Учитель

«Мы бастовали три дня, не ходили на уроки…»

Фото предоставлено Н.В. Предтеченской
Зоя Петровна Печерина. 1955 год

После бесед с директором и завучем вынуждены были смириться. Математику вела новая, молодая, красивая учительница, все было методично и правильно, но музыка на уроках больше не звучала… Вспоминая Зою Петровну Печерину.

 

 

Зоя Петровна Печерина родилась 10 января 1910 года в пос. Салми Питкярантского района (бывшая в те годы территория Финляндии) в семье школьного учителя. К сожалению, отец в 1913 году умер, оставив на руках матери пятерых детей, из которых младшему было два месяца, а старшему 10 лет. Чтобы выжить, вдова была вынуждена Зою и ее сестренку Александру с помощью Попечительского учительского совета сдать в детский приют для русских детей в Хельсинки, где они пробыли с 1917-го по 1925 год, получив достаточно хорошее гимназическое образование.

 

В 1925 году им удалось вернуться  в Петрозаводск, где в 1930 году Зоя Петровна окончила педагогический техникум и два года успешно работала учителем начальной школы пос. Типиницы Заонежского района. Мечта о продолжении образования привела ее в Карельский педагогический институт, на математическом факультете которого она училась в 1932-1936 годах, получив квалификацию учителя математики средней школы.

 

С 1936 года до начала Великой Отечественной войны Зоя Петровна преподавала математику в 1-й средней школе Петрозаводска. В октябре 1941 года была эвакуирована в село Кува Коми-Пермяцкого округа, где преподавала математику, а также была завучем школы. С ноября 1943 переехала в Беломорск и вела математику в вечерней школе. В августе 1944 года Зоя Петровна навсегда вернулась в Петрозаводск и до 1966 года работала учителем математики 8-10 классов 9-й средней школы. За кропотливый успешный труд в период Великой Отечественной войны и послевоенное время  была награждена медалями «За трудовое отличие» (1949) и «За трудовую доблесть» (1950). Позже получила звания заслуженного учителя школы КАССР (1955) и РСФСР (1960).

1960 год. Зоя Петровна Печерина по правую руку от директора 9-й школы Исаака Самойловича Фрадкова

Последний год работы — 1966-й. Зоя Петровна во втором ряду вторая справа

 

Мне лично посчастливилось учиться у Зои Петровны  в 8-9 классе (1956-1957 г.г.) в 9-й средней школе. Это были потрясающие уроки! Зоя Петровна, на вид такая маленькая, хрупкая, скромная, на уроке буквально преображалась. Невозможно представить, чтобы кто-то при объяснении мог пошуметь, нарушить дисциплину. Ее логика, точность и краткость объяснения, красивая речь буквально завораживали, каждый непроизвольно хотел следить за ходом ее мысли. Часто проводимые в те годы контрольные мероприятия со стороны руководящих структур и министерства,  как правило, подтверждали высокий уровень знаний математики большинством ее учеников. Бывали случаи, когда единичными оказывались даже тройки, не говоря уже о более низких баллах. А сами уроки можно сравнить только с музыкой, настолько быстро и захватывающе они протекали. Недаром в те годы так много выпускников 9-й средней школы шли на физмат ведущих вузов Москвы и Ленинграда, выдерживая высокие конкурсы.

 

Знание математики для каждого было важным и естественным. Насколько удивляет сегодняшний контраст – многие студенты без калькулятора беспомощны, для них проблема извлечь квадратный корень, найти процент от числа, использовать простейшую теорему. А мы, окончившие школу более полувека назад, носим это в себе, не будучи напрямую связанными в дальнейшей работе с математикой. Это заслуга Зои Петровны и системы школьного математического образования тех лет.

 

К глубокому сожалению, когда мы перешли в 10-й класс, нам дали другого учителя математики. Мы бастовали три дня, не ходили на уроки. Но после бесед с директором Исааком Самойловичем и завучем Галиной Ивановной вынуждены были смириться. Математику вела новая, молодая, красивая учительница, все было методично и правильно, но музыка на уроках больше не звучала… И мы всегда завидовали тем, кто до конца учебы прошел Школу Зои Петровны Печериной.

