«У нас такое случается — приходит новый педагог, проводит урок или два, а потом забирает свои документы и больше не возвращается. Это тест даже не на профпригодность, а человечность».
Электронное расписание я увидела впервые. На огромном плазменном экране значились предметы и номера кабинетов. Необычны всего одна параллель «а» и «б», 12-й класс и урок ЛФК. Речь не просто о школе – об интернате, где детей учат и лечат, а 20 из 120 воспитанников здесь и живут.
Гибкий подход
В этом году петрозаводской Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату № 21
исполнилось 45 лет. Здесь учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата. Структура такого нарушения сложна. Случается, ребенок с сохранным интеллектом имеет особенность, о которой знают лишь доктора. Иногда ему требуется помощь во время передвижения, а некоторые неспособны еще и адекватно воспринимать действительность. Такие ребята в 21-м интернате тоже есть, они занимаются по программе беспредметного обучения.
Нарушения, которые должны учитываться педагогами, врачами, помощниками учителей разнообразны, поэтому и программы обучения, лечения, реабилитации составляются с учетом этих особенностей. Так что наличие электронного расписания — это еще и необходимость. В гибком подходе, умении перестраивать уроки и делать так, чтобы сопровождающим не приходилось возить школьников на колясках с этажа на этаж, заключается забота о детях и умение разумно и удобно организовать учебный процесс.
— Расписание составляют у нас хорошо, — рассказывает помощник воспитателя. — Я работаю здесь 20 лет. Да, у нас достойная зарплата, но люди работают не из-за денег. Тут нужно детей любить и не жалеть себя.
Наш город
За шесть лет два здания интерната преобразились. В учебном корпусе проведен ремонт, стены первого этажа расписали сотрудники музея «Кижи» — теперь это не скучные коридоры, а «наш город», по выражению Ольги Анатольевны Насибулиной, заместителя директор по учебно-воспитательной работе. Несколько лет назад она ушла из Петровской школы и начала работать в команде нового директора Ирины Афанасьевны Неровня.
Ирина Афанасьевна приезжает в интернат к 6-30. Много лет она работала директором в детском доме. И с тех самых пор привыкла — дети просыпаются при ней.
— Это позволяет директору видеть всех наших воспитанников, живущих в интернате, понимать их состояние, — говорит Ольга Анатольевна. — Нам важно не просто учить детей, но и помогать им поддерживать себя в хорошей физической форме. Не так давно в нашем интернате появилось оборудование для спортзала. Тренажеры подарил предприниматель Вадим Маркелов. С тех пор зал открыт постоянно! У всех учеников есть возможность заниматься здесь даже в выходные, приходить с родителями.
Себя преодолеть
В настольный теннис играют даже ребята на колясках! Многие из тех, кто имеет возможность передвигаться самостоятельно, катаются на лыжах и успешно выступают на соревнованиях по спортивному ориентированию! Есть и другие увлечения — дартс, шахматы, шашки, скандинавская ходьба.
Здесь уверены: спорт — неотъемлемая часть жизни воспитанников. Во многом такой подход сформирован благодаря дружной работе учителей физкультуры и инструкторов по лечебной физкультуре (ЛФК).
— Ребята начали понимать, что часто им нужно преодолеть боль или собственную лень. Они знают, что их физическое состояние зависит в том числе и от тренировок, — рассказывает Лариса Михайловна Тавеева, учитель физкультуры.
Она с воодушевлением рассказывает о лыжной гонке, в которой принимали участие даже колясочники. Спорт приносит радость, здоровье, ощущение успешности и значимости. Не удивительны многочисленные победы — за стеклом витрин в холле сияют золотом кубки.
Выдерживают не все
В интернате не всем детям по силам заниматься спортом. Для них созданы достойные условия — массаж, сухой бассейн, помощь учителя и помощника педагога, яркие игрушки, необходимые пособия и индивидуальный подход к каждому — это так называемый восьмой вид обучения.
— Работа не из легких. Выдерживают не все, — сказала мне воспитательница Юлия во время урока рисования. Она помогала мальчику макать кисточку в краску, чтобы он по трафарету выполнил рисунок.
О пандусе, столовой и интернате
В стенах трехэтажного здания, которое расположено недалеко от учебного корпуса, расположились комнаты мальчиков и девочек, приехавших сюда учиться и жить из городов, поселков и деревень Карелии, библиотека, кабинеты врачей, массажа, два спортзала, столовая. Есть пандус — шесть лет назад, когда «Лицей» писал об интернате, его не было.
