Михаил Щетинин родился в 1944 году в Кизлярском районе Дагестанской АССР. Он выпускник Саратовского педагогического института.
В 1994 году Михаил Щетинин создал экспериментальную школу-интернат в посёлке Текос Краснодарского края. В этом году школу закрыли, что вызвало возмущение представителей образовательной общественности. Академик РАО, педагог-новатор Шалва Амонашвили в сентябре 2019 года обратился с открытым письмом к министру просвещения Ольге Васильевой в защиту Школы Щетинина:
«При советской власти Школа Щетинина прошла голгофу от разгромов до возрождения, она выстояла. Не менее сложные испытания пережила она в условиях становления новой государственности. Они были сверх понимания для здравого смысла: школа не финансировалась государством в течение ряда лет, но она выжила; не имела нормальной материальной базы, но собственными силами, с участием учеников и при поддержке общественности были построены образовательные и жилые корпуса, библиотека, читальный зал, столовая, кухня, опять-таки без всякого финансирования со стороны государства; криминальные силы старались отобрать территорию, потому подожгли один из корпусов, и ученики и учителя во главе со своим руководителем перенесли этот удар. (…) Я абсолютно уверен, что предпринимается попытка окольными путями вообще прекратить работу этой школы, которая становится головной болью для некоторых чиновников». Никакой реакции на письмо не последовало.
Академик РАО Александр Асмолов написал: «Его преждевременный уход из жизни на совести тех, кто устроил жесточайшую травлю народного новатора народной педагогики, тех, кто третировал его Школу».
От редакции «Лицея»
В середине 80-х Михаил Щетинин, имя которого после публикаций о гонимом педагоге-новаторе в «Литературной газете» было широко известно, приезжал в Петрозаводск, встречался со студентами педагогического института. Его идея новой школы с учением без принуждения, сотворчеством учеников и педагогов воодушевляла студентов, вызывала жажду работать, не бояться экспериментировать.
Михаил Щетинин дал интервью сотрудникам республиканской газеты «Комсомолец», среди которых была редактор интернет-журнала «Лицей» Наталья Мешкова. Запомнились его внимательный взгляд, синие-синие глаза, мягкая манера общения, а главное, как он отвечал: не вещал, не обличал архаичные порядки, а рассуждал, почему школа должна измениться, аргументировал свою позицию. Тогда Щетинин еще только мечтал создать школу будущего, какой впоследствии стал его лицей в Краснодарском крае.
В 1986 году появился манифест «Педагогика сотрудничества». Создали его семеро видных педагогов: С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, В.А. Караковский, Е.Н. Ильин и Ш.А. Амонашвили и М.П. Щетинин.
Благодаря манифесту российское образование раскрепостилось, появились инновационные школы, в том числе и в Петрозаводске, новаторов не гнобили, более того — им создавали условия для работы. Всё стало сворачиваться с началом 2000-х.