Эффективность ОТСМ-ТРИЗ технологии в работе со слабовидящими школьниками
И это надо помнить.
И это надо забыть…
Помнить потому, что при отсутствии или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление) и это отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …
Особенности коррекционной работы со слабовидящими детьми
Конечно, обучение и воспитание детей с нарушением зрения имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.
Важным моментом в нашей работе также является создание щадящего режима, комфортных условий и разумных требований по сохранности зрения и улучшению здоровья слабовидящих школьников.
У большинства детей, обучающихся в нашей школе, кроме слабого зрения, много сопутствующих заболеваний. Эффективность обучения таких детей достигнута будет только тогда, когда коррекционно-развивающая направленность в обучении будет иметь первостепенную значимость. Наряду с общими задачами развития младших школьников в обучении детей с нарушением зрения есть и специальная задача – коррекция вторичных дефектов развития, обусловленных нарушением зрения, что является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии детей и отражается на усвоении ими учебных предметов.
Снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения, бинокулярности, стереоскопии и глазодвигательных функций приводит к тому, что скорость, точность, полнота зрительного восприятия и синтеза страдают, из-за чего развитие всех психических процессов, в том числе речи и памяти, воображения протекают своеобразно и специфично.
Слабовидящие дети часто испытывают затруднения при описании предмета, составлении последовательного рассказа.
Недостаточность конкретной информации об окружающей реальности не позволяет слабовидящим детям всегда правильно понимать взаимосвязи в предметном мире, классифицировать и дифференцировать предметы по их общим, отличительным или функциональным свойствам. Объясняется это наличием у детей, нерасчлененных данных об объектах действительности.
Нарушение восприятия пространства и положений предметов в нем, отсутствие возможности видения признаков предметов на расстоянии сказывается на понимании и осмыслении детьми действительности. Так появляется зрительная обедненность предметных представлений, а иногда незнание этих предметов или явлений вообще.
Процесс зрительного восприятия при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Все это осложняет формирование чувственно-практического опыта детей.
Это еще раз подтверждает, что обучение детей с нарушением зрения необходимо сочетать с коррекцией высших психических функций, на базе которых становится возможным формирование учебных навыков, знаний и умений.
Современная система коррекции показывает, что дети с нарушением зрения могут достигать достаточно высокого уровня психического развития, соответствующего уровню развития здоровых детей, если работа будет направлена на поиски эффективных путей формирования мышления, раскрытие приемов коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, компенсация зрительного дефекта, по сути своей, осуществляется в процессе различных форм и видов педагогической работы, направленной на формирование сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих слабовидящему ребенку получать адекватную информацию об окружающем мире.
Исходя из этого, формируются основные цели педагогическо-коррекционной работы с детьми со зрительными нарушениями:
- Доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения до уровня способностей успешно выполнять различные виды деятельности.
- Обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в окружающей среде.
На этой основе нами были определены основные направления коррекционной работы на базе технологии ТРИЗ:
- Компенсация слабовидения за счет широкого использования функции сохранных анализаторов.
- Коррекционное воздействие на развитие всех психических процессов.
- Профилактика перенапряжения нервной системы по причине того, что использование методов педагогики творчества — это использование игры, по существу творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости. Ребенку необходима радость, так как она вызывает прилив сил, дает возможность поверить в свои силы, самоутвердиться в социуме, что является важнейшей задачей в реабилитации слабовидящих детей.
Использование элементов ТРИЗ-технологии в коррекционной работе
Задачи технологии ТРИЗ адаптированы, по нашему мнению, к работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Они позволяют
- представлять все объекты в трех каналах восприятия (визуальном, аудиальном. кинестетическом) и на этой основе активизировать работу сохранных анализаторов;
- представлять объекты окружающего мира как целостную систему, а также анализировать объект в его составляющих;
- формировать системность мышления, при котором объект воспринимается и отражается как система и устанавливаются связи между ним и другими системами. Мысленно делить объекты на части и объединять в новое целое;
- находить положительные и отрицательные стороны объектов и явлений в произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон);
- выделять противоречия, решать изобретательские задачи, сформулированные в виде разрешенного противоречия;
- использовать обогащенные способы мышления при создании творческого продукта в разных предметных областях.