Пока в этом корпусе нет подъемников на второй и третий этажи, где живут школьники, а ведь некоторые передвигаются на колясках. В типовом здании советских времен потребности детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, увы, не учитывались. Руководители коррекционной школы, конечно, сделали все возможное, чтобы пребывание в этом пространстве было максимально адаптировано под нужды детей: минимум порогов, максимально простая и легко сдвигаемая мебель, красивые занавески на окнах, плазменные панели на стенах.
Один этаж занимают мальчики, другой девочки. Всего 20 детей из Карелии живут в интернате. Кто-то выбирает себе отдельную комнату, но чаще селятся по двое. Так удобнее самим ребятам: в любой момент сосед по комнате поможет в трудную минуту, да и не так грустно коротать вечера в компании друга.
В этом же здании столовая. Детей кормят пять раз в день. Обращаешь внимание на разные столы: обычные, специальные для ребят-колясочников и столы с бортиками для тех, кто умеет есть самостоятельно, но руками владеет не очень хорошо, может уронить еду или тарелку.
О лечении
Даже тем, кто в медицине не разбирается, понятно, что детям с особыми возможностями здоровья важно контролировать самочувствие. Для этого в интернате созданы условия. Конечно, это не институт Турнера, в котором, кстати, очень часто проходят курсы лечения многие воспитанники, но и здесь ребятам гарантируют массаж и курсы ЛФК. Укол, таблетку и выписанные доктором назначения обеспечат незамедлительно. А в этом году случилась радость — организовали лечебную ванну, позволяющую делать ножные процедуры.
Яна Сергеевна Исакова, инструктор, подтянутая и улыбчивая, рассказала, что уже после десяти минут такой ванны, стопы расслабляются, ребята становятся спокойнее и радостнее.
Наверное, это одна из немногих процедур, которая приносит приятные ощущения и расслабление, но в большинстве своем жизнь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата связана с болью. Об этом знают инструкторы ЛФК, которые придерживаются рекомендаций хирургов-ортопедов. Не просто делают упражнения, а обучают этому мам и пап ребятишек, чтобы работа над поддержанием физической формы ребенка продолжалась и дома.
… и обучении
Учатся в коррекционной школе не только дети. Педагоги каждые каникулы повышают свою квалификацию, участвуют в семинарах, выезжают в другие коррекционные учебные заведения России, где делятся опытом, узнают новое, чтобы помогать своим детям.
На перемене нам удалось заглянуть в класс к Вере Владимировне Егоровой. В небольшом уютном кабинете работала интерактивная доска, на которой были открыты примеры с трехзначными цифрами. Вера Владимировна поделилась своими мыслями:
— На уроках я очень часто использую презентации, и не только для объяснения нового материала. Обычно дети активно включаются в работу. Если мы закрепляем изученный материал, то можно создавать тесты, интерактивные презентации, благодаря которым дети активно меня слушают, выбирают правильный ответ, записывают его, используя клавиатуру, или показывают на экране. Я не очень люблю презентации с автоматическим просмотром. Думаю, каждый ребенок в силу своих индивидуальных особенностей может просматривать все, что видит на экране, так долго, как ему захочется, в том числе и дома.
Позже я отыскала несколько интересных разработок Веры Владимировны. Они доступны по этой ссылке.
Расстояние не помеха
В коррекционной школе создан центр дистанционного обучения. 51 ученик из 180 имеют возможность учиться с помощью Интернета. Особенно важно не прерывать обучение во время лечения, реабилитации, в период подготовки к операции. Иногда врачи позволяют ребенку заниматься всего лишь 20-30 минут в день, но таким образом дети оказываются в ситуации непрерывного обучения.
— Понимаю все сложности родителей особых детей, но я ведь еще и администратор, поэтому недавно согласилась отпустить ребенка в деревню при условии, что даже после операции обучение продолжится. Из-за проблем с ногой девочка стесняется выходить на улицу. А на даче, где есть свой дом и забор, рядом только близкие люди, она сможет и чистым воздухом дышать, поправляться и учиться, — говорит Ольга Анатольевна.
Поделилась она и одним наблюдением. Во время дистанционных уроков у экрана компьютера часто собирается вся семья. Учится только ребенок, а бабушка, дедушка, мама и папа рассаживаются у монитора и смотрят на учителя.
— Иногда и соседей могут позвать, особенно если ребенок из поселка или деревни, — улыбается Ольга Анатольевна.
С какой колоссальной нагрузкой сталкивается педагог! Понять через расстояние особенности мышления ребенка, приноровиться к его темпу и все это под наблюдением незнакомых ему людей!
