Решить многие задачи, связанные с реализацией федеральных государственных требований нам помогает проектная деятельность.
Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Проектная деятельность является эффективным средством развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста, способствует становлению и развитию его ключевых компетентностей.
Наш проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в частности моделью герба семьи.
Проектную деятельность осуществляем поэтапно («Проблема», «Копилка», «Картотека», «Модель», «Продукт», «Презентация», «Новая проблема»).
В проекте открылись большие возможности в организации совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. В ходе работы над проектом изменяются отношения с родителями. Они начинают носить неформальный характер. Родители – не сторонние наблюдатели, а участники проекта. В оформлении предметной среды группы активно используются рабочие материалы, полученные в ходе проектно-исследовательской деятельности: картотека гербов, «Да – нетка» с гербами и другие, творческие продукты проекта – гербы семьи.
Продуктом исследования стал созданный детьми макет герба. Базовой задачей нашего проекта является формирование исследовательских и коммуникативных навыков детей.
Проект будет полезен педагогам дошкольных учреждений и начальной школы. Это попытка на основе имеющегося инструмента – алгоритма проектной деятельности – создать универсальное пособие, использовать которое можно в работе по любой из образовательных программ дошкольного воспитания. Каждый педагог может внести в проект необходимые изменения, но это удобней и быстрей, чем разрабатывать тему с нуля.
Представляем вам материалы нашего проекта «Герб семьи».
Тип проекта: смешанный (информационный, практико-ориентированный, творческий); по срокам выполнения: среднесрочный (январь-март); интегрированный (познание, экология, художественное и словесное творчество).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Руководитель проекта: С. И. Леонова
Постановка проблемы
Проект «Герб семьи» стал итоговым звеном в работе по теме «Моя семья», которая ведется мной на данной возрастной группе уже на протяжении четырех лет. По этой теме я провела много интересных, запоминающихся мероприятий совместно с родителями: «Мама, папа, я – дружная семья», «День Матери», «Цветок – ласковый лепесток» к Дню семьи и другие. Совместно с родителями, были оформлены альбомы с фотографиями: «Моя семья», «Моя родословная», «Мой цветочек».
Актуальность темы: обусловлена тем, что в современных условиях важной в обществе и государстве стала проблема воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. Метод проектов актуален и эффективен. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.
Педагогическая проблема: Дети в группе не всегда с уважением относятся к старшим родственникам, мало знают о своих родителях, бабушках и дедушках, часто стесняются своих фамилий.
Детская проблема: Мы захотели больше узнать о своей семье и о семьях других детей. Для этого мы захотели узнать, чем разные семьи отличаются друг от друга и чем каждая семья может гордиться.
Основным ресурсом в решении проблемы стал региональный компонент, краеведческая работа «Моя Родина – Карелия».
Цель проекта: формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи:
1. Формирование у детей элементарных представлений о гербе как эмблеме, символе единства (государства), духовной общности членов семьи.
2. Объединение участников проекта, родителей и детей, в рамках создания коллективной творческой работы.
3. Создание условий для проявления фантазии и творчества участников проекта. для формирования первоначальных исследовательских навыков у детей.
Ход проекта
1-й этап- оформление уголка «Моя Родина – Карелия»
На этом этапе продолжается знакомство с символами России, Карелии (гербом, гимном, флагом). В уголок поместили карту мира и Республики Карелия, компас, флаги РФ. и РК, гимн РК, иллюстративный материал о Петрозаводске, острове Кижи, о природе Карелии, модель земного шара – глобус, копилку с собранной информацией о гербах, картотеку проблемных жизненных ситуаций, игровые пособия по данной тематике, мягкую игрушку породы «далматин». Совместно с детьми были раскрыты этапы работы над проектом и помещены в поясок с помощью схем-моделей: проблема, копилка, картотека, продукт, презентация, новые вопросы. Основным ресурсом для сбора информации послужил Интернет.
