Главное, Школа и вуз

Любить детей и не жалеть себя

«У нас такое случается — приходит новый педагог, проводит урок или два, а потом забирает свои документы и больше не возвращается.  Это тест даже не на профпригодность, а человечность».  

 

Электронное расписание я увидела впервые. На огромном плазменном экране значились предметы и номера кабинетов. Необычны всего одна параллель «а» и «б», 12-й класс и урок ЛФК. Речь не просто о школе – об интернате, где детей учат и лечат, а 20 из 120 воспитанников здесь и живут.

Гибкий подход

В этом году петрозаводской Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату № 21
исполнилось 45 лет. Здесь учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата. Структура такого нарушения сложна. Случается, ребенок с сохранным интеллектом имеет особенность, о которой знают лишь доктора. Иногда ему требуется помощь во время передвижения, а некоторые неспособны еще и адекватно  воспринимать действительность. Такие ребята в 21-м интернате тоже есть, они занимаются по программе беспредметного обучения.

 

Нарушения, которые должны учитываться педагогами, врачами, помощниками учителей разнообразны, поэтому и программы обучения, лечения, реабилитации  составляются с учетом этих особенностей. Так что наличие электронного расписания — это еще и необходимость. В гибком подходе, умении перестраивать уроки и делать так, чтобы сопровождающим не приходилось возить школьников на колясках с этажа на этаж, заключается забота о детях и умение разумно и удобно организовать учебный процесс.

 

— Расписание составляют у нас хорошо, — рассказывает помощник воспитателя. — Я работаю здесь 20 лет. Да, у нас достойная зарплата, но люди работают не из-за денег. Тут нужно детей любить и не жалеть себя.

 

Наш город

За шесть лет два здания интерната преобразились. В учебном корпусе проведен ремонт, стены первого этажа расписали сотрудники музея «Кижи» — теперь это не скучные коридоры, а «наш город», по выражению Ольги Анатольевны Насибулиной, заместителя директор по учебно-воспитательной работе. Несколько лет назад она ушла из Петровской школы и начала работать в команде нового директора Ирины Афанасьевны Неровня.

Ирина Афанасьевна приезжает в интернат к 6-30. Много лет она работала директором в детском доме. И с тех самых пор привыкла — дети просыпаются при ней.

— Это позволяет директору видеть всех наших воспитанников, живущих в интернате, понимать их состояние, — говорит Ольга Анатольевна. — Нам важно не просто учить детей, но и помогать им поддерживать себя в хорошей физической форме. Не так давно в нашем интернате появилось оборудование для спортзала. Тренажеры подарил предприниматель Вадим Маркелов. С тех пор зал открыт постоянно! У всех учеников есть возможность заниматься здесь даже в выходные, приходить с родителями.

 

Себя преодолеть

В настольный теннис играют даже ребята на колясках! Многие из тех, кто имеет возможность передвигаться самостоятельно, катаются на лыжах и успешно выступают на соревнованиях по спортивному ориентированию! Есть и другие увлечения — дартс, шахматы, шашки, скандинавская ходьба.

Здесь уверены: спорт — неотъемлемая часть жизни воспитанников. Во многом такой подход сформирован благодаря дружной работе учителей физкультуры и инструкторов по лечебной физкультуре (ЛФК).

— Ребята начали понимать, что часто им нужно преодолеть боль или собственную лень. Они знают, что их физическое состояние зависит в том числе и от тренировок, — рассказывает Лариса Михайловна Тавеева, учитель физкультуры.

Она с воодушевлением рассказывает о лыжной гонке, в которой принимали участие даже колясочники. Спорт приносит радость, здоровье, ощущение успешности и значимости. Не удивительны многочисленные  победы — за стеклом витрин в холле сияют золотом кубки.

 

Выдерживают не все

В интернате не всем детям по силам заниматься спортом. Для них созданы достойные условия — массаж, сухой бассейн, помощь учителя и помощника педагога, яркие игрушки, необходимые пособия и индивидуальный подход к каждому — это так называемый  восьмой вид обучения.

 

— Работа не из легких. Выдерживают не все, — сказала мне воспитательница Юлия во время урока рисования. Она помогала мальчику макать кисточку в краску, чтобы он по трафарету выполнил рисунок.

 

О пандусе, столовой и интернате

В стенах трехэтажного здания, которое расположено недалеко от учебного корпуса,  расположились комнаты мальчиков и девочек, приехавших сюда учиться и жить из городов, поселков и деревень Карелии, библиотека, кабинеты врачей, массажа, два спортзала, столовая. Есть пандус — шесть лет назад, когда «Лицей» писал об интернате, его не было.

 

Пока в этом корпусе нет подъемников на второй и третий этажи, где живут школьники, а ведь некоторые  передвигаются на колясках. В типовом здании советских времен потребности детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, увы, не учитывались. Руководители коррекционной школы, конечно, сделали все возможное, чтобы пребывание в этом пространстве было максимально адаптировано под нужды детей: минимум порогов, максимально простая и легко сдвигаемая мебель, красивые занавески на окнах, плазменные панели на стенах.