Как слово наше отзовется?
Побывала я и на уроке, посвященном Чингизу Айтматову. Ученики старших классов представили небольшие сценки из произведений писателя, провели викторину, отвечали на вопросы учителей и делились своими впечатлениями о творчестве Айтматова.
На этой встрече была библиотекарь Маргарита Михайловна Шапиро. Она работает в интернате почти 20 лет. Именно с ее постановок началась давняя традиция таких встреч. Литературные вечера, театральные постановки, поездки в музеи и театры — это то, чем в разные годы своей работы занималась Маргарита Михайловна. Сейчас она проводит библиотечные часы, на которых учит школьников понимать прочитанное, говорит с ребятами о литературе, поэзии, творчестве поэтов и писателей.
В библиотеке понимаешь, сколько здесь сделано ее руками: аккуратные стеллажи с книгами, шкафы, которые с трудом покупались на спонсорские деньги несколько лет назад. Удивительный порядок во всем. У каждой книги есть свое место, организована тематическая выставка, для младших ребят найдены издания с яркими иллюстрациями. Многие из них Маргарита Михайловна покупает для библиотеки сама, некоторые приносит из дома, а часть ей отдавали коллеги из других библиотек города или приносили спонсоры.
— К сожалению, у многих наших ребят есть проблемы с чтением, особенно в начальной школе, — говорит Маргарита Михайловна. — У школьников в среднем и старшем звене серьезная нагрузка — каждый день по семь уроков. Так что это большая редкость, когда кто-то из ребят заходит в библиотеку просто так… Конечно, есть несколько человек, кто читает с удовольствием. По возможности я направляю их, помогаю в выборе книг.
Маргарита Михайловна с радостью делится с детьми своей любовью к русской классике и поэзии. Увидела у нее две объемные папки со сценариями уроков.
Не жалеть, а учить и развивать
Человеку постороннему обыденные для интерната вещи кажутся удивительными, а иногда и сложными для восприятия.
По новым требованиям в учебных классах стеклянные двери. Бывают моменты, когда важно вовремя заметить состояние ребенка и помочь. В каждом классе есть диванчик, а чаще кушетка — детям иногда нужно прилечь или переменить подгузник. Об этом здесь говорят буднично, это те процедуры, которые сопровождают особенного ребенка иногда всю жизнь. Есть специальное устройство вертикализатор: некоторые ребята учатся стоя. В каждом классе есть помощник учителя — незаменимый человек и его правая рука. Учеников не больше пяти-семи человек в классе.
Здесь работают учителя, которые осознанно сделали свой выбор. Иногда для этого требуется всего лишь… один урок.
— У нас такое случается — приходит новый педагог, проводит урок или два, а потом забирает свои документы и больше не возвращается, — рассказывает Ольга Анатольевна. — Да, это тест даже не на профпригодность, а человечность. Наших детей не нужно жалеть, их надо учить и развивать. Очень часто в нашу школу приходят те, у кого близкие нуждаются в таком же уходе и помощи. Порой вслед за своими детьми. Это как раз те люди, которым многие вещи объяснять не приходится.
Получается, что учителя и их помощники иногда не хуже родителей знают, как помочь детям, где можно потребовать, а когда позволить перевести дыхание — накануне серьезной операции или в непростой реабилитационный период.
Когда светит солнце
Что запомнилось еще? Красивый витраж в окошке между лестницами. Говорят, когда светит солнце, яркие отсветы падают на лесенку и попадают в холл. Дети специально приходят сюда, чтобы посмотреть на эту красоту.
Молодая учительница математики и информатики Татьяна Петровна Третьякова — дочь педагогов. Пришла в 21-й интернат на практику и осталась работать.
Слаженная работа всего коллектива. Начиная с пробуждения детей и появления директора в 6-30 утра. Планировать приходится весь режим дня, учитывая при этом, что многих учеников привозят из разных районов Петрозаводска. Водителям приходится делать несколько рейсов, чтобы доставить в школу всех к нужному времени.
Кстати, этом году в коррекционной школе-интернате два человека будут сдавать ЕГЭ. Еще трое ГИА. Несколько ребят участвуют в городских и республиканских олимпиадах, один мальчик готовится к соревнованиям российского и международного уровней. Жизнь проходит динамично. Учителя, врачи и воспитатели делают все, чтобы чтобы школьники развивались, учились и просто радовались жизни.
P.S. Готовя к публикации этот материал, вспомнила, что ребята из школы-интерната № 21 мечтают о командной форме — нужна и летняя, и зимняя. Вдруг кто-то захочет помочь?
Фото автора