— Скажите, вы суеверный человек? Ведь для театра это 13-й сезон…
— Нет. 13 лет — это театр-подросток.
В переводе с английского «бэст» означает «лучший», но для театралов это сочетание ассоциируется, прежде всего, с творческим коллективом Петрозаводского государственного университета. «БЭСТ» — так коротко, с претензией на успех и любовь зрителей звучит название театральной студии, которой на протяжении многих лет руководит доцент кафедры английского языка Института иностранных языков ПетрГУ Надежда Шабликова.
Новый театральный сезон Большой экспериментальный студенческий театр открыл спектаклем «Страшный суд». С чем связан такой выбор? Как рождался театр? Как происходит отбор произведений и актеров? Об этом и многом другом рассказала его руководитель.
— Надежда Петровна, вы стояли у истоков появления театра. Помните, как родилась идея его создания?
— Это произошло как-то само собой. Мне всегда нравилась сцена, я даже после школы хотела поступать в театральный вуз. Участие в школьных, студенческих миниатюрах, вожатских спектаклях в ВДЦ «Орленок», концертно-театральная деятельность в вузе привели меня на ряд краткосрочных курсов для режиссеров любительских театров в Москве в начале 2000-х годов. Захотелось поделиться знаниями, в частности, с литературным театром филологического факультета бывшей КГПА. Видимо, театральные музы, Мельпомена и Талия, очень ревнивы, и мне предложили попробовать создать свой театр.
Так, 19 ноября 2002 года по объявлению на первый тренинг актерского мастерства в актовом зале собрались около 40 человек с разных факультетов бывшей КГПА. Через три недели остались 18 человек: 17 девушек и 1 юноша. Боевое крещение театр получил при подготовке праздничного концерта к 23 февраля и в фестивале «Заряд гениальности», где мы стали лауреатами. В июне наш театр выпустил первый спектакль «Три поросенка», в котором были заняты абсолютно все участники театральной студии.
— Вы специалист в области иностранных языков. Как получилось, что стали специалистом и в области театрального искусства?
— Одно другому не мешает, ведь каждый учитель или преподаватель — немного актер.
— Почему театр называется БЭСТ? В чем экспериментальность?
— Из любви к аббревиатурам и английскому. Большой — потому, что объединяет студентов и выпускников разных факультетов. Экспериментальный — потому что любой театральный проект — это эксперимент над материалом, а актеров — над собой. Студенческий и театр — в пояснениях не нуждаются.
— Для руководителя театра все актеры — дети, для вас тоже?
— Скорее, сам театр — это ребенок. Мои актеры — родные, близкие люди. Да, иногда ведут себя как дети, но дети взрослые. Мне уже без них как-то сложно представить свою жизнь. Но «дети» растут и требуют внимания, поэтому я очень рада тому, что у меня есть две замечательные помощницы — Алена Асадова и Анастасия Сизова.
— Как происходит отбор актеров в труппу? Есть ли критерии?
— Никакого кастинга нет. Приходят все желающие, участвуют в тренингах, решают для себя — по пути им с БЭСТом или нет. Кто-то продолжает заниматься даже после окончания вуза. Как правило, в театре всегда от 18 до 25 актеров. Это большая группа, иногда непосильная задача для режиссера-любителя всем найти роли в одной постановке, но «БЭСТии» понимают и с удовольствием берут на себя техническую нагрузку — грим, реквизит, костюмы, звук и свет.
— Как происходит отбор произведений для постановки?
— Ищем, читаем, выбираем. Стараюсь брать произведения, не известные широкой публике, не хочу, чтобы наши спектакли сравнивали с профессиональными классическими постановками. Иногда сами пишем сценарии на основе литературных произведений, как, например, спектакль «One Man… One Woman…» по рассказам Э. Хемингуэя. Для участия в международном фестивале «Золотые ключики» был написан и переведен на английский язык сценарий по сказке Элсе Бесков. Наш спектакль «Троллейбус», отмеченный несколькими дипломами Всероссийского фестиваля «Т-АРТ», — тоже плод коллективного творчества.
— Какое произведение хотите инсценировать, но пока не получалось?
— Хотелось бы поставить пьесу Я. Реза «Арт».
— Скажите, вы суеверный человек? Ведь для театра это 13-й сезон…
— Нет. 13 лет — это театр-подросток. И для меня эти 13 лет пролетели незаметно, но за это время состоялось больше 30 премьер, театр принял участие в 11 фестивалях.
— Почему со «Страшного суда» решили начать 13-й сезон?
— Такую дату нужно было отметить как-то по-особенному. Эту пьесу мы уже ставили 11 лет назад, но новый состав театра проявил к ней интерес, поэтому решили инсценировать еще раз. Это комедия, но в ней есть над чем задуматься и, возможно, погрустить.
— Чего ожидать зрителям в этом сезоне?
— Это тайна режиссерского портфеля. Самым главным событием апреля 2016 года станет IV Всероссийский фестиваль любительских студенческих и молодежных театров «Т-АРТ».
— Что значит театр в вашей жизни в целом, и БЭСТ в частности?
— Три «Т» — творчество, труд, терпение. Когда возникает сложная жизненная ситуация, я представляю, что я в театре и наблюдаю за действием как бы со стороны. В отношениях не играю, не изображаю, при необходимости просто опускаю занавес. Но маски иногда надевать приходится, потому что не все надо делать достоянием публики. А БЭСТ — это как семья, которую не выбирают, она просто есть, и ее любишь.
— Предлагаю помечтать… Если бы была возможность, кого из российских или мировых актеров вы бы пригласили сыграть в вашем театре?
— Если честно, то никого. Мне нравится открывать что-то в моих студийцах, помогать им узнавать о себе что-то новое, то, о чем они даже и не подозревали. А с профессиональными актерами должны работать профессиональные режиссеры.
— Каким вы видите театр в будущем?
— Живущим и работающим.
Фото из личного архива Н.П.Шабликовой