ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Эти дети немного другие

Эффективность ОТСМ-ТРИЗ технологии в работе со слабовидящими школьниками

Эти дети немного другие.Класс В.И. Киреевой

И это надо помнить.

И это надо забыть…

 

Помнить потому, что при отсутствии или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление) и это отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Забыть – потому,  что они такие же, как все. Просто дети …

 

 

Особенности коррекционной работы со слабовидящими детьми

 

Конечно, обучение и воспитание детей с нарушением зрения  имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных  на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.

Важным моментом в нашей работе также является создание щадящего режима, комфортных условий и разумных требований по сохранности зрения и улучшению здоровья слабовидящих школьников.

У большинства детей, обучающихся в нашей школе, кроме слабого зрения, много сопутствующих заболеваний. Эффективность обучения таких детей достигнута будет только тогда, когда коррекционно-развивающая направленность в обучении будет иметь первостепенную значимость. Наряду с общими задачами развития младших школьников в обучении детей с нарушением зрения есть и специальная задача – коррекция вторичных дефектов развития, обусловленных нарушением зрения, что является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии детей и отражается на усвоении ими учебных предметов.

Снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения, бинокулярности, стереоскопии и глазодвигательных функций приводит к тому, что скорость, точность, полнота зрительного восприятия и синтеза страдают, из-за чего развитие всех психических процессов, в том числе речи и памяти, воображения протекают своеобразно и специфично.

Слабовидящие дети часто испытывают затруднения при описании предмета, составлении последовательного рассказа.

Недостаточность конкретной информации об окружающей реальности не позволяет слабо­видящим детям всегда правильно понимать взаимосвязи  в предметном мире, классифицировать и дифференцировать предметы по их общим, отличительным или функцио­нальным свойствам. Объясняется это наличием у детей, нерасчлененных данных об объектах дей­ствительности.

Нарушение восприятия пространства и положений предметов в нем, отсутствие возможности видения признаков предметов на расстоянии сказывает­ся на понимании и осмыслении детьми действительности. Так появляется зрительная обедненность предметных представлений, а иногда незнание этих предметов или явлений вообще.

Процесс зрительного восприятия при слабовидении характеризуется замедленностью, не­точностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Все это ослож­няет формирование чувственно-практического опыта детей.

Это еще раз подтверждает, что обучение детей с нарушением зрения необходимо сочетать с коррекцией высших психических функций, на базе которых становится возможным формирование учебных навыков, знаний и умений.

Современная система коррекции показывает, что дети с нарушением зрения могут достигать достаточно высокого уровня психиче­ского развития, соответствующего уровню развития здоровых детей, если работа будет направлена на поиски эффективных путей формирования мышления, раскрытие приемов коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, компенсация зрительного дефекта, по сути своей, осуществляется в про­цессе различных форм и видов педагогической работы, направленной на формирование сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих слабовидящему ребенку полу­чать адекватную информацию об окружающем мире.

Исходя из этого, формируются основные цели педагогическо-коррекционной работы с детьми со зрительными нарушениями:

  • Доведение психических образований у ребенка  с нарушением зрения до уровня способностей успешно выполнять различные виды деятельности.
  • Обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в окружающей среде.

На этой основе нами были определены основные направления коррекционной работы на базе технологии ТРИЗ:

  • Компенсация слабовидения за счет широкого использования функции сохранных анализаторов.
  • Коррекционное воздействие на развитие всех психических процессов.
  • Профилактика перенапряжения нервной системы по причине того, что использование методов педагогики творчества — это использование игры, по существу творческая работа, а значит, ин­тенсивное ощущение радости. Ребенку необходима радость, так как она вызывает прилив сил, дает возможность поверить в свои силы, самоутвердиться в социуме, что является важнейшей задачей в реабилитации слабовидящих детей.

 

 

Использование элементов ТРИЗ-технологии в коррекционной работе

 

Задачи технологии ТРИЗ адаптированы, по нашему мнению, к работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Они позволяют

  • представлять все объекты в трех каналах восприятия (визуальном, аудиальном. кинестетическом) и на этой основе активизировать работу сохранных анализаторов;
  • представлять объекты окружающего мира как целостную систему, а также анализировать объект в его составляющих;
  • формировать системность мышления, при котором   объект воспринимается и отражается как система и устанавливаются связи между ним и другими системами. Мысленно делить объекты на части и объединять в новое целое;
  • находить положительные и отрицательные стороны объектов и явлений в  произвольно выбран­ных условиях (оценивать ситуации с разных сторон);
  • выделять противоречия, решать изобретательские задачи, сформулированные в виде разрешенно­го противоречия;
  • использовать обогащенные способы мышления при создании творческого продукта в разных предметных областях.