 

Один этаж занимают мальчики, другой девочки. Всего 20 детей из Карелии живут в интернате. Кто-то выбирает себе отдельную комнату, но чаще  селятся по двое. Так удобнее самим ребятам: в любой момент сосед по комнате поможет в трудную минуту, да и не так грустно коротать вечера в компании друга.

 

В этом же здании столовая. Детей кормят пять раз в день. Обращаешь внимание на разные столы: обычные, специальные для ребят-колясочников и столы с бортиками для тех, кто умеет есть самостоятельно, но руками владеет не очень  хорошо, может  уронить еду или тарелку.

 

О лечении

Даже тем, кто в медицине не разбирается, понятно,  что детям с особыми возможностями здоровья важно контролировать самочувствие. Для этого в интернате созданы условия. Конечно, это не институт Турнера, в котором, кстати, очень часто проходят курсы лечения многие воспитанники, но и здесь ребятам гарантируют массаж и курсы ЛФК. Укол, таблетку и выписанные доктором назначения обеспечат незамедлительно. А в этом году случилась радость — организовали лечебную ванну, позволяющую делать ножные процедуры.

 

Яна Сергеевна Исакова, инструктор, подтянутая и улыбчивая, рассказала, что уже после  десяти минут такой ванны, стопы расслабляются, ребята становятся спокойнее и радостнее.

 

Наверное, это одна из немногих процедур, которая приносит приятные ощущения и расслабление, но в большинстве своем жизнь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата связана с болью. Об этом знают инструкторы ЛФК, которые придерживаются рекомендаций хирургов-ортопедов. Не просто делают упражнения, а обучают этому мам и пап ребятишек, чтобы работа над поддержанием физической формы ребенка продолжалась и дома.

 

… и обучении

Учатся в коррекционной школе не только дети. Педагоги каждые каникулы повышают свою квалификацию, участвуют в семинарах, выезжают в другие коррекционные учебные заведения России, где делятся опытом, узнают новое, чтобы помогать своим детям.

 

На перемене нам удалось заглянуть в класс к Вере Владимировне Егоровой. В небольшом уютном кабинете работала интерактивная доска, на которой были открыты примеры с трехзначными цифрами. Вера Владимировна поделилась своими мыслями:

 

— На уроках я очень часто использую презентации, и не только для объяснения нового материала. Обычно дети активно включаются в работу. Если мы закрепляем изученный материал, то можно создавать тесты, интерактивные презентации, благодаря которым дети активно меня слушают,  выбирают правильный ответ, записывают его, используя клавиатуру, или показывают на экране. Я не очень люблю презентации с автоматическим просмотром. Думаю, каждый ребенок в силу своих индивидуальных особенностей может просматривать все, что видит на экране, так долго, как ему захочется, в том числе и дома.

Позже я отыскала несколько интересных разработок Веры Владимировны. Они доступны по этой ссылке.

 

Расстояние не помеха

В коррекционной школе создан центр дистанционного обучения. 51 ученик из 180 имеют возможность учиться с помощью Интернета. Особенно важно не прерывать обучение во время лечения, реабилитации, в период подготовки к операции. Иногда врачи позволяют ребенку заниматься всего лишь 20-30 минут в день, но таким образом дети оказываются в ситуации непрерывного обучения.

— Понимаю все сложности родителей особых детей, но я ведь еще и администратор, поэтому недавно согласилась отпустить ребенка в деревню при условии, что даже после операции обучение продолжится. Из-за проблем с ногой девочка стесняется выходить на улицу. А на даче, где есть свой дом и забор, рядом только близкие люди, она сможет и чистым воздухом дышать, поправляться и учиться, — говорит Ольга Анатольевна.

Поделилась она и одним наблюдением. Во время дистанционных уроков у экрана компьютера часто собирается вся семья. Учится только ребенок, а бабушка, дедушка, мама и папа  рассаживаются у монитора и смотрят на учителя.

—  Иногда и соседей могут позвать, особенно если ребенок из поселка или деревни, — улыбается Ольга Анатольевна.

С какой колоссальной нагрузкой сталкивается педагог! Понять через расстояние особенности мышления ребенка, приноровиться к его темпу и все это под наблюдением незнакомых ему людей!

 

Как слово наше отзовется?

Побывала я и на уроке, посвященном Чингизу Айтматову. Ученики старших классов представили небольшие сценки из произведений писателя, провели викторину, отвечали на вопросы учителей и делились своими впечатлениями о творчестве Айтматова.

На этой встрече была библиотекарь Маргарита Михайловна Шапиро. Она работает в интернате почти 20 лет. Именно с ее постановок началась давняя традиция таких встреч. Литературные вечера, театральные постановки, поездки в музеи и театры — это то, чем в разные годы своей работы занималась Маргарита Михайловна. Сейчас она проводит библиотечные часы, на которых учит школьников понимать прочитанное, говорит с ребятами о литературе, поэзии, творчестве поэтов и писателей.

