подходы, системы, технологии

Всё дело… в группе

Организация работы в группах  требует от педагога не только специальных умений, но и определенной смелости. О том, как сделать такую работу комфортной и эффективной, рассуждает автор публикации.

 

Аннотация

 

В результате изучения этой статьи учитель узнает о целях, способах организации и режимах групповой работы, а также о проблемах, которые могут сопутствовать введению этого метода и путях их решения. Мы надеемся, что этого будет достаточно педагогу для того, чтобы активно ввести метод групповой работы в свой учебный процесс.

Приоритетность системно-деятельностного подхода в учебном процессе предполагает организацию урока на принципах сотрудничества, диалога, открытости. Поэтому сегодня становится популярным метод группового обучения. Однако стереотипы, сложившиеся в знаниевой школе, могут стать преградой на пути эффективного использования данного метода. Давайте попробуем вместе ответить на ряд ключевых вопросов относительно специфики групповой работы на уроке.

 

Почему метод группового обучения можно и нужно использовать на уроке?

 

На этот вопрос очень точно отвечает Е.Я. Винокурова: «Инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей» [1].

Групповое обучение направлено на организацию совместной учебной деятельности учащихся через объединение в малые группы – 3-7 человек. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. Главным условием является непосредственное взаимодействие учащихся на паритетной, партнерской основе. Это создает комфортность в общении, обеспечивает взаимопонимание между членами группы, снимает «страхи», рождает пространство детской инициативности.

 

В результате совместной учебной работы учащихся друг с другом:

  1. Развиваются социальная и коммуникативная компетенции, приобретается опыт взаимодействия, взаимоответственности, сотрудничества, сопричастности и сопереживания общему делу.
  2. Возрастает  эффективность учебной деятельности за счёт группового эффекта. Г.А. Цукерман, называя группу детей, «которая способна соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы» учебным сообществом, подчёркивает, что такое объединение учащихся действует по правилу неаддитивности, согласно которому эффективность работы группы больше, чем сумма индивидуальных достижений каждого ее участника» [3].

 

С какими основными трудностями сталкивается учитель в процессе использования метода групповой работы? 

 

Главная трудность не в организации детей на уроке, а в отслеживании и контроле собственных учительских проявлений, связанных с профессиональными установками репродуктивного обучения. Подобные проявления способны «nip creativity in the bud» — задушить творчество в бутоне, как пишет Маргарет А. Боден.

Три фактора оказывают негативное воздействие на развитие познавательной детской инициативы и любви к учению. Во-первых, неуклонное требование «правильного» ответа и/или «правильного» пути при его поиске; во-вторых, нежелание (или неспособность) анализировать «неправильный» ответ для того, чтобы  увидеть, может ли он иметь какое-нибудь достоинство при несколько других обстоятельствах и условиях; в-третьих, выражение нетерпения или (что еще хуже) презрения к ученику, который пришёл к неожиданному ответу [5].

Созвучно звучит мысль Г.А. Цукерман о том, что «бережно поддерживать и выращивать поисковую активность – цель любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без его (учителя) постоянной помощи и побуждения». Главные трудности, с которыми сталкивается учитель в ситуации организации учебного сотрудничества, направленного на развитие ученика, как отмечает Г.А. Цукерман, это не давать готовых образцов действия, размышления, словесного выражения мысли и инициировать детский поиск и пробы собственных вариантов решения задач [3].

 

Как могут работать группы?

 

М.А. Чошанов выделяет три режима работы:

1)         вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов;

2)         группа предпочитает работать в подгруппах;

3)         каждый член группы предпочитает работать индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.

 

Наиболее идеальный, с точки зрения группового обучения, первый режим. В остальных двух случаях очень важно сохранить командный дух. М.А. Чошанов уточняет, что формирование и поддержка такого духа – задача, которая вызывает у учителей, применяющих методы группового обучения, определённые трудности. В каждом конкретном случае учителю необходимо терпеливо разъяснять принципы группового обучения, проводить неформальные встречи с группами, в которых возникают проблемы, обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов, формировать психологическую совместимость. Особенно важно подчеркивать учащимся значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде. Современные исследования показывают, что такое умение во многих случаях более ценно, чем владение узкоспециальными профессиональными умениями [4].

 

Что нужно учитывать при подготовке урока?

 

При организации групповой работы на уроке следует продумывать:

–     на каком этапе урока следует ввести групповую работу;

–     конкретные цели, которые всеми должны быть поняты и приняты, т.е. осознаны как личностно-значимые; из общей цели вытекают конкретные, частные;

–     желаемые результаты, критерии оценки: очень важно, чтобы участники однозначно понимали, что нужно сделать (одному, в подгруппе, всему коллективу);

–     каким путем пойдет процесс групповой работы, его этапы: репродуктивно, путем исследования, эксперимента, изобретения;

–     с помощью чего будет идти этот процесс, его этапы, пока не получится результат: (с помощью орудий труда, книги, схем, моделей);

–     учебную деятельность во времени – рассчитать минуты для всех этапов, учитывая психологические и физиологические особенности детей (сколько времени они могут быть внимательными, как быстро физически и умственно утомляются);

–     как упорядочить пространство, как в нем разместятся участники; работа в группах требует нетрадиционного размещения парт: для парной работы – обычные ряды; для групповой работы – парты нужно ставить так, чтобы ученик видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.

