Школа и вуз

Эпоха перемен, или Карельское ноу-хау

Чем запомнится Республиканский августовский педсовет этого года? Не только участием в нем председателя Госдумы, но главное созданием Ассоциации малочисленных и малокомплектных школ Карелии. Свершилось наконец! 

Причем по инициативе не сверху, а снизу, что уже большая редкость.  

Начался республиканский педсовет 24 августа с обсуждения в семи секциях ключевых проблем образования в Карелии. Я выбрала секцию, посвященную сельской малочисленной школе, это одна из приоритетных тем нашего журнала.

Дети должны просыпаться дома 

Вела секцию Зинаида Ефлова, зав. лабораторией сельской школы Карельской педакадемии. Зинаида Борисовна не кабинетный ученый, она объездила не по одному разу все сельские школы республики, хорошо их знает, переживает за их судьбу, за каждого ребенка.

За 10 последних лет, привела она цифру, количество сельских школ в Карелии сократилось со 192 до 125.

— С уходом школы из поселка уходит государство, — констатирует Зинаида Ефлова. — Люди чувствуют себя заброшенными.

В последнее время есть позитивные сдвиги. Глава РК Александр Худилайнен сразу после своего вступления в должность высказался против закрытия сельских школ. Минобразования республики внесло предложение в Закон РК «Об образовании» по разделению понятий малочисленной и малокомплектной школ: к последней предлагается отнести те, в которых численность учеников не превышает 54. Это даст возможность на законных основаниях финансировать подобные школы.

В Пушнинской средней школе Беломорского района сейчас 43 ученика. Еще пять лет назад их было гораздо больше.

 — Пройдет десять лет, и школы, в которых сейчас 150-200 учеников, окажутся в нашем положении, — предупреждает директор Пушнинской школы Татьяна Танцева.

Чтобы сохранить школу после сокращения ее численности здесь стали внедрять инновационные технологии, обучаться которым педагоги школы ездили аж в Красноярский край! Да так успешно, что в новом учебном году на базе Пушнинской школы будут проходить курсы для учителей Карелии.

По словам Зинаиды Ефловой, нелинейная форма обучения, внедренная в Пушнинской школе с помощью КГПА, — наше карельское ноу-хау.

Т.И. Танцева: »Работать придется еще больше»

Татьяна Ивановна Танцева обратилась на секции к коллегам с предложением объединиться для совместного решения проблем, только так образование на селе может стать более качественным. В Красноярском крае существует Ассоциация малочисленных школ, Татьяна Ивановна предложила создать подобную и у нас, чтобы, по ее словам, «не вариться в собственном котле». Когда она задала вопрос, получил ли кто-нибудь на свою школу миллион по нацпроекту, таковых среди присутствующих не нашлось.

— Пусть дети сегодня просыпаются дома, чтобы их будили мамы, а не тетки в интернатах, — еще один аргумент Татьяны Танцевой в пользу сохранения малых школ.

Приведенный ею факт впечатлял:  двум ученикам, которых подвозят в Пушнинскую школу, на преодоление 17 километров требуется полтора часа, настолько безобразна дорога! Дети встают в 6 утра, а возвращаются домой уже вечером.

Проблем у сельских школ столько, что Татьяна Ивановна Танцева, которую здесь же  избрали председателем Ассоциации малочисленных и малокомплектных школ Карелии, предупредила:

— Работать придется еще больше, если мы хотим сохранить школу.

Членами Ассоциации в первый же день стали 19 школ, среди них школа в Деревянке, которая к малочисленным не относится.

И вот еще одна новая проблема, которую тоже решать учителям. У первоклассника одной из сельских школ республики комиссия констатировала педагогическую запущенность, логопедические проблемы и снижение интеллекта. Это, к сожалению, не редкость,  необычность же ситуации в том, что семья не относится к неблагополучным: родители мальчика … интернет-зависимые. Так глобальная проблема постучалась в ворота сельской школы.

Ориентация на Финляндию? 

Если судить по освещению в электронных СМИ, главным событием Республиканского августовского педсовета «От модернизации образования к социальным эффектам» стало присутствие на нем председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина. Это, безусловно, знаковое явление, однако ничего существенно нового в коротком выступлении Сергея Нарышкина не прозвучало. Было заявлено, что «образование, наука и культура являются главными факторами развития общества и государства», спикер парламента сообщил, что в сентябре Госдума начнет обсуждать базовый законопроект «Об образовании в Российской Федерации», напомнил, что руководство страны поставило задачу довести среднюю заработную плату учителей до уровня средней по экономике региона.

Министр образования Карелии Ирина Кувшинова проинформировала высокого гостя, что в четвертом квартале этого года зарплата учителей республики достигнет уровня средней зарплаты по экономике и составит 22 179 рублей. Удивительно, но радостной реакции зала не последовало.

