портреты занятий

Деревенька моя. Непутевые заметки

wikimapia.org

«Наверное, многие из вас слышали фразу: человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Так начинает занятие  по истории родной деревни Куйтежа учитель Виктория Викторовна Конюхова.

 От Аллы Нестеренко, редактора педагогического вестника «Полет»

Когда отбираешь материалы для публикации, необходимо ответить на вопрос – пригодится ли эта статья другим педагогам? Что могут взять другие учителя в занятии, посвященном истории и топонимике одной конкретной деревни? Думаю, многое:  формы проведения занятия; виды заданий, формирующих умения работать с картой и текстом; игры, организацию раздаточного материала. И просто – отношение к теме, которое легко вычитывается даже из такого суховатого текста.

Аннотация

Этот материал поможет преподавателям курса «Моя Карелия», руководителям краеведческих объединений и классным руководителям организовать собственные занятия по изучению истории родного края, включающие активные методы обучения.

 

Структура занятия

 

Занятие проводится с детьми 6-7 класса (10-12 человек) в виде соревнования двух команд и включает конкурсы:

1. Представление команд

2.  Ассоциации

3. Картограф

4. Сломанный факс

5. Современность

6. Фотограф

 

1. Представление команд

– Раз говорим мы об истории карельской деревни, а в деревне все живут одной семьей, и семьи карелов издавна были большими, и под одной крышей уживались несколько поколений, я предложила вам связать названия команд с названиями домов, ставших своеобразными ориентирами в нашей деревне. (Представление команд)

 2. Конкурс капитанов или хозяев наших домов.

Дорогие главы семей, подумайте и запишите 5 ассоциаций, которые возникают у вас при словосочетании «история Куйтежи», а вы, уважаемые члены семьи, не подведите и постарайтесь угадать мысли своего капитана (капитан выходит и пишет 5 ассоциаций, ребята должны угадать,  каждому дается одна попытка).

3. Картограф

Вводное слово учителя (звучит музыка):

– Старинное, карельское село Куйтежа располагается на высоких берегах когда-то полноводной, быстрой, порожистой реки Мегрега. История села берет начало в глубине веков. Издавна на этом красивом месте, среди лесов и озер, по берегам реки, селились карелы. Охотились и рыбачили, пахали землю. Так и появилось поселение.

– Каждый из нас является жителем Куйтежи, и каждый из нас является частичкой ее истории. Закройте, пожалуйста, глаза, представьте нашу любимую деревню, ее улицы, как течет река Мегрега. Теперь посмотрите на карту, которая лежит на ваших столах и определите, кто, где из вас живет. (На карте отмечены места проживания учащихся). Обратите внимание на те дома, которые не подписаны. Определите, чьи это дома. (Дети выполняют задание).

– Хорошо, теперь мы ориентируемся по карте. Самое время перейти к третьему, самому увлекательному и сложному конкурсу «Картограф». А кстати, ребята, кто такой картограф? (Человек, который занимается сбором данных для составления карт, составляет и оформляет карты).

Предлагаю вам послушать рассказ Осипа, жителя деревни Куйтежа:

«Сам-то я Оськинский, живу в Куйтеже, которая в состав (КАКОЙ?) Неккульской. волости входит. Утром отправился на работу. Вышел из дома, задумался, когда очнулся, понял, что Оська уже закончилась, и подошел я к реке, решил по Чархалице (по левому берегу реки) не пойду, а на горе зайду в часовню, помолюсь Святому Георгию за свою животинушку, ведь в первый раз выгоняем ее в этом году, да и пастух, слава богу, хороший, толковый. Выйдя из часовни, отправился по Набору, встретил мельника, нам было по пути. Внизу по реке мужики сплавляли лес. По дороге шли и любовались деревенскими домами, гордились талантами местных мастеров. Слева из окна послышалось приветствие свояка, а с правой стороны слышался смех деревенских баб, которые полоскали белье.

За разговором не заметили, как завернули направо, пройдя мимо Буккари, встретили местного кузнеца, он торопился, поэтому прибавили шаг.

Пройдя мимо Ромойноя, мельник попрощался с нами. Договорились с кузнецом, что вечером приведу коня, и он отправился в кузницу. А я продолжил свой путь. Идти мне оставалось недолго, потому что уже слышался шум падающей воды на плотине и грохот молотов. Переходя по мосту, через плотину, столкнулся с отцом Иннокентием, который шел на службу, поздоровался и с его благословения отправился на работу».

 

Перед детьми на столах лежит текст, который они только что прослушали. Речь  идет о жителе нашего села Осипе, повествование ведется о его пути от дома до работы. Предлагается отобразить путь Осипа на карте.

карта

 

Инструкция

Вопросы для работы лежат на ваших столах. Для начала определите, где жил Осип, где он работал, составьте список ориентиров, по которым мы можем определить его путь.  Знакомые названия обозначьте на карте, а то, с чем не знакомы или не знаете, где оно располагалось, выпишите на листы и вывесите на доске. (У каждой команды свой цвет карточек). Допишите пропущенные слова. Составьте легенду карты. Каждый ориентир – это 1 балл, а за незнакомое слово, вынесенное вами на доску, – 0,5 балла.

Незнакомые ориентиры вывешиваются на доске. Для ознакомления с ними дается историческая справка, после которой слова, ставшие понятными, убираются.

Назовите топонимы, которые есть на карте.

 

 4. Игра «Сломанный факс» (физкультминутка)

– Мы составили общую карту, пользуясь определенными символами, а теперь посмотрим, как вы внимательно работали. Играем в «Сломанный факс». (На спине соседа нарисовать символ-ориентир, соотнести символ первого и последнего).

 

5. Современность

Напишите современные названия улиц на том плане, который у вас получился. Сделайте вывод, как назывались в старину наши улицы.

6. Фотограф

Перед вами старые фотографии, ваша задача определить то  место, где стоял фотограф.

фото 1

фото 2

фото 3

7. Подведение итогов. Слово жюри

Домашнее задание

Добавить на карту объекты, отображающие историю Куйтежи XX века. (Как вариант – можно не давать работу домой, а провести ее на следующем занятии).

Приложение. Список топонимов

Чархалица – этот топоним обозначает часть деревни Куйтежа, расположенную на левом берегу реки Мегрега. Происхождение данного топонима, вероятнее всего, сводится к имени собственному (имени либо прозвищу какого-либо лица).

Набор (кангаханмятяс) – этот топоним обозначает часть деревни Куйтежа, расположенную на правом берегу реки Мегрега, обозначает сухой бор.

Буккари – место на берегу реки, рядом с банным комплексом, в 100 метрах от поворота с улицы Олонецкая на улицу Набережная. Вероятнее всего, с вепсского переводится как «чан для бучения белья».

Ромойноя – это гидроним. Название ручья связано с названием большого деревенского дома Ромойнкоди (дом Романовых), в котором в 30-е годы располагалась начальная школа.

Об авторе: Виктория Викторовна Конюхова  – учитель МКОУ «Мегрегская СОШ».

 

  • Светлана Николаевна

    Отличная учебная игра для школьников! Уверена, этот урок запомнится им своей необычностью, исследовательской деятельностью и связью с историей родных мест.Подобный урок можно провести и в сельской школе, и городской. Побольше таких приемов нам надо использовать. Тогда наши дети и родной край будут знать лучше. Дети сегодня любят участвовать в квестах — эта тема и для такого дела подойдет.