 

В библиотеке понимаешь, сколько здесь сделано ее руками: аккуратные стеллажи с книгами, шкафы, которые с трудом покупались на спонсорские деньги несколько лет назад. Удивительный порядок во всем. У каждой книги есть свое место, организована тематическая выставка, для младших ребят найдены издания с яркими иллюстрациями. Многие из них Маргарита Михайловна покупает для библиотеки сама, некоторые приносит из дома, а часть ей отдавали коллеги из других библиотек города или приносили спонсоры.

— К сожалению, у многих наших ребят есть проблемы с чтением, особенно в начальной школе, — говорит Маргарита Михайловна. — У школьников в среднем и старшем звене серьезная нагрузка — каждый день по семь уроков. Так что это большая редкость, когда кто-то из ребят заходит в библиотеку просто так… Конечно, есть несколько человек, кто читает с удовольствием. По возможности я направляю их, помогаю в выборе книг.

 

Маргарита Михайловна с радостью делится с детьми своей любовью к русской классике и поэзии. Увидела  у нее две объемные папки со сценариями уроков.

 

Не жалеть, а учить и развивать

Человеку постороннему обыденные для интерната вещи кажутся удивительными, а иногда и сложными для восприятия.

По новым требованиям в учебных классах стеклянные двери. Бывают моменты, когда важно вовремя заметить состояние ребенка и помочь. В каждом классе есть диванчик, а чаще кушетка — детям иногда нужно прилечь или переменить подгузник. Об этом здесь говорят  буднично, это те процедуры, которые сопровождают  особенного ребенка иногда всю жизнь. Есть специальное устройство вертикализатор: некоторые ребята учатся стоя. В каждом классе есть помощник учителя  — незаменимый человек и его правая рука. Учеников не больше пяти-семи человек в классе.

Здесь работают учителя, которые осознанно сделали свой выбор. Иногда для этого требуется всего лишь… один урок.

— У нас такое случается — приходит новый педагог, проводит урок или два, а потом забирает свои документы и больше не возвращается, — рассказывает Ольга Анатольевна. — Да, это тест даже не на профпригодность, а человечность. Наших детей не нужно жалеть, их надо учить и развивать. Очень часто в нашу школу приходят те, у кого близкие нуждаются в таком же уходе и помощи. Порой вслед за своими детьми. Это как раз те люди, которым многие вещи объяснять не приходится.

Получается, что учителя и их помощники иногда не хуже родителей знают, как помочь детям, где можно потребовать, а когда позволить перевести дыхание — накануне серьезной операции или в непростой реабилитационный период.

 

Когда светит солнце

Что запомнилось еще? Красивый витраж в окошке между лестницами. Говорят, когда светит солнце, яркие отсветы падают на лесенку и попадают в холл. Дети специально приходят сюда, чтобы посмотреть на эту красоту.

Молодая учительница математики и информатики Татьяна Петровна Третьякова — дочь педагогов. Пришла в 21-й интернат на практику и осталась работать.

Слаженная работа всего коллектива. Начиная с пробуждения детей и появления директора в 6-30 утра. Планировать приходится весь режим дня, учитывая при этом, что многих учеников привозят из разных районов Петрозаводска. Водителям приходится делать несколько рейсов, чтобы доставить в школу всех к нужному времени.

 

Кстати, этом году в коррекционной школе-интернате два человека будут сдавать ЕГЭ. Еще трое ГИА. Несколько ребят участвуют в городских и республиканских олимпиадах, один мальчик готовится к соревнованиям российского и международного уровней. Жизнь проходит динамично.  Учителя, врачи и воспитатели делают все, чтобы чтобы школьники развивались, учились и просто радовались жизни.

 

P.S. Готовя к публикации этот материал, вспомнила, что ребята из школы-интерната № 21 мечтают о командной форме — нужна и летняя, и зимняя.  Вдруг кто-то захочет помочь?

 

Корпус, где живут дети, работают врачи, находится столовая
Корпус, где живут дети, работают врачи, находится столовая

Актовый зал в жилом корпусе. Стулья легко переставить или убрать
Актовый зал в жилом корпусе. Стулья легко переставить или убрать
В столовой
В столовой
В холле учебного корпуса
В холле учебного корпуса
В холле учебного корпуса
В холле учебного корпуса
В комнате для мальчиков
В комнате для мальчиков
Вера Владимировна Егорова, учитель начальных классов
Вера Владимировна Егорова, учитель начальных классов
Татьяна Петровна Третьякова ведет урок математики
Татьяна Петровна Третьякова ведет урок математики
Витраж на лестнице
Витраж на лестнице

Домашняя работа
Домашняя работа
В душевой
В душевой

Урок рисования в группе беспредметного обучения
Урок рисования в группе беспредметного обучения
Литературное занятие по Чингизу Айтматову
Литературное занятие по Чингизу Айтматову
Библиотекарь Маргарита Михайловна Шапиро
Библиотекарь Маргарита Михайловна Шапиро

Инструктор Яна Исакова
Инструктор Яна Исакова
Спортивный зал
Спортивный зал
Сухой бассейн
Сухой бассейн

Фото автора

  • Елена Дарвина

    Мария, очень хорошая статья, об этом нужно писать и рассказывать, о детях и педагогах, которые работают здесь. Особенно понравилось про «профпригодность» и «человечность».

    • от автора

      Елена Николаевна, спасибо за отклик.