2-й этап — сбор копилки гербов и ее анализ
Для того чтобы узнать больше о гербах, мы решили собрать в копилку разнообразные гербы и проанализировать их. Большую помощь в подборе материала для копилки нам оказали родители. Изучив геральдические знаки у гербов, мы сделали вывод, что каждый герб может рассказать свою историю, славные дела, изобилие и даже адрес. Чаще всего гербы украшены изображениями предметов рукотворного мира и объектами неживой и живой природы. Подробнее мы решили остановиться на изучении гербов родного края. Мы познакомились с гербом Российской Федерации, гербом Республики Карелия, гербами городов Карелии: Петрозаводска, Сегежи, Питкяранты, Лахденпохьи, Кеми, Костомукши, Лоухи. Учились ориентироваться на карте Республики Карелия и познакомились с историей и достопримечательностями родного края. Изученную информацию закрепляли в играх с использованием триз-технологий «Да – нетка », «Хорошо – плохо», «Угадай-ка», «Собери герб», «Четвертый лишний», «Найди друзей», «Пароль», «Я беру тебя с собой».
3 этап – создание картотеки. Оформление морфологической таблицы по гербам Карелии
Одновременно с созданием копилки шла работа по сбору информации для картотеки. В нее мы решили собрать игры, в которые можно поиграть всей семьей, и проблемные ситуации из жизни семьи, а также художественные произведения русских писателей и поэтов ( Л.Н. Толстой, С.Я. Маршак, А.Л. Барто и другие). Чтобы систематизировать знания о гербах и научиться «читать» информацию с модели-символа, мы решили создать морфологическую таблицу. В ней проанализировали каждый изученный герб по следующим признакам: цвет, форма, часть – целое (украшения герба), ориентировка в пространстве и запрещенные символы. В конце таблицы была выведена итоговая колонка, в которой мы обобщили весь изученный материал. Работа по таблице помогла систематизировать знания о символике, научила «читать» заложенную в них информацию, создавать схематические модели для геральдических знаков.
4 этап – модель герба. Создание герба группы «Солнечные зайчики»
На начальном этапе, было запланировано, создать собственный «продукт» – герб группы «Солнечные зайчики». В создании модели решили учитывать следующие показатели: возрастной и количественный состав группы, название группы, увлечения детей, знак Зодиака.
Описание герба: выбор формы герба – прямоугольник, символизирует союз четырех сторон (дети – мальчики и девочки, взрослые – родители и воспитатели ). Цвет герба – много ярких красок, но преобладает желтый цвет, так как он символизирует свет, тепло, процветание, богатство. Выбор цвета еще связан с названием нашей группы «Солнечные зайчики». Украшения герба – модель собаки породы далматин.
Выбор этого животного не случаен, так как дети и взрослые в нашей группе родились в год Собаки. А собака этой породы характеризуется уравновешенностью, дружелюбностью, общительностью, активностью. Эти собаки очень любят детей, легко поддаются дрессировке, послушны и не агрессивны. А еще на фоне этой собаки черные пятнышки можно легко заменить на солнечные блики, которых по количеству детей в нашей группе ровно 25.
Дети в нашей группе любят играть, рисовать, участвовать в театрализованной деятельности, о чем на гербе говорят: кисточка, мяч, бескозырка и бант. Наш детский сад называется «Березка», поэтому на бескозырке можно найти украшение из коры березы, а на ошейнике номер нашей группы и возрастной состав детей – цифра 7. Все дети у нас в группе пока еще маленькие, но яркие звездочки, о чем символизирует рамка у герба. Этот герб теперь является символом нашей группы.
Презентация герба группы «Солнечные зайчики», которую проведут дети, состоится на итоговой встрече с родителями.
5 этап – работа с родителями по созданию семейных гербов
Родители заразились интересом своих детей, и на родительском собрании было решено создать индивидуальные гербы каждой семьи. В работе учитывались следующие показатели: ассоциации о семье, профессии, обозначение фамилии, увлечения семьи, исторические корни, знаки Зодиака и многое другое. Ребенок принимал активное участие в создании герба и мог расшифровать значение каждого символа. Презентация гербов сначала прошла в группе перед сверстниками, а потом на итоговом мероприятии с родителями. Это было очень интересно, познавательно и носило обучающий характер.
6 этап – презентация проекта «Герб семьи» на итоговой встрече с родителями «Путешествие по родному краю» с использованием мультимедийной техники
На встрече дети познакомили родителей с этапами работы над проектом, прошла презентация герба группы и семейных гербов. Была выполнена главная цель проекта – по сплочению взросло-детского коллектива, созданы условия для формирования первоначальных исследовательских навыков у детей.
Об авторе: Светлана Ивановна Леонова, воспитатель МБОУ №45 «Березка», г. Петрозаводск
Подробные материалы по проекту с приложениями можно скачать здесь: