Разговор о применении инструментов ОТСМ-ТРИЗ на уроках истории продолжим методикой по составлению рассказа на основе универсального плана устного ответа.
Пояснение
Универсальный план устного ответа – модель описания объекта на основе системного оператора (многоэкранной схемы талантливого мышления) . Суть ее заключается в том, что, описывая любой объект как систему, нужно показать системную иерархию (то есть определить, частью чего является этот объект и из каких частей состоит, а также указать функцию и самого объекта, и его частей.
В данном случае для организации поисковой работы школьников им предлагается «универсальный план», частично заполненный для конкретных объектов. Используя такую схему регулярно, можно рассчитывать на то, что в будущем, приступая к изучению нового материала, школьники будут делать эту работу самостоятельно.
Фрагменты урока
Планируемые результаты:
Метапредметные:
умение составить рассказ, используя план ответа
Предметные:
— определить причины реформ Избранной рады и их последствия;
— определить основные направления внешней политики России в XVI в..
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, выполняет его и представляет результаты всему классу.
Содержание заданий различно, однако все они основаны на плане устного ответа и имеют единый порядок выполнения.
Порядок выполнения задания
1. Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.
2. В тексте учебника найдите информацию об объекте.
3. Пользуясь текстом учебника и схемой, составьте рассказ об объекте.
Рассмотрим для примера два задания. Ниже представлены их содержание, схемы и примерные результаты выполнения
Реформы Избранной рады
Реформа центрального управления
Задание. На картинке вы видите схему «Реформа центрального управления». Пользуясь этой схемой и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о реформе.
Ожидаемый результат выполнения задания:
Реформа центрального управления была необходима для формирования централизованного государства.
Реформа состоит из двух направлений.
1. Приказы – органы центрального управления. Приказы созданы для более эффективного решения государственных проблем. Первых Приказов было пять: посольский приказ руководил внешней политикой; челобитный приказ принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним; разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения; поместный приказ ведал землевладением; разбойный приказ – преследованием «лихих людей». В дальнейшем численность Приказов увеличится.
2. Земский собор – собрание представителей сословий для решения наиболее важных государственных вопросов. Иван Грозный собрал первый Земский собор в 1549 г. для обсуждения проводимых в стране реформ.
Реформа местного управления
Задание. На картинке вы видите схему «Реформа местного управления». Пользуясь этой схемой и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о реформе.
Ожидаемый результат выполнения задания:
Цель реформы местного управления – упразднение системы кормлений и наместнического правления. По реформе местное управление должно было стать выборным. В уездах, где существовало помещичье землевладение, были учреждены должности губных старост (губа – это территориальный округ). Их избирали землевладельцы округа из своей среды. Там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне, а также в городских посадских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты и их помощники. В городах избирались городовые приказчики.
Выборные органы имели большие права. Они вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, осуществляли сбор налогов.
Аналогично рассматриваются военная реформа и внешняя политика Ивана IV. Такой подход позволяет ученикам видеть назначение и важнейшие признаки любого объекта или понятия и строить об этой самостоятельный рассказ.