Учитель

Самое сложное – научить детей трудиться

 «Музыка – язык души, а душа обязана трудиться с раннего возраста». Старшеклассница Арина Фомина из поселка Ильинский  взяла интервью у педагога музыкальной школы Галины Потаповой.

Детская музыкальная школа поселка Ильинский   отмечает 35-летие. Школа славится хорошими учениками и замечательными преподавателями. Я побывала в гостях у Г.В. Потаповой, преподавателя высшей категории по классу домра. 

 

–  Галина Витальевна, почему вы решили посвятить жизнь музыке?

– Просто с детства любила музыку. Сначала занималась в Доме пионеров города Нарва. Потом мама отвела меня в музыкальную школу. Туда нелегко было поступить, конкурс пять- шесть человек на место. Почему домра? Взяли, так как навыки игры на этом инструменте у меня уже были. Затем я поступила в Псковское музыкальное училище, проучилась пару месяцев и уехала не понравилось. Вернулась в Нарву, работала в музыкальной школе иллюстратором, руководила самодеятельным оркестром народных инструментов и продолжала заниматься домрой. А на следующий год поступила в Петрозаводское музыкальное училище, которое успешно окончила и не пожалела об этом.

–  Что самое сложное в вашей работе?

– Научить детей трудиться. Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребен­ка. Все лучшее закладывается в человеке с детства, поэтому первый этап обучения решающий. В воз­расте 5-7 лет детей легче всего приобщить к музыке, не задумываясь о том, станут они музыкантами-профессионалами или нет. Музыка – язык души, а душа обязана трудиться с раннего возраста.

– Что самое важное в работе с детьми?

– Конечно, доверие. Ученик верит мне, я верю ему. Недавно я дала ученице новую пьесу. Она говорит: «Я в жизни это не сыграю». «Ты сможешь», –  отвечаю я ей. И через месяц она прекрасно ее сыграла. «И кто говорил, что не сможет это сыграть?» Вместе смеемся. Ведь главное – вселить веру в детей. Я даю своим ученикам не только знания и навыки игры на инструменте, но и включаю их в деятельность: публичные выступления на концертах, конкурсах. Зайдите в нашу школу на любой концерт для родителей, посмотрите, с какой гордостью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам! И вы увидите – они счастливы!

–  Как вы оцениваете работу своих учеников?

–  Не могу поставить плохую оценку, если вижу, что ребенок очень старается, но у него не все получается. Оценки за четверть я ставлю в дневнике карандашом и говорю: «Посмотрю, как ты будешь играть после каникул». Класса до четвертого помогает!

–  Какую музыку вы любите слушать и что советуете ученикам?

–  Любую: классическую, народную, джазовую. Ученикам советую Антонио Вивальди.  Глубокая музыка для размышлений, успокаивает. А еще я люблю своим ученикам цитировать Шота Руставели: «Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?». «Чтобы сладкого добиться, –  отвечал цветок востока, –  испытай сначала горечь. В даровщине мало прока».

–  Кто-то из ваших учеников продолжает профессионально заниматься музыкой?

–  Мы не ставим перед собой такую цель. Но, конечно, приятно, когда они связывает с музыкой свою профессию. Например, Ольга Александровна Васильева, которая окончила музыкальное училище, Петрозаводскую консерваторию, работала в нашей школе. Лариса Михайловна Худякова сейчас работает музыкальным работником в детском саду. Анна Лугнеева закончила музыкальный колледж, сейчас учится в консерватории.

–  Что для вас счастье?

–  Для меня счастье – это моя семья, моя работа, мои ученики. Именно понимание семьи помогает мне в работе. Счастье – это когда в школу приводят маленьких ребятишек, когда ты их чему- то научил.  Грустно на душе, когда они заканчивают школу.  В этом году у меня три первоклассника, они замечательные, и среди них есть звездочки, которые будут светить.

–  Расскажите о проблемах, связанных с работой…

–  В наше время, когда престиж профессии музыканта сведен к нулю, родителям трудно принять решение в пользу музыки. Но нужно помнить, то, что мы вкладываем в наших детей, несоизмеримо ни с какими деньгами! Скажите, разве не замечательно, когда девушка-юрист владеет фортепиано, а руководитель строительной фирмы хорошо играет на гитаре?

Хочется, чтобы государство обратило внимание на сельские детские музыкальные школы,  чтобы дети учились играть на хороших музыкальных инструментах, чтобы мы не ходили с протянутой рукой  каждый раз, когда надо вывезти детей на конкурс. Может, тогда местные власти не будут заявлять, что у нас нет культуры.

Арина ФОМИНА, средняя школа п. Ильинский