Здесь же 13-19 марта состоится Всероссийская школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства. Школа приглашает к участию всех заинтересованных людей.
Название конференции — «Наука — это клёво!» — очень точное: после двух часов работы никто из присутствовавших не торопился покидать кабинет — работы участников оказались и интересными, и доступными для осмысления.
Как рассказала «Лицею» Маргарита Мартынова, учительница информатики школы №1 поселка Шуя, на подготовку конференции ушло два месяца.
— Наша школа участвует в программе «Школьная лига РОСНАНО». Это образовательная программа, ее цель — продвижение в школах России идей по развитию современного образования, в первую очередь естественнонаучного. Для проведения конференции Школьная лига предложила темы, они оказались интересными для десятиклассников. Юля Пивень, Ира Амозова, Настя Клименок, Лиза Петрова, Кристина Максимова, Юля Гудина, Арина Аблялимова, Роксана Бламберус и одиннадцатиклассница Оля Масаева принялись за работу и через два месяца представили на суд зрителей, ученикам восьмых классов, увлекательные научные проекты.
Восьмиклассники и гости школы — студенты педколледжа из Петрозаводска — провели интерактивную игру для всех собравшихся. Школьники — с педагогами из Бесовца и Мелиоративного.
— Мне понравился выбор тем, которые были понятны и интересны тем, кто ими занимался, и слушателям, — поделилась своими впечатлениями Наталья Прутова, социальный педагог, психолог, учитель истории и классный руководитель школы № 44 гарнизона Бесовец. — Особенно запомнилась работа Роксаны Бламберус, она рассказала о научном объяснении окружающих нас явлений. Ребята узнали, что яблоко темнеет не из-за того, что в нем много железа, узнали, почему во время морозов появляются узоры на окне. Казалось бы, простые явления, но научное объяснение им знают не все.
Перед конференцией в школе провели опрос среди ребят среднего звена и выяснили, что школьники интересуются наукой, знакомы с именами ученых.
— Мои ученицы попытались доказать, что и в школе можно и нужно заниматься наукой. Не просто запоминать формулы и физические законы и забывать их после контрольных и экзаменов, а проводить собственные исследования, опираясь на научные факты, — рассказывает Маргарита Мартынова. — Уверена, результаты своих наблюдений помогают понять, как устроен мир. Было приятно видеть, что ребята-восьмиклассники отвечали на вопросы, комментировали, слушали внимательно, а когда закончился фильм о предсказаниях фантастов, выкрикнули огорчённо: «И всё? А что так мало?».
На следующий день восьмиклассники на уроке говорили о представленных проектах.
— И тут я понимаю: понравилось, тронуло! — говорит Маргарита Мартынова. — Значит, цель достигнута! Значит, будем продолжать! Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и достичь поставленных целей.
Ежегодно 17 января в мире отмечают необычный праздник – день детских изобретений. Интересно, что датой праздника выбран день рождения известного американского политика Бенджамина Франклина. В отрочестве он прославился на всю округу своими изобретениями. Изобрел ласты для плавания, когда ему было 12 лет, позже получил патент на кресло-качалку и предложил обозначения «+» и «-» для электрически заряженных состояний.
Пластилин, меховые наушники от холода, снегоход, шрифт Брайля, игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом, батут, мороженое фруктовый лед, лекарство от икоты, средство для безболезненного снятия бинтов, новый способ печатной графики и даже устройство для слушания музыки слабослышащими людьми — таков неполный перечень изобретений, сделанных детьми. Так кто сказал, что наука — это скучно?
Фото Марии Голубевой