В преддверии 1 сентября мы попросили педагогов поделиться идеями о том, как провести День знаний, как сделать его запоминающимся для детей и родителей.
Своим сценарием праздника поделилась учитель лицея №17 Калининграда Светлана Геннадьевна Ефимова.
В Интернете сегодня можно найти немало интересных сценариев праздников. Используя идеи коллег, каждый учитель строит свой вариант Дня знаний. Копировать праздник, конечно, не стоит, он должен принадлежать только вам и вашему классу.
Копировать не стоит. Но имеет смысл обратить внимание на приемы, которые используются педагогами, чтобы сделать вход в школьную жизнь запоминающимся и полезным. Может быть, они пригодятся и вам.
Участие родителей. Никакие родительские собрания не заменят возможность увидеть учебный процесс своими глазами. А учитель сможет ненавязчиво расставить акценты, показать родителям, чем их детям предстоит заниматься в школе, какие могут возникнуть трудности и «подводные камни».
Сказочные персонажи. Они – частые гости на уроке в начальной школе. Нередко учитель дает детям задание от имени героя: «помогите Дюймовочке сосчитать…», «помогите Айболиту найти…», «помогите Мальвине составить слово…». А вот персонажи, которые что-то путают, портят, делают наоборот, встречаются реже. А ведь именно рядом с ними малыши смогут почувствовать себя взрослыми.
«Старшеклассники» как помощники учителя. Учителю в первые школьные дни нужна помощь, а его повзрослевшим ученикам нужна связь со своим первым учителем. Поэтому очень важно, чтобы выпускники стали помощниками. А для малышей они станут примером НАСТОЯЩИХ УЧЕНИКОВ, на которых хочется быть похожими.
Деятельность. Чем больше будет у детей возможностей сделать что-то самим, проявить себя, тем сильнее запомнится им первый школьный день.
Мостики в школьную жизнь. Праздничные задания аналогичны тем, которые дети будут выполнять в следующие дни. Например, можно познакомить детей с играми, которые планируется использоваться в дальнейшем.
Организация учебной жизни. Собрать и разобрать портфель, разложить на парте школьные предметы – как удобнее? Быстро одеться, собираясь в школу… Есть множество умений, от которых зависит комфорт школьной жизни. Надо, чтобы на это обратили внимание родители, и чтобы дети поняли, что организация школьной жизни – умение, которое взрослые высоко ценят.
Правила, обещания и клятвы. Этот раздел тоже нередко встречается в сценариях Дня знаний. Клятва ученика – звучит красиво! Только вот надо подумать, как реагировать, когда дети начнут нарушать свою клятву. Ведь клятва – это серьезно. Так или иначе, а умение принимать правила и следовать им – первое, что потребуется детям в школе. Без умения играть по правилам учеба невозможна.
Источником для ваших идей может послужить этот сценарий, а также другие сценарии, которые можно найти, посетив страницы http://www.zankov.ru/practice/outclass/ на сайте Занковского центра, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov на сайте социальной сети работников образования или на сайте газеты «1-е сентября» http://festival.1september.ru
Итак — знакомьтесь с идеями коллег и придумывайте собственные варианты.
Урок помогают проводить учителю пятиклассники (бывшие ученики)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня у вас настоящий праздник! Ребята, этот день для вас очень важный: Вы пришли учиться в школу. Школа станет для вас вторым домом. Здесь вы научитесь читать, писать, считать, решать задачи, найдёте много новых друзей. Я желаю вам удачи, успехов!
А теперь давайте познакомимся. Меня зовут (имя), я ваша первая учительница.
Я очень рада видеть вас
И, сегодня, в этот час,
Я поведу с собою вас.
За морями, за горами
Есть волшебная страна.
В ней много разных испытаний
И чудес она полна.
Мы будем путешествовать по ней много дней….
Буратино: Подождите, подождите!!! Впустите меня!!! (Буратино входит в класс)
В первый раз, в первый класс,
Поздравлять не буду вас!
Мелом доску замараю
И учиться помешаю.
Клякс в тетради понаставлю,
Без учебников оставлю!
(Обращается к детям)
— Вы зачем сюда пришли?
Дети: Учиться!
Буратино: Учиться?!
Да вы глупые совсем, в школу вам идти зачем?
Рано утром просыпаться, быстро в школу собираться,
Целый день считать, писать, рисовать, лепить, читать…
Чтоб здоровым, сильным стать, утром нужно долго спать!!!
Учитель: Буратино, кто же тебя этому научил?
Буратино: Лиса Алиса и кот Базилио. А ещё я знаю, как себя надо вести в школе. Сейчас я вас научу!
Жди, пока в твой класс случайно сам директор ваш зайдёт.
Укуси его, и сразу в тот же день из этой школы заберут тебя домой…
Учитель: Разве так себя можно вести в школе?
Буратино: А как надо?
