На съезде сельских учителей России карельских делегатов поразили школы Белгородской области: «В отличие от педагогов их школ наши работают практически на голом энтузиазме».
Карельские педагоги стали участниками IV Всероссийского съезда сельских учителей «Сельская школа как фактор развития сельских территорий».
Подобные выезды в разные регионы России на форумы, съезды и встречи педагогов — один из способов для участников Ассоциации сельских школ Карелии поддерживать себя в тонусе, поделиться собственными находками и увидеть опыт коллег.
Участниками съезда от Карелии стала небольшая делегация республики, возглавила которую Наталья Кармазина, первый замминистра образования Карелии.
Впечатлениями о поездке в Белгород поделилась Марина Вдовина, директор основной школы поселка Кепа Калевальского района Карелии. На вопрос о том, почему решилась отправиться на съезд, Марина Анатольевна отвечает:
— Надеялась прежде всего познакомиться с новыми людьми, завязать полезные контакты. Например, как создать сайт «Бессмертный полк» нашей школы, мне подсказал один из делегатов съезда. Обменялась контактами с Маргаритой Миновой. В Красноярском крае она заведует лабораторией по внедрению коллективного способа обучения, который реализуют и в Карелии. Эту технологию планируем попробовать и в нашей школе.
Было интересно увидеть сельские школы богатого региона, каким является Белгородская область. Впечатления такие — как будто в другой стране побывала. Фантастика! Не школы, а дворцы, оборудованы всем необходимым — и даже больше! Если честно, позавидовала…
— Что еще запомнилось?
— В первый день съезда работали тематические площадки. Я была участником разговора «Критерии сохранения малокомплектных сельских школ». Запомнилось выступление директора Чуевской школы Белгородской области Александра Миронова. Он высказал мысль, что критерии — это не лезвие, по которому нужно отсекать несоответствующие критериям школы, а маяки, к которым нужно стремиться. И еще: маленькие сельские школы должны решать свои проблемы не в одиночку, а с помощью педагогического сообщества. Были и другие интересные выступления. Были и спорные. Не совсем приняла опыт пензенских школ по проекту «Культурный дневник», но опять-таки позавидовала, какие финансы тратит Пензенская область на реализацию программ по развитию культурного потенциала своих детей.
— Какие школы вы увидели?
— Побывала в двух школах: сельской школе села Бессоновка со школьным духовым оркестром — в составе только мальчики — и насыщенной внеурочной деятельностью. В школе созданы лаборатории, в том числе по 3D-моделированию, робототехнике, танцевальный коллектив, кукольный театр, изостудия.
Вторая образовательная организация, которую и просто школой назвать нельзя, — «Алгоритм успеха». Цифровая школа, в которой дети со второго класса занимаются по электронным учебникам. Об этой школе говорить можно бесконечно! Лучше её увидеть.
Второй день съезда проходил в школе поселка Дубовое. Выступления были оптимистичными. Сельская малокомплектная школа должна и будет существовать. Особое внимание необходимо уделять сельскому учителю — так можно резюмировать выступления, обсуждения второго дня.
— Применим ли опыт Белгородской области к республике Карелия и другим регионам?
— Оснащению школ в Белгородской области можно только позавидовать. В отличие от педагогов этих школ наши работают практически, что называется, на голом энтузиазме. Но какие-то программы, технологии, идеи, безусловно, можно использовать и в школах Карелии. В целом впечатлений очень много, и стройного видения прошедшего съезда еще не сложилось.
— Какие идеи показались вам важными?
— Для себя записала несколько понравившихся мыслей, цитаты из выступлений представителей Министерства просвещения РФ, руководителей министерств и управлений образования разных российских регионов, директоров школ и рядовых педагогов, на которые я обратила внимание:
— Учитель – ключевая фигура в сохранении сельской школы; сохранение сельской школы – в поддержке учителя.
— Дошкольные группы и начальная школа должны находиться для ребенка в шаговой доступности.
— Уклад жизни сельской школы – нематериальная ценность нашего образования.
— Глубинка сохраняет национальную идентичность.
— Сельские школы должны объединяться для решения насущных проблем, в том числе кадровых. Руководитель маленькой сельской школы не должен решать свои проблемы без помощи педагогического сообщества.
— Критерии сохранения сельских малокомплектных школ – не лезвие, по которому отсекают несоответствующие школы, а индикаторы, маяки, к которым должны прийти школы, в том числе и при всесторонней помощи извне.
— Нарушение — это когда льготы по оплате электроэнергии, квартплата и т.п. учитываются при подсчете среднего заработка педагога (Лилия (Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре).
— Рабочая программа, тематическое планирование, классный журнал и ученический дневник – только эти четыре документа должен вести учитель (министр просвещения РФ Ольга Васильева).
— Сельская школа – это народная школа. (Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский).
В феврале, как рассказала исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия Зинаида Ефлова, учителям сельских школ коллеги расскажут о поездке в Белгород. Традиционно на эти числа запланирован День сельской школы. Сейчас представители Ассоциации готовятся к проведению конкурса педагогических работ «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: Территория детства». Напомним, в Карелии ждут материалы, посвященные сельской школе, авторов и педагогических коллективов всех регионов России. Лучшие тексты будут опубликованы в сборнике.
Фото из личного архива Марины Вдовиной