С целью активизации деятельности и коррекционного воздей­ствия на формирование психических процессов у слабовидящих детей нами были проанализированы и, по нашему мнению, являются наиболее эффективными следующие игры и упражнения из ТРИЗ-технологии, вводимые в педагогическую работу.

 

  Игры и упражнения по отработке системных связей

 

Игра «Да-Нет». Учит задавать вопросы обобщенного характера при выяснении признаков неизвестного объекта (синтез).

Игра «Системный лифт». Любой объект можно разложить на «подсистемы» – составляющие его части, которые, в свою очередь также делятся на части и т.д. (стол – столешница – древесина – клетки дерева – молекулы…). С другой стороны, каждый объект входит в какую-то надсистему, является частью чего-то (стол – часть интерьера комнаты). Игра предлагалась в виде знакомства с Волшебником Дели-Давай, который все объекты окружающего мира способен делить и объединять (анализ и синтез).

Системный оператор.  Достаточно полно показывает объект по частям и в целом, а также динамику развития системы (прошлое и будущее).

Данный метод решает коррекционные задачи,  он помогает системно и динамично отражать окружающий мир, позволяет увидеть взаи­мосвязи изменяемых элементов. Его применение позволяет обучать

  • выделению характерных особенностей объектов;
  • систематизации отдельных признаков, объединению частей в общее целое.

Кроме того, использование системного оператора расширить восприятие ребенком окружающего мира за счет освоения информационного фонда. Он создает условия для длительного наблюдения объекта в процессе изучения темы, для восприятия объекта всеми органами чувств, кратковременного восприятия од­ного признака объекта одним органом чувств.

Метод противоречий

  • Знакомство с двумя свойствами объекта, одно из которых противоречит другому. (Что может быть и холодным и горячим? (Чайник).
  • Рассмотрение и обсуждение объектов, в которых в реальной жизни решено противоречие (утюг:  и горячий, и холодный одновременно).
  • Использование литературных текстов,   в которых выделялось противоречие.
  • Предложение детям проблемных ситуаций, содержащий противоречие, которое требуется разрешить.
  • Использование игры «Хорошо-плохо» для активизации мышления детей в ситуации выделения противоположных свойств, качеств. Нахождение в ситуации возникающего противоречия идеального решения (ИКР), при котором результат получается как бы сам собой, без затрат.

Данный метод позволяет решить следующие важные задачи:

  • Достижение самостоятельности, уверенности ребенка в окружающей действительности.
  • Развитие мыслительной деятельности на основе расширения запаса представлений.
  • Самостоятельная активация детьми деятельности сохранных анализаторов для разрешения противоречий.

Коррекционно-развивающие упражнения на базе ТРИЗ-технологии должны использоваться учителем систематически; они могут быть включены на любом этапе урока.  Вид упражнения определяется целью и задачами уроки, а также стоит в прямой зависимости от того, какие анализаторы будут наиболее задействованы. Именно для них и разрабатываются эти упражнения. Речь идет о «прочистке» каналов, по которым будет поступать информация на уроке.

Для учителя важным должно быть не количество слов, примеров, заданий, а качество работы каждого ученика; была ли в учебном процессе задействована система анализаторов; как менялся вид деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующего учащихся к активной мыслительной деятельности.

Положительная динамика в развитии  детей, наблюдаемая нами, с нашей точ­ки зрения, в большой степени связана  с внедрением в работу с детьми  технологии  ТРИЗ, которая способствует разви­тию творческого воображения, всех психических процессов, что особенно важно для гармоничного развития ребенка, имеющего зритель­ную патологию.

Каждый ребенок, здоровый или имеющий физический недостаток, талантлив изначально, от природы, он испытывает потребность в творчестве, которое является источником самых силь­ных положительных эмоций, дающих чувство самоуважения и самоутверждения, что вдвойне значимо для ребенка с нарушением зрения, т.к. соответствует цели его социальной реабилитации.

 

Литература

 

  1. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 2006.  – 364 с.
  2. Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ.  Учебно-методическое пособие для педагогов. – М., BookInFile, 2013 – 603 c.
  3. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии  и  тифлопедагогики. – М., 2006. – 115 с.
  4. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. – М., 2006. – 374 с.