британские исследования. Убежден, что большинство учителей у нас остались в старой тоталитарной системе. В советские времена работать в школе было так же невыгодно, как сейчас. Но было комфортно, потому что то, что ты сказал, должно было выполняться, слова учителя были истиной в последней инстанции и для детей, и для родителей. Сейчас общество к школе и учителю предъявляет определенные требования. И если мы не готовы на них реагировать, нас воспринимают негативно. Отсюда у учителя и ощущение непрестижности его профессии. Учителю самому надо меняться.