Главное, Школа и вуз

Дети на позитиве

Фото http://zl.ruУ детского омбудсмена Марины Зверевой прошла встреча педагогов, работающих по программе «Друзья Зиппи», помогающей детям справляться с трудностями.  

 

Чуть не каждый  день приносит леденящие вести о страшных преступлениях, совершаемых детьми.  Недавний пример, близкий нам, – трагедия в Сегеже, где сверстниками был зверски убит 15-летний подросток.

«…в России агрессия детей и подростков растет. По уровню агрессивности мы занимаем третье место после слаборазвитых стран Африки и стран Балтии.  Стираются границы дозволенности», – заявил недавно в интервью журналу «Огонек» Михаил Виноградов,  доктор медицинских наук, психиатр, криминалист.

Тем больше на столь тревожном фоне поражают примеры снижения агрессивности и тревожности  у детей, которые приводят педагоги, использующие программу «Друзья Зиппи», которая появилась в республике благодаря АНО «Содействие». Речь идет о дошколятах и детях младшего школьного возраста, а ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент под отношения ребенка с миром.

Международная программа «Друзья Зиппи», рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения и рассчитанная на детей 5-7 лет, успешно применяется в 25 странах мира, в России в том числе.

Светлана Алексеева
Светлана Алексеева

– Третий год работаем по этой программе. Нет драк в классе, оскорбления чрезвычайно редки, ребята живут на позитиве,  – рассказала на встрече у Марины Зверевой  Светлана Алексеева, учитель начальных классов петрозаводской гимназии №17.   – Появился у нас новичок, приехал из другого города. Вел себя поначалу вызывающе, обзывал ребят, задевал их. Но мои дети реагировали не так, как он ожидал: «Мне бы хотелось с тобой поиграть, а не драться». Постепенно мальчик успокоился, приступы агрессии прошли.

Программа не дает детям готовых ответов на все случаи жизни, она побуждает искать их самим. В маленьком красочном буклетике, который есть у каждого малыша,  приведены два лаконичных правила для выбора полезного решения:  «Это решение поможет мне чувствовать себя лучше» и «Это решение не причинит вреда мне или кому-либо другому». И еще четыре шага к полезному решению:  «1. Успокойся. 2. Пойми суть проблемы. 3. Подумай о множестве возможных решений. 4. Выбери лучшее».

Педагоги разбирают с детьми ситуации, одинаковые во всех странах независимо от менталитета и общественного строя:  одиночество, ревность (в семье родился  маленький, мама теперь все время ему уделяет), развод родителей, смерть близкого человека, как просить прощения. И даже такую самую что ни на есть мучительную для малыша: что делать, если ты при всех описался.

В помощь педагогам разработаны шесть модулей по четыре занятия в каждом.  Псевдонаучных выкладок нет, всё очень конкретно и жизненно. Дети, к примеру, узнают, что есть знак «СТОП», обозначающий, что нужно вовремя прекратить конфликт, пока он не разгорелся. Вспоминая про этот знак, ребята быстро мирятся.

Воспитатель петрозаводского детсада №25 Дарья Толмачева вспоминает, как удивилась одна мама, когда пришла на занятие и увидела, что ее вечно стесняющийся сын  сам тянет руку для ответа. Ребят попросили назвать правила, которые  им нравятся в программе «Друзья Зиппи». Скромняга назвал близкое ему: «Ты не обязан говорить, если ты не хочешь». Именно оно помогает стеснительным детям разговориться. Научившись отвечать и не стесняться, они  переносят это умение и на другие занятия.

Майя Платонова показывает публикацию "Страшный сын"
Майя Платонова показывает публикацию «Страшный сын»

– Такой программы для начальной школы никогда не было. Она носит профилактический характер, очень нам нужна! – сказала Майя Платонова, учитель начальных классов из Новой Вилги.

У нее многонациональный и разновозрастной класс.  Как-то  один драчун, разбомбивший снежками любовно слепленный первоклассниками снеговик, пытался спровоцировать их на драку. Безуспешно: программа учит не отвечать  на кулаки кулаками. Через неделю «стрелок» вылепил малышам другого  снеговика, лучше прежнего.

Перед началом занятий по программе «Друзья Зиппи» педагоги встречаются с родителями. По словам воспитателя детсада № 21 Светланы  Макаревич,  спустя год ни один из 24 родителей не отказался от программы. Такой же результат у Екатерины Араповой, работающей во Дворце творчества детей и юношества. Родители благодаря программе лучше узнали своих детей, те научились решать проблемы, не бояться высказывать свое мнение. Мир оказался не таким страшным и опасным, как казалось малышам.