 

Самой Зои Петровны не стало 17 апреля 1975 года. Она прожила трудную, красивую, короткую жизнь. Была в ней и настоящая единственная взаимная любовь. Со своим мужем  Сергеем Ивановичем Лобановым они поженились незадолго до Великой Отечественной войны, пережили долгую разлуку военных лет, а позже дружно и счастливо жили вместе до кончины мужа. Сергей Иванович внес значительный вклад в развитие культуры Карелии, ряд лет он был директором государственного издательства КФССР. В их семье долгие годы жила сестра Александра Петровна и племянники, которых они растили как своих  родных детей.

 

Неоценимую  помощь в подготовке этой публикации оказали родственники Зои Петровны –  Виолетта Анатольевна Жукова и Нонна Ильинична Васильева, которые сохранили многие документы, фотографии, а также ряд писем к Зое Петровне от ее бывших учеников.

 

Не могу не привести выдержки из некоторых писем, подтверждающих все, что было сказано об уникальности педагогического таланта Зои Петровны:

 

Дорогая Зоя Петровна! Считаем своим долгом написать о том, как мы, Ваши бывшие ученики Юрий Кубарчук, Аркадий Дикарев, Игорь Семенов и Юрий Мурзенков поступили в военно-морское училище. Математика (вся, в том числе тригонометрия устно, чего мы не ожидали и арифметика) прошли замечательно. Мы очень благодарны Вам, что Вы справедливо требовали знания не только основного, но и дополнительного материала, который не входит в программу средней школы. Оценки, в большинстве своем, хорошие и отличные, и на экзаменах математика не представляла никаких затруднений. По химии и литературе у нас нет ни одной тройки; это говорит о том, что знания, приобретенные в школе по этим предметам, прочные. За это мы благодарны Александру Федоровичу Романову и Всеволоду Васильевичу Лузгину. Передайте будущим выпускникам, чтобы они как следует взялись за учебу с первых же дней и особенно уделяли внимание на всю математику, от тригонометрии до арифметики, физику, химию, литературу». (г. Архангельск – Соломбала, 1952 год).

 

«Дорогая Зоя Петровна!  Я часто вспоминаю добрым словом 9-ю гвардейскую школу г. Петрозаводска. Замечательные уроки химии, литературы, математики, школьные вечера, все свежо в памяти, хотя прошло больше десяти лет. Я работаю в Братске, мы создаем Братский лесопромышленный комплекс, Братский алюминиевый завод. Это такие же промышленные гиганты, как и Братская ГЭС среди других гидростанций. Нас здесь 4 выпускника Вашей школы, 4 бывших студента Ленинградского электротехнического института им. В.И. Ульянова». Огромное письмо на 6 страницах за скромной подписью – Валентин Горчаков, 13.04.1966 г., Братск-2.

 

«Дорогая Зоя Петровна! Я решил написать письмо в школу, которая дала мне, можно сказать, путевку в жизнь. На Ваше имя я пишу письмо потому, что из всех учителей, которые учили меня в школе, я считал и считаю Вас лучшей учительницей. Я выдержал конкурс и принят в университет. Из всех, державших экзамены, примерно 40% провалили какую-либо математику, если не больше. По математике спрашивали очень строго и письменные работы были много труднее, чем в школе». Далее в письме приводится полностью вариант задания по письменной алгебре. «Когда я увидел этот мой вариант, то сразу растерялся. Прошло почти два часа, а у меня ничего не было сделано, я уже думал, что провалю. Тогда подумал о том, что мне Вы скажете за это и взялся решать. За час решил первую и третью задачи, систему начал, один ответ нашел, другой не успел. На мое счастье, тут смотрели не только знания, но и сообразительность, в чем можно убедиться, взглянув на вариант по алгебре. Я по конкурсу среди приезжих занял первое место. Москва мне нравится». (16.09.1951, подпись – Ваня).

 

И что поражает – во всех тех подробных письмах, написанных мальчишками, нет ни единой ошибки, даже в запятых! Действительно математика и русский язык были главными предметами школы советского периода!

