— Зеркальную звезду и шар в коробочке мне вручили за участие в российском конкурсе «Учитель года России». Домой уносить не стала, оставила на рабочем столе. Смотрю иногда в минуты усталости и мысленно повторяю: «Вот видишь, ты же можешь!»
Ольга Ивановна Тулубаева, учитель математики петрозаводской гимназии №17, человек скромный. О себе и своих успехах говорит неохотно, а вот о своих детях, то есть учениках, рассказывает с неизменной любовью.
За час, который Ольга Ивановна выделила на наше общение, она заочно перезнакомила меня со своими пятиклассниками. Потом я с радостью фотографировала их весь урок. Было опасение, что детки на снимках получатся сонными — ведь урок-то первый, или хмурыми: царица наук — один из самых сложных предметов.
Из года в год в Карелии с тревогой констатируют, что баллы на ЕГЭ по математике снижаются, дети с трудом решают задачи из школьного курса математики. Прошлой осенью, когда мы встретились на российском финале конкурса «Учитель года», Ольга Ивановна высказала мнению, что ЕГЭ должен быть разным для гуманитариев и технарей. В то же время дифференцированный экзамен, конечно, не панацея, велика роль учителя.
Я увидела, как важно детям одобрение педагога, который не только строго спросит выученное, но и объяснит, поможет, подбодрит. Так что на первом уроке Ольги Ивановны не было у детей хмурых лиц, никто не отказался выйти к доске. В классе работа спорилась, диктуя задание на дом, Ольга Ивановна своих пятиклашек еще и предупредила:
— Вы там с решебников-то не все списывайте, я вчера там ошибку нашла. Сами подумайте. Обсудим это на следующем уроке, покажу вам еще один интересный способ решения.
Ольга Ивановна с пониманием относится к тому, что в гуманитарной гимназии для многих учеников точные науки сложны, и не требует, чтобы дети часами корпели над задачами. Она уверена: важно учиться не долго, а эффективно, чтобы потом опыт самоорганизации помог и на других предметах, на экзаменах.
— На уроках я ставлю таймер обычно на полторы минуты, — делится опытом Тулубаева. — За это время детям необходимо решить пример или выполнить другое задание. Знаю, это поможет моим ученикам при подготовке к экзамену и выполнении домашнего задания. Родители часто говорят, что их дети тратят на уроки по три-четыре часа из-за того, что не могут себя организовать. Похожие случаи бывают и на ЕГЭ и ГИА: выпускник не успевает выполнить задания из-за того, что не так организовал свою работу.
Секрет хорошего настроения
Года два года назад я побывала на одном из конкурсных уроков Ольги Тулубаевой. В экстремальных условиях учителя переживали нешуточно. Волнение Ольги Ивановны можно было почувствовать только в первые секунды урока — у нее чуть-чуть подрагивал голос. На перемене она долго вглядывалась в ребячьи лица — школьники тоже присматривались. В начале урока спросила:
— Ребята, поможете мне сегодня?
Дети тянули руки, заполняли карточки, а те, кто с заданием уже справился, помогали одноклассникам.
— В чем ваш секрет? — поинтересовалась я у Ольги Ивановны, когда мы встретились вновь. Ведь и сейчас, на неконкурсном уроке, я увидела ту же картину — активные, готовые трудиться дети.
— Работу у доски я не оцениваю, — рассказывает Ольга Ивановна. — Стараюсь вызывать разных учеников. Кто-то решит пример или задачу сходу, кому-то понадобится помощь других или мой совет. Но как бы ребенок ни ответил, оценку ставлю только за самостоятельные и контрольные работы.
Право на ошибку
— А где еще детям учиться? —продолжает Ольга Ивановна. — Я могу и сама допустить сознательную неточность. Знаю, методистам это нравится не всегда, но для меня важно дать ребенку право на ошибку. Вероятность моей погрешности, сделанной, понятно, специально, поддерживает детей в тонусе, включает в работу. Я ведь и целый пример могу у доски решить неверно, а потом еще и объясню ученикам, что они не учли, списывая решение. Вижу, что после таких проверок ребята становятся внимательнее.
Вспомнилось мне, как на одном из конкурсных уроков у Ольги Ивановны что-то не открылось на интерактивной доске. На несколько секунд, пока ученики и коллеги замерли в ожидании, повисла напряженная тишина. Она склонилась над компьютером, быстро разобралась в причинах сбоя, и чудо произошло — всё заработало, урок продолжился.
— Работать с интерактивной доской Ольга Ивановна научилась буквально за несколько недель до конкурса «Учитель года», — рассказывает Ирина Анатольевна Ромашкина, преподаватель математики гимназии, руководитель методического объединения. — Она всегда старается сделать уроки увлекательными. Каждый триместр заканчивается необычным занятием — это или игра, или проект, или мини-конференция. Ольга Ивановна много времени тратит на подготовку к урокам, но дети об этом даже и не догадываются!
