Главное, Между делом играем, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Между делом играем-5

 

puzzle-160515_640Про самую длинную загадку, изучение Колобка и сочинение метафор.

 

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. (Мишель Монтень)

 

 

На самом деле наши взаимоотношения с детьми во многом зависят от нашего умения играть.  Давайте учиться!

 

 

Самая длинная загадка

К загадкам мы еще не раз обратимся. Сегодня предлагаю вам игру в самую длинную загадку или самое длинное описание – как вам нравится, по сути это одно и то же. В эту игру тоже можно играть и дома, и на улице, только на первых порах желательно, чтобы объект был у вас перед глазами. Дома это сделать легко. А если вы с ребенком идете по улице и объекты проплывают мимо вас один за другим, займитесь составлением загадки про небо, дорогу или про любой предмет, который находится при вас (одежду, обувь, сумочку, игрушку и т.п.).

Играем по той же схеме, по какой была устроена наша первая игра «назови по очереди». На этот раз называем по одной характеристике (по одному признаку) выбранного предмета, до тех пор, пока кто-то не иссякнет.

Допустим, выбран объект «ДОРОГА».

Ребенок: – Она серая.

Взрослый: – Она длиннее, чем поезд, короче, чем река.

Ребенок:  – По ней ездят машины.

Взрослый: – Она покрыта цементом.

Ребенок: – По ней могут бегать лошадки.

Взрослый: – Когда по ней что-то движется, раздается стук.

Ребенок: — На ней пыль.

Взрослый: – От нее отскакивают маленькие камушки.

Ребенок: – Она бугристая.

Взрослый: – Она изгибается вправо.

Ребенок: – Она нагревается солнцем.

И т.д.

Если в эту игру поиграть до первого затруднения, она не будет развивающей. Но если вы будете находить все новые и новые характеристики, вам придется потрудиться с пользой для себя и для ребенка. Чем дольше вы продержитесь, тем больше пользы получите.

Еще один совет: измеряемые характеристики стоит задавать через сравнения с другими объектами: дорога длиннее, чем поезд, но короче, чем река. Обычно мы сравниваем предметы по таким параметрам с собой или со своими возможностями: высокий — значит, выше, чем я, тяжелый — значит, мне трудно его нести. Но люди разные, и характеристики при таком описании могут не совпадать. Поэтому стоит как можно раньше учить детей объективным описаниям («больше, чем…, меньше, чем…» или «размером как…»). Такое описание под силу даже дошкольникам.

Итак, желаем вам длинных загадок. А в следующий раз мы поиграем в метафоры.

 

Угадай объект по свойству

kolobokЭту игру я придумала когда-то давно для своих первоклассников. Наш учебник математики был устроен так, чтобы дети учились считать постепенно: сперва до двух, потом до трех и т.д.  Я была начинающим учителем и мне очень хотелось убедиться, что мои дети все-таки уже умеют считать, хотя бы до десяти.

Я принесла в класс игрушечного Колобка и спросила, что у него одно (голова, нос, рот, улыбка – ответов было много). Потом мы выяснили, что у Колобка имеется в двойном экземпляре (глаза, брови, ноздри, ушки, губы зрачки…) Потом – чего три (цвета в глазике), четыре (реснички), пять (завитков в прическе), шесть (овалов, включая саму голову) – в общем, до десяти мы тогда досчитали. На это ушло полурока, но считали мы с большим энтузиазмом, и я резонно рассудила, что такая работа продуктивнее, чем сорокаминутное изучение числа два.

Эту игру можно обобщить, если, во-первых, вместо Колобка использовать любой объект, а во-вторых, помимо чисел применять другие свойства.

Например, рассматриваем мамину сумочку (или детский ранец).

Взрослый: – Это твердое.

Ребенок: – Пряжка. А этого пять штук.

Взрослый: – Наверное, здесь пять карманов. Так? А это  «зубастое».

Ребенок:  – Застежка, молния. А это мокрое.

Взрослый: – Подкладка, если за нее сок пролился.

И т.д.

Таким образом мы показываем, что разные части одного и того же целого могут иметь разные свойства. А заодно учимся считать.

 

Сложи метафору

gear-102062_640Метафора – трудное слово, ученое. Но придумать красивую метафору может любой из нас, и взрослый, и ребенок.

Вот симпатичная загадка-метафора: «Два брюшка, четыре ушка (подушка)». А вот еще одна, из нашего детства: «Черный конь скачет в огонь» (кочерга). Метафоры устроены просто: в них есть образ (на что похож объект) и какие-то реальные признаки, характеристики, как правило, это указание на место, предметы окружения или время. Например, кочерга, которой ворочают дрова в камине, похожа на скачущего коня – это образ. А то, что она черная и имеет дело с огнем, вполне реальные признаки.

Чтобы сочинять метафоры было проще, предлагаю поделить эту работу на две части. Пусть, например, взрослый придумает образ, а ребенок – реальные признаки. А потом можно поменяться ролями.

Допустим, вы с ребенком решили придумать метафору про забор (возможно, он в очередной раз встал на вашем пути во время прогулки).  Диалог в этом случае может развиваться примерно так.

Взрослый: – Я назову забор зубастиком (он похож на зубастую пасть).

Ребенок: – Он вокруг дома, он деревянный.

Взрослый: – Складываем метафору: «деревянный зубастик вкруг дома стоит»… Теперь меняемся ролями. Посмотри на скривленное дерево. На что (на кого) оно похоже?

Ребенок: – На бабу Ягу.

Взрослый: – Оно стоит у дома. Оно все время стоит, много лет. Складываем. «Баба Яга возле нашего дома много лет стоит».

Не гарантирую, что у вас всегда будут получаться художественные метафоры, но наверняка вы вместе откроете для себя что-то новое в известных вещах