 

Высочайший класс подготовки учеников Зои Петровны по математике подтверждает и личное письмо в ее адрес декана электромеханического факультета ЛПИ, доктора технических наук, профессора Л.Р. Неймана:

 

«Многоуважаемая Зоя Петровна! В числе студентов электромеханического факультета Ленинградского Политехнического Института им. М.И. Калинина мы имеем Ваших учеников, которые продолжают успешно учиться в нашем институте. Ваши питомцы с большой благодарностью и теплотой отзываются о Вашей работе с ними и о работе Ваших товарищей педагогов». (29 мая 1947 г.)

 

Заключить сказанное хочу выдержкой из письма бывшего ученика Зои Петровны Б. Новожилова (от 2 января 1956 года):

«Я был очень рад, когда узнал, что Вам присвоено почетное звание заслуженной учительницы Карело-Финской ССР. Горячо поздравляю Вас – хорошую учительницу, умелого воспитателя, тактичного педагога, опытного математика и, вместе с тем, гибкого человека. Мы расстались с Вами восемь лет назад. Но пройдет еще 80 лет, и мы, Ваши воспитанники, и тогда будем вспоминать свою скромную учительницу Зою Петровну».

 

Под этими словами подписался бы каждый ученик ВЕЛИКОГО ПЕДАГОГА ЗОИ ПЕТРОВНЫ ПЕЧЕРИНОЙ.

Нина Предтеченская,

профессор, почетный доктор Университета Йоэнсуу

 

Очень кстати увидела миниатюру «Выпускное Пи», помещенную в июне 2012 года на портале «Проза.ру». Автор Николай Шурик также оказался учеником Зои Петровны Печориной. Сразу после окончания девятой школы он поступил на физмат ПГУ. Публикуется с его разрешения

 

Выпускное Пи

 

Математика была единственным школьным уроком, где Зануда сидел за первой партой второго ряда вплотную к столу учительницы. С одной стороны, он, вроде бы, числился в её любимчиках, но порой злоупотреблял этим. Как-то раз она выставила его с урока (второй раз за всю учёбу в школе). В другой раз он дал списать домашнее задание своему соседу, что не все учителя любят. Сосед оказался «на высоте», он старательно списал всё, что было можно. На следующий день Зоя Петровна, держа в руках две тетрадки, выдала такой спич:  «Вчера вечером при проверке домашних заданий у меня была проблема, в классе оказалось два человека, совершенно одинаково решивших непростую задачу, при этом двумя способами…  Я хотела поставить им пять… на двоих. Но, не зная, кто у кого списал, чтобы не обидеть ненароком, ставлю четыре на двоих. Дневники мне на стол, пожалуйста!»

 

В классе – уже смех, все смотрят на первую парту, где с Занудой сидит Валерка, который, не то, что двумя, а одним способом эту задачу и за три дня не осилит. 

 

Ответная шуточка тоже была запоминающаяся.  Как-то учительница записывает на доске номера задач на дом, тут  его голос: «Ой, Зоя Петровна, не давайте на дом № 176, а то ребята исстрадаются…».  «Что такое?» – поворачивается она к нему. – «Там ответ в задачнике неверный.  Кто и решит, будет маяться, что он бестолковый».  Ну, Зоя Петровна его знает, молча заменила этот номер на другой, а отношения с Занудой стала выяснять  на переменке. Этот псих ненормальный, что перерешал уже весь учебник, дал  еще два номера с «ответными накладками», так что больше фокусов не было.

 

Если не считать последнего, который он устроил на выпускном экзамене…

 

Один из вопросов в билете Зануды был о площади круга. Конечно, он начал выпендриваться, давая не то доказательство, что было в учебнике. Но это ещё полбеды,  дальше он заявляет, что 3,14 – слишком приближённое значение, годное только для Архимеда. «Для школы, пожалуй, хватит и такого значения…»,  – говорит он рассудительно и, неспешно постукивая мелом в тишине, выписывает значение «Пи» с одиннадцатью знаками после запятой. Где-то уже в середине Зоя Петровна слегка поджалась и опасливо поглядывает на представителя роно, что, как нарочно, сидит на экзамене именно у неё в классе. Попросит источник, чтобы проверить правильность, где его сейчас найдёшь? Кроме таблиц Брадиса в классе ничего нет. А Зануда, написав 3,14159265358, начинает травить байку о том, что, напиши он это число в 1300 году, он бы числился величайшим математиком на то время. И, что к концу 19 века было известно около 700 знаков числа Пи, однако, первый же компьютер 10 лет назад нашел ошибку где-то после 500 знака.

