Запустить с 2020 года программу «Земский учитель» предложил президент Владимир Путин. Единовременную выплату в 1 миллион рублей будут получать педагоги, которые захотят переехать в села и малые города. Что думают о программе педагоги Карелии?
Нина Коренькова, директор Шокшинской средней общеобразовательной школы Прионежского района: «Будут вкладывать свой миллион рублей в покупку жилья в городе»
— Программа «Земский учитель» — это аналог уже существующей программы «Земский доктор». Безусловно, отчасти она решит проблему нехватки педагогических кадров на селе. Но есть и опасения, что после необходимой отработки большинство педагогов вернутся в город. Как и врачи, они будут вкладывать свой миллион рублей в покупку жилья в городе. Чтобы этого не происходило, необходима комплексная программа развития села. И тогда будут оставаться специалисты, возвращаться выпускники.
(Опубликовано в «Учительской газете»)
Виктор Кнодель, учитель начальных классов школы №38, Петрозаводск: «Программа привлечет молодежь в село»
— Тема переезда в село для меня актуальна, как никогда. Работа в сельской школе привлекает меня возможностью реализовать свои идеи. Их можно осуществить и в городе, но куда лучше, когда в классе 15 человек, а не 30. Немаловажную роль играет то, что в большинстве сел предоставляют жилье и компенсируют коммунальные расходы.
Меня очень обрадовала новость о программе «Земский учитель». Получив один миллион рублей, можно приобрести или начать строить свой дом. А для мужчины это одна из главных целей в жизни. Думаю, данная программа привлечет молодежь в село, не только даст жизнь многим школам, но и в целом будут способствовать улучшению демографической ситуации.
(Опубликовано в «Учительской газете»)
Валентина Либерцова, учитель русского языка и литературы, много лет работала в Ильинской средней школе Олонецкого района: «В Карелии педагогов изгоняют из уютных сельских школ»
— А у нас в Карелии разве на селе не хватает учителей? Напротив, активный процесс оптимизации сокращает рабочие места, изгоняет педагогов из уютных сельских школ, пополняет ряды безработных, создаёт очереди. У нас в Олонецком районе по крайней мере так! Разве я ушла бы из своей школы, если бы моим ученицам, последовавшим моему примеру, не грозила эта самая безработица сразу после вуза?! А если ещё в наши сёла — в деревнях школ уже нет! — кинутся за миллионами толпы столичных выпускников, куда деваться местным кадрам? Мне кажется, Путину следует изучить опыт правительства и Минообразования Карелии, тогда можно и миллионы сэкономить, и проблему решить.
А что касается профессии «земский учитель», то тут неплохо бы изучить вопрос и как-то продумать подготовку, и профессиональный статус, и многопрофильность. А если миллион, то сразу и в руки — на жильё, на личный транспорт, на селе общественного уже практически нет, на интернет, методические пособия, подписку, одежду, наконец, резиновые сапоги там, где дорог нет. Коммуналка на селе тоже раз в 6 дороже, чем в городе, у нас пока льготы сохраняются, а где их нет — тяжко. Но можно ведь миллион потратить и через год уехать? А проблемы не прекратятся.
Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия: «В земские учителя не должны попасть случайные люди»
— Вызывает симпатии и несколько обнадёживает, что проблемы сельской школы беспокоят, что их пытаются решать на высочайшем уровне. Что не отказывают российской деревне в её праве быть и даже поддерживают её право жить.
Желающие в сельские педагоги вполне могут найтись. Примеры у нас в республике есть (Таунан, Шокша, Элисенваара и др.). Приезжают в карельскую сельскую даль горожане и даже жители иных, вполне благополучных стран, по разным причинам и на разные сроки, но всегда с намерениями и свою жизнь отладить во времена беспокойные, и сельчанам помочь. Кто-то принимается селом, проникается и приживается, а кому-то это не удаётся. Их истории до деревни и сейчас достойны отдельного рассказа.
В проекте волнует иное. Ожидается, что его делателями будут люди особого склада – по натуре альтруисты, кто поедут «за идею». Однако стимул «в миллион» провоцирует иную мотивацию — меркантильную… и позицию временщиков. Ещё одна провокация – это потенциальность обид учителей-односельчан, которые живут и работают в глубинке без особых преференций. Их становится меньше, но такие пока есть.
Чтобы не случилось «хотели как лучше, а получилось как всегда», нужно до парадных рапортов о выполнении государственного задания очень хорошо поработать. В «земские» не должны попасть случайные люди, тем более неудачные профессионалы. В этом отношении положительно отмечаю отмену возрастных ограничений. Нужно, чтобы новый учитель не «отбывал» или «отрабатывал», а обогащал образование сельских детей и взрослых, чтобы он стал явлением для всего села. А сельской школе надо дать право на выбор претендентов.