 

По данным  детского омбудсмена Карелии Марины Зверевой,  лишь в 47% школ республики имеются в штате психологи, количество обращений, связанных с унижением достоинства ребенка и физическими наказаниями, растет.

Исследование, проведенное  Карельской педакадемией перед  стартом программы в Карелии, показало, что половина детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста носят проблемы в себе, не обращаются за помощью к родителям или друзьям, 24% детей находятся в пограничном или близком к нему состоянию. 26% детей не видят по отношению к себе доброты. Вот таким пугающим был старт.

Кафедра общей психологии КГПА в 2012 году подвела промежуточные итоги эффективности программы «Друзья Зиппи».  В группах детей, прошедших по ней обучение, уменьшилось проявление неприязни к детям со стороны сверстников, чаще стали проявления позитивных отношений – сочувствие, доброта, помощь. Еще один ее эффект  – повысился уровень успеваемости.  Среди выводов самый, возможно, главный: «Программа «Друзья Зиппи» оказала положительное влияние на психическое здоровье детей».  Отмечено, что идеология программы соответствует гуманистическому характеру отечественного образования.

Марина Зверева программу  «Друзья Зиппи» безоговорочно поддерживает:

– Это нужно каждому ребенку!  Полностью разработано методическое сопровождение программы, на ее основе никто не мешает разработать и свою.  Сейчас в школах создаются службы медико-психологического сопровождения,  службы примирения и есть «Друзья Зиппи». Все это очень хорошо!  Без партнерских отношений между детьми и родителями  ничего у нас не изменится.

Казалось бы, кто может быть против такой разумной и доступной программы? Однако  Илона Кошелева, руководитель АНО «Содействие», не устает доказывать ее необходимость, отбиваясь от проверок, наталкиваясь на противодействие чиновников и объясняясь даже с прокуратурой. Экспертная комиссия при Министерстве образования РК  вынесла заключение: программа дополнительного образования «Друзья Зиппи»  соответствует действующему законодательству РФ и может быть рекомендована для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Три недели назад прошло совещание уполномоченных по правам ребенка в образовательных учреждениях с участием социальных педагогов, представителей исполнительной и законодательной власти.  Выступила перед ними и Илона Кошелева.  Хочется надеяться, что у наших управленцев изменится наконец отношение к «Друзьям Зиппи». Не ведем речь о том, что это панацея и больше у нас ничего нет, но разве не стоит поддержать программу, уже опробованную и отлично себя зарекомендовавшую?  Разве мы не хотим видеть как можно больше детей, живущих  на позитиве?

Педагоги, работающие по программе "Друзья Зиппи", на встрече у детского омбудсмена Марины Зверевой
Педагоги, работающие по программе «Друзья Зиппи», на встрече у детского омбудсмена Марины Зверевой

Фото автора

 

  • Илона Кошелева

    Подробнее о программе «Друзья Зиппи» можно узнать на сайте АНО «Содействие» http://www.sodeistvie.karelia.ru/1322826911.html и на страничке вконтакте http://vk.com/club53286770
    Сейчас мы отбираем школы для участия в российско-норвежском проекте в 2014-2015 учебном году. Заявки принимаются до 01 апреля 2014 года.

  • Владимир Малегин

    Отрадно, что все чаще появляются такие материалы. Нужно только
    приветствовать и благодарить таких энтузиастов, как Илона Кошелева за внедрение программы «Друзья Зиппи» в
    Карелии. Благотворность трехлетнего опыта использования этого проекта в
    детских учреждениях точно выразила сельский педагог из Новой Вилги Майя
    Платонова:» Такой программы для начальной школы никогда не было. Она
    носит профилактический характер,очень нужна нам!» Так почему же Илоне
    Кошелевой пришлось доказывать чиновникам ее полезность, да еще и
    объясняться с прокуратурой.! Когда же наконец наше министерство
    образования будет в авангарде новинок?. А действия чиновников из
    ведомства «око государева» вообще порой вызывают оторопь. Самым ценным,
    на мой взгляд, в этой программе, что»…в красочных буклетиках детям
    предложены лаконичные правила для выбора правильного решения». То есть
    детей побуждают размышлять, анализировать свои действия, приучают думать, выбирая правильное решение. Это самое главное в воспитании ребенка!
    Отрадно,что исследователи педакадемиии выявили «..положительное влияние
    этого проекта на психологическое здоровье детей». Нужно организовывать
    семинары по изучению этой методики и обучать всех желающих, огромное
    поле деятельности…