образовательная среда

Как провести День знаний

картинка с сайта png2.ru

В преддверии 1 сентября мы попросили педагогов поделиться идеями о том, как провести День знаний, как сделать его запоминающимся для детей и родителей.

Своим сценарием праздника поделилась учитель лицея №17 Калининграда  Светлана Геннадьевна Ефимова.

В Интернете сегодня можно найти немало интересных сценариев праздников. Используя идеи коллег, каждый учитель строит свой вариант Дня знаний. Копировать праздник, конечно, не стоит, он должен принадлежать только вам и вашему классу.

Копировать не стоит. Но имеет смысл обратить внимание на приемы, которые используются  педагогами, чтобы сделать вход в школьную жизнь запоминающимся и полезным. Может быть, они пригодятся и вам.

  1. Участие родителей. Никакие родительские собрания не заменят возможность увидеть учебный процесс своими глазами. А учитель сможет ненавязчиво расставить акценты, показать родителям, чем их детям предстоит заниматься в школе, какие могут возникнуть трудности и «подводные камни».

  2. Сказочные персонажи. Они – частые гости на уроке в начальной школе. Нередко учитель дает детям задание от имени героя: «помогите Дюймовочке сосчитать…», «помогите Айболиту найти…», «помогите Мальвине составить слово…». А вот персонажи, которые что-то путают, портят, делают наоборот, встречаются реже. А ведь именно рядом с ними малыши смогут почувствовать себя взрослыми.

  3. «Старшеклассники» как помощники учителя. Учителю в первые школьные дни нужна помощь, а его повзрослевшим ученикам нужна связь со своим первым учителем. Поэтому очень важно, чтобы выпускники стали помощниками. А для малышей они станут примером НАСТОЯЩИХ УЧЕНИКОВ, на которых хочется быть похожими.

  4. Деятельность. Чем больше будет у детей возможностей сделать что-то самим, проявить себя, тем сильнее запомнится им первый школьный день.

  5. Мостики в школьную жизнь. Праздничные задания аналогичны тем, которые дети будут выполнять в следующие дни. Например, можно познакомить детей с играми, которые планируется использоваться в дальнейшем.

  6. Организация учебной жизни. Собрать и разобрать портфель, разложить на парте школьные предметы – как удобнее? Быстро одеться, собираясь в школу… Есть множество умений, от которых зависит комфорт школьной жизни. Надо, чтобы на это обратили внимание родители, и чтобы дети поняли, что  организация школьной жизни – умение, которое взрослые высоко ценят.

  7. Правила, обещания и клятвы. Этот раздел тоже нередко встречается в сценариях Дня знаний. Клятва ученика – звучит красиво! Только вот надо подумать, как реагировать, когда дети начнут нарушать свою клятву. Ведь клятва – это серьезно. Так или иначе, а умение принимать правила и следовать им – первое, что потребуется детям в школе. Без умения играть по правилам учеба невозможна.

Источником для ваших идей может послужить этот сценарий, а также другие сценарии, которые можно найти, посетив страницы http://www.zankov.ru/practice/outclass/ на сайте Занковского центра,  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov на сайте социальной сети работников образования или на сайте газеты «1-е сентября» http://festival.1september.ru

Итак — знакомьтесь с идеями коллег и придумывайте собственные варианты.

Урок помогают проводить учителю пятиклассники (бывшие ученики)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня у вас настоящий праздник! Ребята, этот день для вас очень важный: Вы пришли учиться в школу. Школа станет для вас вторым домом. Здесь вы научитесь читать, писать, считать, решать задачи, найдёте много новых друзей. Я желаю вам удачи, успехов!

А теперь давайте познакомимся. Меня зовут (имя), я ваша первая учительница.

Я очень рада видеть вас

И, сегодня, в этот час,

Я поведу с собою вас.

За морями, за горами

Есть волшебная страна.

В ней много разных испытаний

И чудес она полна.

Мы будем путешествовать по ней много дней….

Буратино: Подождите, подождите!!! Впустите меня!!! (Буратино входит в класс)

В первый раз, в первый класс,

Поздравлять не буду вас!

Мелом доску замараю

И учиться помешаю.

Клякс в тетради понаставлю,

Без учебников оставлю!

(Обращается к детям)

— Вы зачем сюда пришли?

Дети: Учиться!

Буратино: Учиться?!

Да вы глупые совсем, в школу вам идти зачем?

Рано утром просыпаться, быстро в школу собираться,

Целый день считать, писать, рисовать, лепить, читать…

Чтоб здоровым, сильным стать, утром нужно долго спать!!!

Учитель: Буратино, кто же тебя этому научил?

Буратино: Лиса Алиса и кот Базилио. А ещё я знаю, как себя надо вести в школе. Сейчас я вас научу!

Жди, пока в твой класс случайно сам директор ваш зайдёт.

Укуси его, и сразу в тот же день из этой школы заберут тебя домой…

Учитель: Разве так себя можно вести в школе?

Буратино: А как надо?

Учитель: В школе надо соблюдать правила. А вы, дети, знаете правила поведения в школе? (Буратино садится за парту и слушает детей)

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом в парту не клевать!

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно.

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай!

Учитель спросит — надо встать,

Когда он сесть позволит — сядь.