Учитель: В школе надо соблюдать правила. А вы, дети, знаете правила поведения в школе? (Буратино садится за парту и слушает детей)
Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся, Чтобы в школе не зевать, Носом в парту не клевать! Одевайся аккуратно, Чтоб смотреть было приятно. На уроках не хихикай, Стул туда-сюда не двигай! | Учитель спросит — надо встать, Когда он сесть позволит — сядь. Ответить хочешь — не шуми, А только руку подними. Сначала подумай, потом отвечай! Не дразнись, не зазнавайся, В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей И найдёшь себе друзей! Учись писать, читать, считать Чтоб получить отметку «ПЯТЬ» |
Буратино: Ну, теперь мне всё понятно. Постараюсь хорошо себя вести в школе.
Учитель: Буратино, а ты хочешь отправиться вместе с нами в путешествие?
Буратино: Конечно! Я люблю путешествовать! Куда мы отправляемся? В какую страну?
Учитель: Нам предстоит узнать. Нужно только взять и прочитать. Внимание! Открываю! (Дети читают: «Страна знаний»)
Буратино: Ура!!! Я еду вместе с вами!!!
Учитель: Погоди, Буратино, не торопись! Надо вещи в дорогу приготовить!
Буратино: Вот, я всё самое необходимое для путешествия уже приготовил! (Достаёт из портфеля: рогатку, игрушку и т.п.)
Учитель: Но это совсем не то, что нужно!
Буратино: А что тогда надо?
Учитель: Угадай!!! И вы, ребята, тоже. (Учитель загадывает загадки, дети отгадывают)
На ноге стоит одной, крутит-вертит головой, Нам, показывая страны, Реки, горы, океаны (глобус) То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать, Называюсь я …. (тетрадь) Маленький ящик мой Я в портфель кладу с собой. Ящик этот очень мал, Называется …(пенал) Если ты его отточишь, Нарисуешь всё что хочешь: Солнце, море, горы, пляж — Что же это? (карандаш) | Я со всеми дружу. Кто писать письмо захочет, Всё, что хочет, напишу. Кто я? (ручка) Я люблю прямоту, Я сама прямая, Сделать ровную черту Всем я помогаю (линейка) Я всех знаю, всех учу. Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться. Надо грамоте учиться. (книга) Новый дом несу в руке, Двери дома – на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (портфель) |
Учитель: Ребята, как вы думаете, когда лучше собирать портфель – утром, перед школой или с вечера?
Дети: Лучше с вечера, а то можно опоздать в школу или забыть что-нибудь.
Учитель: Молодцы! Настоящий ученик должен научиться собирать портфель быстро и аккуратно. Внимание, у нас игра «Собери портфель». (В игре участвуют три ученика. По команде «Начали» они под музыку собирают портфель. Победитель награждается. Игру можно повторить).
В Страну знаний мы с вами отправимся на волшебных корабликах, которые вы сделаете сами.
(Дети обрисовывают свои ладошки, разрисовывают их, по желанию, и подписывают своими именами. Готовые ладошки вешают на доске. В это время звучит песня «Чему учат в школе»).
Но наша страна закрыта на замок!
Буратино: А у меня есть золотой ключик! (Ищет по карманам) Ой! Кажется, я его потерял!
Учитель: Ребята, давайте поможем Буратино найти ключик! (дети ищут ключик и находят его)
Буратино пытается открыть замок, но у него не получается.
Буратино: Нужно произнести какое-то волшебное слово!
Давайте попробуем разгадать его по буквам…
Для шипенья хороша В алфавите буква …(«ша» – Ш) Краб в аквариуме Ани Грозно щелкает клешнями И по стеночке идет Вправо, влево, взад, вперед. Крабу за стеклом тоска, Вот и стал он буквой… («ка» – К) Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву … (О) | Лев – он лев, он царь зверей, Потому, что всех смелей. Примеряет лев шинель, А шинель под буквой … («эль» — Л ) В море плавала акула Ела все, что в нем тонуло. К нам акула приплыла – Превратилась в букву… (А) |
(По мере отгадывания дети выставляют буквы, получается слово «Школа»)
Теперь Буратино удаётся открыть замок в Стану знаний. В класс входят жители Страны знаний (пятиклассники) и поздравляют первоклассников:
Днём осенним, тихим, свежим
На урок идёшь ты первый…
Мы желаем быть прилежным,
Любознательным, примерным!
Все предметы, первоклассник,
Знать старайся на «отлично»,
Чтобы был похож на праздник
В школе даже день обычный!
По стране знаний могут путешествовать только школьники. Сейчас вы должны принять клятву ученика. Готовы?
— Никогда не опаздывать в школу (Клянёмся)
— Быть внимательным на уроке (Клянёмся)
— Быть вежливым и не забывать здороваться с учителями (Клянёмся)
— Добросовестно готовить домашние задания (Клянёмся)
— Не получать плохих отметок (Клянёмся)
А сейчас мы послушаем клятву наших родителей.
— Детям в учебе поможем всегда! Да! Да!
— Клянемся детей не ругать никогда.
— Только слегка пожурить иногда! Да! Да!
— Мудрыми будем, как в небе звезда! Да! Да!
Учитель: Я поздравляю вас, теперь вы стали жителями Страны знаний — учениками. Там вы будете каждый день получать подарки. Но это не конфеты, не пирожные, это — ЗНАНИЯ! Я передам вам, мои дорогие ученики, все, что сама знаю, пожелаю вам быть добрыми, честными и трудолюбивыми! Итак, в путь!