Размышляя над этими строками, я очень тороплюсь. Почему? Потому что через несколько дней, уже 13 мая, на Валаам выедет комиссия, которая завершит или продолжит ситуацию с реструктуризацией здешней школы, определит или не определит: быть или не быть маленькой школе на острове.
С 12 марта для детей, родителей и педагогов счет истории валаамской школы идет на часы.
Выдержка из письма родителей валаамских школьников от 18.04.2015: «12 марта этого года районный отдел образования сообщил директору МКОУ «Валаамская ООШ» в устной форме о том, что школу готовят к закрытию… Мы написали письма в Министерство образования Карелии, Президенту РФ, нескольким журналистам…».
2 апреля в Российской газете вышла статья, в которой, на мой взгляд, ситуация описана достаточно подробно. Можно создать представление о местном сообществе, о школе и об участии в ее жизни власти, как светской, так и местной – монастырской.
Можно поинтересоваться жизнью маленького детско-взрослого коллектива, заглянув на школьный сайт или на страничку школы на интернет-портале ProШколу. Ru».
Истории и фотографии из жизни школы вызывают ощущение семейного уклада, близкого к тому, о котором писали классики педагогики как наиболее благоприятном для обучения и воспитания. Редкий счастливый случай в современной, массовой по замыслу и форме, системе российского образования.
Опыт ликвидации школ в нашей республике и в других регионах показывает, что такая кампания обыкновенно начинается с претензий к школе о ее несоответствии «требованиям к современным условиям образования». Какие из них заведенным порядком выдвигаются на первый план?
— Соответствие кадрового состава педагогов. Из девяти педагогов школы, точнее учительниц, все имеют педагогическое, а восемь – высшее образование. В наличии дипломированные специалисты по всем учебным предметам, кроме иностранного языка. Последнее, к сожалению, не редкость, не только в сельских, но и городских школах. Зато здесь есть квалифицированные логопед, социальный педагог, руководитель творческого коллектива, что уникально для обычной школы на селе. А какая география вузов в образовании учителей: Петрозаводск (ПетрГУ и КГПУ), Армавир, Санкт-Петербург! Еще одна позитивная необычность – возраст педагогов. Двое из них только подошли к пенсионному возрасту, остальные значительно моложе, но с опытом работы, то есть в самой благоприятной рабочей педагогической поре.
— Соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям или СанПиН. Школы с полным соответствием этому грозному документу – столичные они или из глубинки – большая редкость. Мне, во всяком случае, такие не известны. В большей или в меньшей мере в российских условиях каждая школа имеет свои проблемы. И валаамская здесь не исключение.
Лет десять назад после посещения островной школы у меня возникло печальное впечатление: унылые темные коридоры, обшарпанная мебель, потрепанные книжки в весьма скромной библиотечке… Однако за этот период произошли заметные изменения: сделан ремонт части помещений, заменена мебель, приобретены современная техника и оборудование. Посмотрите на фотографии и убедитесь в этом сами. И это несмотря на то, что, как пишут родители, «Средства на ремонт последний раз выделялись администрацией в 2006 году (скромно: 44 кг краски для пола, 8 кг – для дверей и окон, 35 кг для стен, растянули на 2 года, на 2 частичных ремонта). Косметический ремонт (пол, стены) производился ежегодно монастырем после использования помещений школы летом в качестве паломнической гостиницы».
— Качество образования. Пресловутый критерий, содержание которого – предмет баталий государственных мужей, ученых, учителей, родителей… Критерий, который в любой момент можно «вынуть из-за пазухи» и сделать «камнем для избиения» практически любого педагога.
Однако и здесь, нужно отметить, валаамская школа имеет заметные достижения. По результатам ГИА 2013/2014 учебного года Валаамская школа была признана одной из лучших в районе. Школьники активно участвуют в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, показывая хорошие результаты. В этом году в очередной раз четыре ученицы школы вышли в финал Международной Олимпиады по основам наук: у всех дипломы I, II, III степени за второй этап по разным предметам. В 2010 году ученица школы заняла первое место по России среди девятых классов во всероссийском конкурсе «Золотое Руно».
А еще в валаамской школе, как пишут родители президенту страны, ученики «развивают свои способности на занятиях музыкального класса (11 человек). Ансамбль «ВалАнс» — лауреат множества всероссийских конкурсов духовной и народной песни. Дети участвуют в постановках народного театра Валаамского дома культуры (13 человек). Год назад детский коллектив получил Гран-При на республиканском фестивале самодеятельных кукольных театров «Куклантида». У нас созданы все условия, чтобы развивать и укреплять в детях православные традиции, так как соседство с монастырем благотворно влияет на воспитание в детях любви к Родине, к её истории и природе».
Вот так. Что вы думаете, уважаемый читатель, по поводу соответствия? Выскажитесь!
«Кто такие — ваши нынешние школьники?» – спрашиваю валаамских родителей. Отвечают: «Наши дети островные. Особенности образа жизни – остров, маленькое поселение, потоки туристов ежедневно. То есть с незнакомыми здороваемся и общаемся, дорогу охотно показываем-провожаем, двери практически не запираем, с репетиций-занятий по темноте в одиночку возвращаемся, в лес за 2-3-4 км от поселка гулять ходим запросто. В интернат на неделю с возвращением в выходные отправить страшно, не то что сразу на полгода!!!»
Что же тогда является истинной причиной ликвидации школы на Валааме?
Для меня на поверхности ответ пока один – ДЕНЬГИ.
Чьи деньги?
- «Сэкономленные» сортавальским муниципалитетом по принципу «… с возу – … легче». Действительно, содержание единственной в районе малокомплектной школы на 14 детей – дорого по нынешним временам. Да и хлопотно это – управлять школой за 43 водных километра, недоступных значительную часть года из-за отсутствия навигации.
Потому что самый простой способ «эффективного» управления и оптимизации в этом случае – закрыть школу, принудив молодые семьи уехать с острова.
- «Перспективные» для монастыря, который, закрыв школу, расширит гостиницу для паломников и увеличит доходы.
Юридически владелец острова — государство, фактический хозяин – монастырь: значительная часть земли вместе с постройками – государственная собственность — переданы ему в бессрочную безвозмездную аренду. Сейчас школа располагается в монастырских помещениях. Разве в данном случае не забота монастыря – побеспокоиться о том, где разместить школу?
К сведению, к 100-летию Республики Валаамский монастырь получил немалые средства для своего развития, но развитие школы на острове, согласно планам, не предполагается. Школа вообще НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ.
Вот и пишут с горечью родители: «На кону 600 миллионов, есть ли кому дело до 10 семей с детьми?».
Валаамским учителям не рекомендовано защищать свою школу: мол, корыстные у вас мотивы. Уважаемые педагоги, и валаамские и другие! ЗАЩИТА ДЕТСТВА – это ваша профессиональная обязанность! Не забывайте об этом, не поддавайтесь подобным «рекомендациям».
Допускаю, что решение о ликвидации валаамской школы уже принято «где-то и кем-то», что комиссия едет на остров только для того, чтобы унять и успокоить, прекратить протестные действия. Но надеюсь, что ситуация решится по закону, по справедливости и по совести.
А каково ваше мнение, уважаемый читатель?
Об авторе. Зинаида Борисовна Ефлова — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия
Адрес электронной почты: zeflova@onego.ru