Шестиклассница Владислава Дмитриева считает Ольгу Ивановну чутким педагогом:
— Она всегда придумывает интересные задания, они никогда не повторяются, поэтому уроки проходят весело и быстро.
А еще Ольга Ивановна лучше своих учеников знает, где и какие ответы находятся в интернете и решебниках, поэтому домашние задания для учеников нередко составляет сама.
Из физиков в математики
Кстати, нынешние ученики Ольги Ивановны даже не догадываются, что физику она знает в совершенстве. В гимназию № 17 пришла с намерением преподавать любимую науку, но нынешний директор Людмила Анатольевна Вострякова убедила, что у нее получится быть и математиком тоже. Единственное, что может выдать в Тулубаевой физика — ее любовь к задачам на части и целое. Им Ольга Ивановна может, не скупясь, посвятить несколько уроков, поскольку не понаслышке знает, как такие задания важны для школьных курсов физики и химии.
— На первом уроке мы такую задачу разбирали все 40 минут, за второй урок решили три задачи, а потом дети за 20 минут выполнили самостоятельную работу, получив хорошие отметки, — с удовлетворением рассказывает Ольга Ивановна.
Школа — хобби и жизнь
После окончания школы юная Оля вместе с будущим мужем, с которым весь 11-й класс сидела за одной партой, не сомневалась — быть им технарями: физика, математика и геометрия — любимые предметы, жизнь без них себе не представляли.
Сегодня Ольга Ивановна часто повторяет: «Без школы я никуда!» Признаюсь, мне и самой казалось, что Тулубаева в школе работала всегда. Но оказалось иначе. В момент, когда у Ольги Ивановны серьезно заболела мама, она на три года отказалась от любимой профессии, чтобы помочь родному человеку.
— Именно в это время, совмещая уход за мамой с новой работой по свободному графику, я поняла, что без школы не могу! — с характерной полуулыбкой говорит Ольга Ивановна. — Школа — это мое хобби и жизнь.
За две недели до рождения ребенка она готовила детей к сдаче ЕГЭ по физике. Родилась дочь, и уже через пару месяцев Ольга Ивановна совмещала работу в школе с уходом за ребенком.
Ольга Ивановна называет своих родных семьей путешественников. Дед восстанавливал послевоенный Петрозаводск, потом работал на стройках в Молдавии и Казахстане. Ольга Ивановна училась и жила в Петрозаводске, а вот ее маме довелось побывать во многих городах и деревнях бывшего СССР, следуя за родителями.
— Дедушкина двоюродная сестра работала директором школы, как и мамина родная сестра, мама недолго работала учителем. Не могу сказать, что я из педагогической династии, но корни, конечно, есть, — говорит Тулубаева.
«Вот видишь, ты же можешь!»
Во время нашего разговора Ольга Ивановна посматривает на свой рабочий стол. Там у нее среди учебников, карточек, ребячьих тетрадей и ручек с карандашами я замечаю что-то необычное и спрашиваю: «Что это?»
— Зеркальную звезду и шар в коробочке мне вручили за участие в российском конкурсе «Учитель года России», —рассказывает она. — Домой уносить не стала, оставила на рабочем столе. Смотрю иногда в минуты усталости и мысленно повторяю: «Вот видишь, ты же можешь!». Я на своем опыте убедилась, как важны поддержка и профессиональное призвание.
— Что помогает вам в профессии, заряжает энергией и желанием не останавливаться на достигнутом?
— Меня поддерживает участие в общественной организации «Учитель Республики Карелия». Я ощутила себя в кругу единомышленников. Устаю от разговоров о низкой зарплате и том, что дети пошли нынче не те. Мне намного интереснее работать над собой, узнавать новые подходы в образовании, делиться опытом и получать новые знания. Не всегда легко найти время на поездки, иногда еду на семинар в поселок или небольшой городок уставшей, но возвращаюсь оттуда всегда радостной и довольной, поскольку вижу — у нас в республике много достойных, творческих, интересных учителей. После таких поездок возвращаюсь домой обновленной, будто из другого мира, полного идей, вдохновения и сил, понимая свою нужность и то, что мой собственный опыт для кого-то ценен.
Рабочая перемена
Во время нашей встречи Ольга Ивановна всю перемену разбирала с учеником задачку, которая вызвала у мальчика сложность. Он рассказывал, что не понял, а учительница еще раз терпеливо и доброжелательно объясняла, как нужно действовать.
Прозвенел звонок, ученик ушел с улыбкой. Ольга Ивановна Тулубаева взглянула на меня и сказала:
— Обычный рабочий урок.
И рабочая перемена, подумалось мне. Уверена, с таким подходом к образованию, помноженным на любовь и доверие учеников, не страшны восхождения на любые вершины системы координат.
Фото автора