 

Получил он свою пятёрку, а Зоя Петровна трясла его потом, зачем такое устроил, вдруг бы неправильно записал, а она не может проверить. Этот паразит и отвечает, что в учебнике для 8 класса мелким шрифтом внизу было написано «Это я знаю и помню прекрасно. Пи многие знаки мне лишни, напрасны», такое и при желании трудно забыть…

 

***

Там же, на портале «Проза.ру», еще в одном школьном рассказе Николая Шурика от октября 2010 года встречаем такой фрагмент:

«Помню, через несколько лет после окончания школы мы с Вовкой Михалюком пошли навещать Зою Петровну, нашу математичку, которая ушла из школы почти вместе с нами. Маленькая, худенькая, она уже плохо видела, открыла дверь, узнала нас в полутемном коридоре по голосам. Надо было видеть и слышать, как она радовалась, что мы пришли, пришли к ней. И поила нас чаем с вареньем и сухариками, и всё выспрашивала у «своих ребят». Чувствовалось, как ей не хочется, чтобы мы уходили. Она просила, чтобы всегда, когда мы снова будем в этом городе, обязательно заходили к ней. Но в молодости всегда есть это непоколебимое ощущение, что есть завтра, послезавтра, через год, через пять… Так что следующего моего приезда Зоя Петровна уже не дождалась».

  • Андрей

    Нина Васильевна! Спасибо за рассказ о нашей учительнице. Я тоже её ученик и именно она немало способствовала моему выбору профессии. Математика была моим любимым предметом в школе, а Зою Петровну и Зою Михайловну Упорову (литература и русский язык) я считал и сейчас считаю лучшими учителями, которые учили меня. Сейчас, конечно, очень жаль, что после окончания 9 школы я практически не встречался с ними, не сказал им, как я им благодарен.
    Андрей Гуткин. Профессор, доктор физ.-мат. наук (Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе РАН, Политехнический университет им. Петра Великого. Санкт-Петербург). Выпускник 9-ой школы 1951 г.

  • Валентина Акуленко

    Зоя Петровна некоторое время вела у нас, кажется, с девятого по десятый классс математику в 9-й школе. До Зои Петровны считала себя совершенно не способной к этому предмету, а её доброта, терпение, умение объяснять как-то раскрепостили. И тем немногим пятеркам по математике, которые все же у меня появились, я обязана только Зое Петровне. И еще я поняла тогда школьницей, не умея ещё выразить, важную вещь: мы не знаем своих способностей, они могут открыться неожиданно, в том числе и благодаря поддержке таких людей, как Зоя Петровна Печерина. Спасибо автору и за материал, и за возможность оставить этот комментарий.

  • Нина Предтеченская

    Уважаемая Виолетта Анатольевна! Огромное спасибо Вам за добрые слова, за бесконечно сложную, но интересную работу по воссозданию памяти об учительских династиях! Целиком разделяю Вашу озабоченность о судьбе педагогического образования. Считается, что слияние педвуза с ПетрГУ прошло безболезненно и, если судить по выступлениям в прессе некоторых директоров вновь созданных институтов, педобразование даже поднялось значительно на новый уровень развития. Я не могу быть столь оптимистичной. Весьма большое число работников бывшей КГПА остались не у дел, а ведь среди них очень много достаточно хорошо подготовленных преподавателей, сотрудников, лаборантов. И этот процесс увольнений пока далеко не завершен. Болью для меня является и Музей КГПА, директор которого уже уволена, а дела никем не приняты. Понятно, что все это — веяние времени, но разрушать много проще, чем созидать.