— Если бы это было на ставку…  — грустно вздохнул один из участников республиканского педсовета. Скажем прямо: полторы, а то  и две ставки, которые приходится брать учителям, чтобы прилично заработать, с повышением качества обучения никак не согласуются. А ведь именно такая задача перед ними ставится.

Ирина Кувшинова, приводя данные по итоговой аттестации выпускников школ Карелии, не стала скрывать, что, если по большинству экзаменов результаты выше средних по России, то по математике значительно хуже. 19% выпускников 2012 года с ЕГЭ по математике не справились. Будут, сказано, приняты системные решения. Однако высокая нагрузка учителей с качеством обучения не очень согласуется.

Глава республики Александр Худилайнен в своем выступлении сделал акцент на том, что по пути повышения оплаты труда в образовании идут все развитые страны. И поразил неожиданным примером: в Финляндии средняя зарплата педагогов в 2 раза выше, чем средняя по экономике. Если это ориентир для Карелии, то он должен обнадежить наших учителей.  В России подобную задачу ни в одном субъекте еще не ставили. Может, это тоже наше ноу-хау? Хотя вряд ли дотационная Карелия в одиночку справится с такой задачей, но по крайней мере радует, что об этом начали говорить с высоких трибун. Кстати, эта часть выступления Александра Худилайнена в официальный пресс-релиз почему-то не вошла.

Самую горячую реакцию у собравшихся в актовом зале ПетрГУ вызвали выступления не высоких лиц, а молодого карельского гимнаста, участника Олимпийских игр в Лондоне  Александра Баландина. Учителя устроили мужественному спортсмену бурную овацию.  Александр в своем выступлении попросил власти в лице спикера парламента РФ создавать условия для занятий массовым спортом и помочь со строительством гимнастического центра в Петрозаводске на улице Повенецкой.

Николай Савин готов жить в эпоху перемен

На августовском педсовете Сергей Нарышкин и Александр Худилайнен также вручили премии учителям, победителям российского и республиканского конкурсов по нацпроекту «Образование». Одним из них стал учитель информатики средней школы № 2 Питкяранты Николай Савин, который, рассказав об обновлении компьютерного парка, появлении мультимедийного оборудования и интерактивных досок, замене окон в школе, завершил  свое выступление и августовский педсовет на оптимистичной ноте:

— Когда-то высказывание китайского мыслителя Конфуция «Чтоб ты жил в эпоху перемен» воспринималось негативно, но наши перемены в образовании ведут к лучшему, и мы готовы жить в эпоху перемен.

Фото автора и пресс-службы правительства РК

  • Учительница

    Наталья Николаевна, спасибо за ссылку. Академик РАО Э.Днепров абсолютно точно определил болевые точки и сформулировал шаги по оздоровлению российского образования. Не случайно разработанный под его руководством закон «Об образовании» ЮНЕСКО признан лучшим в мире. Дело за малым: необходимо, чтобы и Минобраз согласился с ЮНЕСКО.

  • Наталья Мешкова

    На самом деле известно, что надо делать, чтобы не был «воз и ныне там», как вы пишете. Рекомендую прочитать предложения академика Эдуарда Днепрова, которые он передал министру образования РФ. Это здесь:
    http://www.novayagazeta.ru/comments/53983.html

  • Ирина

    Положительный опыт будет, когда учителя не будут слепо выполнять то, что сыплется им на голову сверху,перестанут молчать, займут жесткую принципиальную позицию.

  • Учительница

    Слова, слова… слов не жалко.
    А реальная картина такова: школы закрываются, учитель работает «на износ», имея высокую нагрузку и неадекватную труду унизительную зарплату,качество образования падает. «…руководство страны поставило задачу довести среднюю заработную плату учителей до уровня средней по экономике региона».
    В который уже раз поставлена эта задача? Говорят об этом уже много лет, а воз и ныне там (с). И совсем не удивительно, что «радостной реакции зала не последовало».
    Теперь вот опыт Финляндии «должен обнадежить наших учителей». Когда же будет свой положительный опыт?

  • Мария Голубева

    Еще раз убеждаюсь в том, что ОЧЕНЬ важно, когда об образовании пишет профи. Педсовет по пресс-релизам и новостям казался каким-то формальным событием. Но работали секции, шло реальное обсуждение ситуации, учителя создали Ассоциацию малочисленных и малокомплектных школ Карелии. Вот оно — НАСТОЯЩЕЕ событие. И сколько важных мыслей там, оказывается, прозвучало. Создается ДАЖЕ ощущение диалога с властью. Хорошо бы, чтобы он продолжился… В Москве средняя зарплата школьного учителя — почти 50 тысяч рублей, с сентября у каждого столичного учителя будет персональный ноутбук. Удивляет такая разница. И еще один факт — в Оренбурге на итоговом педсовете лучшим учителям из районов дарили… машины! Интересно, будет ли так в Карелии когда-нибудь.