С целью активизации деятельности и коррекционного воздействия на формирование психических процессов у слабовидящих детей нами были проанализированы и, по нашему мнению, являются наиболее эффективными следующие игры и упражнения из ТРИЗ-технологии, вводимые в педагогическую работу.
Игры и упражнения по отработке системных связей
Игра «Да-Нет». Учит задавать вопросы обобщенного характера при выяснении признаков неизвестного объекта (синтез).
Игра «Системный лифт». Любой объект можно разложить на «подсистемы» – составляющие его части, которые, в свою очередь также делятся на части и т.д. (стол – столешница – древесина – клетки дерева – молекулы…). С другой стороны, каждый объект входит в какую-то надсистему, является частью чего-то (стол – часть интерьера комнаты). Игра предлагалась в виде знакомства с Волшебником Дели-Давай, который все объекты окружающего мира способен делить и объединять (анализ и синтез).
Системный оператор. Достаточно полно показывает объект по частям и в целом, а также динамику развития системы (прошлое и будущее).
Данный метод решает коррекционные задачи, он помогает системно и динамично отражать окружающий мир, позволяет увидеть взаимосвязи изменяемых элементов. Его применение позволяет обучать
- выделению характерных особенностей объектов;
- систематизации отдельных признаков, объединению частей в общее целое.
Кроме того, использование системного оператора расширить восприятие ребенком окружающего мира за счет освоения информационного фонда. Он создает условия для длительного наблюдения объекта в процессе изучения темы, для восприятия объекта всеми органами чувств, кратковременного восприятия одного признака объекта одним органом чувств.
Метод противоречий
- Знакомство с двумя свойствами объекта, одно из которых противоречит другому. (Что может быть и холодным и горячим? (Чайник).
- Рассмотрение и обсуждение объектов, в которых в реальной жизни решено противоречие (утюг: и горячий, и холодный одновременно).
- Использование литературных текстов, в которых выделялось противоречие.
- Предложение детям проблемных ситуаций, содержащий противоречие, которое требуется разрешить.
- Использование игры «Хорошо-плохо» для активизации мышления детей в ситуации выделения противоположных свойств, качеств. Нахождение в ситуации возникающего противоречия идеального решения (ИКР), при котором результат получается как бы сам собой, без затрат.
Данный метод позволяет решить следующие важные задачи:
- Достижение самостоятельности, уверенности ребенка в окружающей действительности.
- Развитие мыслительной деятельности на основе расширения запаса представлений.
- Самостоятельная активация детьми деятельности сохранных анализаторов для разрешения противоречий.
Коррекционно-развивающие упражнения на базе ТРИЗ-технологии должны использоваться учителем систематически; они могут быть включены на любом этапе урока. Вид упражнения определяется целью и задачами уроки, а также стоит в прямой зависимости от того, какие анализаторы будут наиболее задействованы. Именно для них и разрабатываются эти упражнения. Речь идет о «прочистке» каналов, по которым будет поступать информация на уроке.
Для учителя важным должно быть не количество слов, примеров, заданий, а качество работы каждого ученика; была ли в учебном процессе задействована система анализаторов; как менялся вид деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующего учащихся к активной мыслительной деятельности.
Положительная динамика в развитии детей, наблюдаемая нами, с нашей точки зрения, в большой степени связана с внедрением в работу с детьми технологии ТРИЗ, которая способствует развитию творческого воображения, всех психических процессов, что особенно важно для гармоничного развития ребенка, имеющего зрительную патологию.
Каждый ребенок, здоровый или имеющий физический недостаток, талантлив изначально, от природы, он испытывает потребность в творчестве, которое является источником самых сильных положительных эмоций, дающих чувство самоуважения и самоутверждения, что вдвойне значимо для ребенка с нарушением зрения, т.к. соответствует цели его социальной реабилитации.
Литература
- Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 2006. – 364 с.
- Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М., BookInFile, 2013 – 603 c.
- Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. – М., 2006. – 115 с.
- Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. – М., 2006. – 374 с.