образовательная среда

Примерные нормы речевого развития детей

занятие с логопедом (Крохина И.Н.)Правильно ли развивается наш ребенок? Как не пропустить момент, когда нужно обратиться к специалистам?

 

Этот вопрос много раз возникал в клубе «Супербабушка», где мы обсуждаем, чем и как заниматься с внуками, чтобы помочь им развиваться и познавать мир.

По просьбе бабушек коротко расскажем о примерных нормативах речевого развития детей. ПРОСИМ ПОМНИТЬ, ЧТО ВЫВОД О НАРУШЕНИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТ!!! Нормы развития речи  сегодня достаточно условны. Главный ориентир – развитие 5-летнего ребенка. На него  и должны равняться родители. Однако, если к трем годам ребенок не начал произносить слова, имеет смысл обратиться к специалисту.

 

1 месяц – при звуках речи может перестать плакать, сосредоточиться;

1 – 3 месяца – ребенок улыбается, если к нему обращаются с речью; поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него;

1,5 – 3 месяца – гуление: произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г», постепенно появляются звуки а-а-бм-бм, блъ, у- гу, бу (гуление у всех народов одинаково);

3 – 5 месяцев – произносит гласные и согласные звуки во время гуления, появляются звуки гн-агн, ля-аля, рн и т. П.;

5 месяцев – мягкие гласные: «я» и «и» чаще в сочетании с согласным;

6 месяцев – остаются звуки только родного языка;

6 – 7 месяцев – гуление переходит в лепет, произносит одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя- дя-дя», «ба-ба-ба». Ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

7 месяцев – узнает голоса близких;

7 – 9 месяц – появляются «п», «т», «д», «н»,зубные и зубно-носовое «нг»;

8 – 9 месяцев – реагирует на свое имя;

8 – 11 месяцев – начинает понимать слова и жесты, подражает звукам речи взрослых;

9 месяцев – хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами;

9 – 10 месяц – появляются «в», «ла», «с» и очень отчетливо «к» и «г».  Позже всего появляются шипящие и свистящие звуки; появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова, соответствующие лексической системе данного языка;

10 — 11 месяцев – прислушивается к речи, музыке, понимает названия отдельных предметов, поворачивает к ним голову, может показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;

11-13 месяцев – появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»;

12 месяцев – словарь из 5 – 9 слов, появляется звук «о»;

1 год и 6 месяцев – может произнести 20 – 50 слов, «говорит на своем языке» – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.

1 год 8 месяцев – 1 год и 10 месяцев – активно произносит двусложные слова «тетя», «кися» и два слога их трехсложных слов («синя» – машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места;

2 года – понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;

2 года – 2 года 2 месяца – говорит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке». Словарь ребенка состоит 50 – 200 слов;

2 года 2 месяца — 2 года 6 месяцев — Произносит простые предложения из трех — четырех слов. Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.

2 года 6 месяцев – словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3 – 5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л.;

3 года – повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает, кто он, – мальчик или девочка. Правильно использует множественное число, правильно использует местоимения «я», «ты», «он». Выдумывает забавные словечки и выражения. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст. Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000 слов;

3 – 4 года – различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Появляются вопросы «почему?», «когда?». Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё. Может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов;

4 года – должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц. Исчезает смягчённое произношение согласных. Словарь 1600 – 2000 слов;

4 – 5 лет – употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы;

5 лет – использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Словарь 1900 – 2200 слов.