Отреставрированную копию черно-белой ленты 1925 года в сопровождении российско-норвежского квартета можно посмотреть в кинотеатре «Калевала». Начало в 19 часов.
«Варьете» – самая успешная режиссерская работа Эвальда Андре Дюпона. Фильм – о предательстве, полетах под куполом цирка и …тоске. Фильм-концерт уже посмотрели в Мурманске и Апатитах, всего он побывает в шести городах России.
В январе 2016 года на Международном кинофестивале в Норвегии музыканты создали новое звуковое прочтение кинокартины. Перед показом в Петрозаводске музыканты поделились впечатлениями от тура с журналистами.
Петрозаводчанка Ольга Гайдамак (вокал, звуковые эффекты) призналась, что музыка занимает все время – на хобби не остается.
– Вся жизнь – работа, нет ни выходных, ни отпусков. И погружение в профессию настолько сильное, что если потеряешь что-то, обратно не вернешь.
По словам норвежского музыканта и композитора Ховарда Люнда (бас-кларнет, музыкальный руководитель), благодаря Ольге в фильме-концерте много русской музыки.
– С вдохновением, которое дает этому проекту Ольга, получается так, что я чувствую русскую музыку – Чайковский, Стравинский, Шостакович. Но перед тем, как создавать музыку, сначала надо проанализировать и понять произведение. Каждый раз, когда смотришь фильм, открываешь что-то новое. Например, мое отношение к героине изменилось. Я смотрел на нее как на жертву. А потом понял – она сумасшедшая и сама во всем виновата.
Но делиться личным мнением о фильме и создавать спойлеры музыканты не стали – после просмотра каждый зритель самостоятельно сделает выводы..
– Бывает, самое трагичное место, а публика начинает смеяться, – говорит музыкант из Швеции Сванте Хенрисон (виолончель). – И что мы тут должны делать? Разница культур чувствуется.
– Скорее разница времени. Повествование медленное, – добавляет Ольга, – Но и то время, когда создавалась эта картина, было медленнее, чем сегодня. Всё было подробно. Мы стараемся погрузить зрителя в другой ритм жизни. Если нам это удается, то тогда картину смотреть не тяжело. Главное просто притормозить. Важно, чтобы человек приостановился и проникся проблемой сегодняшней, но через призму того времени.
По мнению Ховарда Люнда и Сванте Хенрисона, ритм создает музыка: «Это сильный элемент повествования. Если бы мы захотели, мы бы сделали этот фильм комедией. Но мы чувствуем его как трагедию».
– Этот фильм действительно шедевр кинематографа, – считает Ольга. – В нем играют звезды того времени – это стоит того, чтобы его увидеть.
Состав музыкантов тоже звездный. Сванте Хенрисона приняли в главный филармонический оркестр Осло еще подростком, в 2015 году признали лучшим скандинавским музыкантом года. В России музыкант до этого не был, и побывать здесь впервые ему интересно. А Ховард Люнд записал несколько студийных альбомов и помогает окружающим:
– Разумеется, все наши даже обычные человеческие интересы связаны с музыкой. Но я стараюсь развивать и улучшать общество. С помощью музыки, своих идей и проектов. До того доулучшал и доразрабатывал, что сейчас построил маленький дом культуры на берегу моря.
– А во мне много ребячества, – говорит музыкант и продюсер,Аре Симонсен (электроника), который сотрудничал с крупнейшими норвежскими артистами. – Большую часть времени я сижу в подвале, делаю какие-то звуки и радуюсь этому. Наверное, это описывает меня как человека.