 

Каков должен быть состав группы?

 

При формировании состава группы, как замечает М.А. Чошанов,  рекомендуется:

  1. Соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп неэффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. Обучение в гетерогенных по составу группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс средних и сильных.
  2. Стремиться к тому, чтобы в группах были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки.
  3. Необходимо учитывать разнообразие социально-психологических характеристик и психологической совместимости (нежелательно допускать, например, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой одни меланхолики). Лучшие пары, по мнению психологов: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.
  4. Необходимо учитывать месторасположение и проживание членов группы (желательно, чтобы они жили недалеко друг от друга для совместной работы над домашними проектами и заданиями) [4].

 

Каким должен быть оптимальный размер малой группы?

Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант для реализации учебного процесса – 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах (например, в компьютерной лаборатории). К тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (сильный, два средних и слабый учащийся). Легко сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).

Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы учащиеся получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

 

Каковы технологические этапы групповой работы?

 

Можно выделить следующие технологические этапы:

Цели и задачи:

–     улучшение информированности членов группы;

–     развитие горизонтальных коммуникаций и взаимопонимания;

–     разработка новых идей, решений, повышение активности учащихся и стимулирование их к нахождению новых вариантов ответов;

–    создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи;

–     осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи путем критического анализа, реального осмысления и прогнозирования потенциальных проблем.

 

Этап первый – подготовка к выполнению групповой работы (вводная часть, единиц времени -1):

1)   постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

2)   инструктаж о последовательности работы;

3)   раздача дидактического материала по группам.

 

Этап второй – групповая работа (единиц времени — 6):

1)   знакомство с материалом, планирование работы в группе;

2)   распределение заданий внутри группы;

3)   индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;

4)   обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

5)   обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

6)   подведение итогов выполнения группового задания.

 

Этап третий – презентация (единиц времени — 2):

1)   сообщение о результатах работы в группах;

2)   общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;

3)   получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи; дополнительная информация учителя на группу.

 

Результат:

-–    возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

–     меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

–     растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

–     учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

 

Как оценивать работу в группе?

Система контроля и оценки групповых достижений отличается от традиционных способов оценок индивидуальных учебных результатов. Как подчёркивает М.А. Чошанов, «основная идея групповой оценки заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся должен ощущать свой индивидуальный вклад и видеть свой очевидный прогресс в обучении» [4]. Одним из эффективных механизмов оценивания работы учащегося в группе является самооценка. Предлагаем оценочный лист «Самооценка участия в уроке», разработанный в результате экспериментальной работы по апробации ТОГИС в Приморском крае (см. Таблицу 1). Работая с таблицей, учащийся отмечает любым символом показатель, соответствующий его позиции по каждому критерию. Данный диагностический инструмент можно использовать как при оценке работы всей группы, так и при оценивании индивидуальной работы каждого члена группы [2].

.

Таблица 1. Самооценка участия в уроке

Критерии

Оценка содержания

урока

Оценка деятельности

на уроке

Оценка

внутреннего состояния

во время урока

Показатели

скучно разочаровался мрачное
неинтересно не понял тревожное
неново не почувствовал безразличное
занимательно запутался равнодушное
интересно задумался взволнованное
познавательно удивился удовлетворенное
полезно загорелся позитивное
продуктивно убедился оптимистическое
перспективно осознал приподнятое
эффективно принял решение энергичное
надёжно отличное

 

Групповое обучение лежит в основе актуальных образовательных технологий, соответствующих современной концепции образования: технологии педагогической мастерской, технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо», технологии проектной деятельности, Дальтон-технологии, ТОГИС, проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ и других. В этом смысле грамотно организованная на уроке групповая работа, с одной стороны, способствует развитию личности учащегося, раскрытию его природных способностей, актуализации его познавательной активности, а с другой, требует от учителя отказа от стереотипов репродуктивной школы и готовности к смене профессиональных установок и новому профессиональному поведению.

Литература

  1. Винокурова Е.Я. Опыт организации групповой работы на уроках URL: http://www.metodichka.net/nschool.php?itemid=117&catid=20  (дата обращения: 28.08.2013)
  2. Косолапова Ю.В. Урок классический и урок в ТОГИС. Работа над задачей // Педагогические технологии. — 2011. — № 4. — С. 8 -12.
  3. Цукерман Г.А. Учебное сообщество – путь к учебной самостоятельности URL: http://www.experiment.lv/rus/centre/news/images/2004/zukerman/u4ebnoe_soobschestvo.htm (дата обращения: 28.08.2013)
  4. Чошанов М. А. Малая группа в учебном процессе // Директор школы. — 1999. — №4. – С. 65-72.
  5. Margaret A. Boden. Creativity and Knowledge // Creativity in Education.  Edited by Anna Craft, Bob Jeffrey and Mike Leibling. – London, 2010. – p. 95 – 103.

 

Об авторе: Юлия Викторовна Косолапова  – старший преподаватель кафедры образовательной инноватики ПКИРО, г. Владивосток.