Ответить хочешь — не шуми,

А только руку подними.

Сначала подумай, потом отвечай!

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей!

Учись писать, читать, считать

Чтоб получить отметку «ПЯТЬ»

Буратино: Ну, теперь мне всё понятно. Постараюсь хорошо себя вести в школе.

Учитель: Буратино, а ты хочешь отправиться вместе с нами в путешествие?

Буратино: Конечно! Я люблю путешествовать! Куда мы отправляемся? В какую страну?

Учитель: Нам предстоит узнать. Нужно только взять и прочитать. Внимание! Открываю! (Дети читают: «Страна знаний»)

Буратино: Ура!!! Я еду вместе с вами!!!

Учитель: Погоди, Буратино, не торопись! Надо вещи в дорогу приготовить!

Буратино: Вот, я всё самое необходимое для путешествия уже приготовил! (Достаёт из портфеля: рогатку, игрушку и т.п.)

Учитель: Но это совсем не то, что нужно!

Буратино: А что тогда надо?

Учитель: Угадай!!! И вы, ребята, тоже. (Учитель загадывает загадки, дети отгадывают)

На ноге стоит одной,

 крутит-вертит головой,

Нам, показывая страны,

Реки, горы, океаны (глобус)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я …. (тетрадь)

Маленький ящик мой

Я в портфель кладу с собой.

Ящик этот очень мал,

Называется …(пенал)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж —

Что же это? (карандаш)

Я со всеми дружу.

Кто писать письмо захочет,

Всё, что хочет, напишу.

Кто я? (ручка)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать ровную черту

Всем я помогаю (линейка)

Я всех знаю, всех учу.

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться.

Надо грамоте учиться. (книга)

Новый дом несу в руке,

Двери дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

Учитель: Ребята, как вы думаете, когда лучше собирать портфель – утром, перед школой или с вечера?

Дети: Лучше с вечера, а то можно опоздать в школу или забыть что-нибудь.

Учитель: Молодцы! Настоящий ученик должен научиться собирать портфель быстро и аккуратно. Внимание, у нас игра «Собери портфель». (В игре участвуют три ученика. По команде «Начали» они под музыку собирают портфель. Победитель награждается. Игру можно повторить).

Фото с сайта stranamasterov.ru

В Страну знаний мы с вами отправимся на волшебных корабликах, которые вы сделаете сами.

(Дети обрисовывают свои ладошки, разрисовывают их, по желанию, и подписывают своими именами. Готовые ладошки вешают на доске. В это время звучит песня «Чему учат в школе»).

Но наша страна закрыта на замок!

Буратино: А у меня есть золотой ключик! (Ищет по карманам) Ой! Кажется, я его потерял!

Учитель: Ребята, давайте поможем Буратино найти ключик! (дети ищут ключик и находят его)

 Буратино пытается открыть замок, но у него не получается.

Буратино: Нужно произнести какое-то волшебное слово!

Давайте попробуем разгадать его по буквам…

Для шипенья хороша

В алфавите буква …(«ша» – Ш)

Краб в аквариуме Ани

Грозно щелкает клешнями

И по стеночке идет

Вправо, влево, взад, вперед.

 Крабу за стеклом тоска,

 Вот и стал он буквой… («ка» – К)

Обруч, мяч и колесо,

 Вам напомнят букву … (О)

Лев – он лев, он царь зверей,

 Потому, что всех смелей.

 Примеряет лев шинель,

А шинель под буквой … («эль» — Л )

В море плавала акула

Ела все, что в нем тонуло.

 К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (А)

 (По мере отгадывания дети выставляют буквы, получается слово «Школа»)

Теперь Буратино удаётся открыть замок в Стану знаний. В класс входят жители Страны знаний (пятиклассники) и поздравляют первоклассников:

Днём осенним, тихим, свежим

На урок идёшь ты первый…

 Мы желаем быть прилежным,

 Любознательным, примерным!

 Все предметы, первоклассник,

 Знать старайся на «отлично»,

 Чтобы был похож на праздник

В школе даже день обычный!

По стране знаний могут путешествовать только школьники. Сейчас вы должны принять клятву ученика. Готовы?

— Никогда не опаздывать в школу (Клянёмся)

— Быть внимательным на уроке (Клянёмся)

— Быть вежливым и не забывать здороваться с учителями (Клянёмся)

— Добросовестно готовить домашние задания (Клянёмся)

— Не получать плохих отметок (Клянёмся)

А сейчас мы послушаем клятву наших родителей.

— Детям в учебе поможем всегда! Да! Да!

 — Клянемся детей не ругать никогда.

— Только слегка пожурить иногда! Да! Да!

— Мудрыми будем, как в небе звезда! Да! Да!

 Учитель: Я поздравляю вас, теперь вы стали жителями Страны знаний — учениками. Там вы будете каждый день получать подарки. Но это не конфеты, не пирожные, это — ЗНАНИЯ! Я передам вам, мои дорогие ученики, все, что сама знаю, пожелаю вам быть добрыми, честными и трудолюбивыми! Итак, в путь!

  • Т. Старова

    Жаль, что этот сценарий поздновато опубликован. Сейчас уже не успеть его использовать, а в следующем году возьмем на заметку.