  • Виолетта Жукова

    Я имею честь принадлежать к педагогической династии Филимоновых – Печериных.
    Обращение ко мне Нины Васильевны Предтеченской по поводу З.П.Печериной меня удивило и обрадовало. Дело в том, что Зоя Петровна – двоюродная сестра моей мамы – известного в Карелии педагога Александры Алексеевны Филимоновой по линии бабушки – Марии Федоровны Печериной. Ее два брата Петр и Николай были народными учителями, как и мой дед Алексей Андреевич Филимонов – родоначальник нашей династии.
    Мама дружила с сестрами Печериными, я с их племянником, троюродным братом Игорем Васильевым и его женой Нонной, семья которых преданно опекала тетю Зою в последние годы ее жизни и сохранила бесценные документы, которые будут переданы в музей 9-й школы и Республиканский музей истории образования Карелии в надежные руки его хранителей В.Г.Кондратьева и И.В.Панкратьевой в дополнение к архиву нашей династии.
    Нахлынули воспоминания, когда все были живы, вместе, о той приветливой, теплой, внимательной, доброжелательной, уважительной атмосфере, в которой воспитывались мы – дети.
    Когда я училась после войны в 8-й женской средней школе, мы дружили с ребятами из 9-й мужской школы, как тогда ее называли «гвардейской». Они хвалили уроки математики Зои Петровны, но что настолько эти занятия запали им в душу, я не предполагала.
    Спасибо Нине Васильевне за публикацию в «Лицее» — «Мы бастовали три дня, не ходили на уроки». О моей любимой тете – Зое Петровне Печериной – педагоге высшей пробы. Ее фразы: «мне посчастливилось учиться», «это были потрясающие уроки» восстановили в памяти образ этой скромнейшей женщины.
    Чего стоят обращения к ней в письмах «гвардейцев», ее бывших выпускников: «Дорогая Зоя Петровна… считаем своим долгом написать, как мы поступили…», «…мы очень благодарны Вам», «…я считаю Вас лучшей учительницей», «…пройдет еще 80 лет и мы тогда будем вспоминать свою скромную учительницу Зою Петровну».
    Пришли иные времена. Нет больше самостоятельного вуза «Педагогический институт», который окончила Зоя Петровна и мы с Нонной Васильевой, а Нина Васильевна с 1970 года проработала в нем 43 года преподавателем и проректором по научной работе.
    Из лексикона ушло понятие «педагогический вуз». Сколько предыдущих лет поднимали статус «Учителя». И всё это теперь скрылось за одной фирмой – «университет» с огромным количеством разных факультетов.
    Кто теперь после его окончания пойдет преподавать в школу, если после Пединститута не все выпускники шли в учителя…
    И все же я желаю студентам остаться в этой профессии, как я:
    Я – дитя семьи,
    Династии учителей.
    Дед, дядя, тетя, мама
    Отдали жизнь профессии сей.

    В ней и я нашла себя,
    Верных друзей,
    Любимых учеников
    И много творческих идей.

    Люблю своих учеников,
    С радостью иду в класс.
    Готова понять, простить, помочь,
    Чтоб интерес у них не угас.
    Ведь мы учим их, а они – нас.

    Желаю успеха, будущие коллеги!

    В.А.Жукова,
    преподаватель Петрозаводского
    музыкального колледжа им. К.Э.Раутио,
    Заслуженный работник культуры России и Карелии

  • Ольга

    Да, огромное спасибо, Нина Васильевна, за Ваши воспоминания!Начинаешь сейчас только понимать, как важна личность учителя и какие в прежние времена работали в школах удивительные люди!И чтобы не говорили о советской системе образования , а мы получили добротные знания,нас научили учиться, а главное, способности переучиваться. Никаких репетиторов не требовалось, а поступали в самые престижные вузы.

  • Татьяна

    Нина Васильевна! Спасибо Вам за Вашу память и талант рассказчика. Здоровья, счастья Вам и всем нашим любимым учителям!

  • Юлия

    Очень трогательно.
    Помните, пожалуйста, ваших учителей и успевайте их навестить, успевайте сказать.
    Как замечательно, что сохранились эти письма.
    Огромное спасибо за рассказ!

  • Ирина

    Грустно как-то..трогательно.. щемяще..