Новости, Образование, Учитель

В Карелии оклады педагогов почти в два раза ниже МРОТ

Фото: delosmi.ru
Фото: delosmi.ru

Карелия вошла в список 60 регионов России, в которых оклады педагогов ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда), размер которого 12130 рублей. В нашей республике базовый оклад — 6600 рублей.

Профсоюз «Учитель» исследовал региональные постановления об оплате труда работников бюджетных образовательных организаций и выяснил, что размер базовых ставок педагогов по регионам распределён так:

  • 4 региона — менее 5 000 рублей
  • 13 регионов — от 5207 до 7497 рублей (в Республике Карелия 6600 рублей)
  • 26 регионов — от 8005 до 9966
  • 17 регионов — от 10 010 до 12 046

 

От редакции «Лицея». Наши читатели уже после публикации материала сообщили нам, что по Республике Карелия данные устаревшие. Например, в Петрозаводске оклад — 10500. Это тоже меньше МРОТ, но все же не в два раза.

***

Самыми бедными оказались педагоги в Карачаево-Черкесии, Еврейской автономной области и на Алтае, а самые богатые учителя живут в Москве, Магаданской области и на Сахалине.

Базовая ставка зарплаты (базовый оклад) — это установленный региональными властями минимальный учительский оклад без надбавок за категорию, стимулирующих выплат и доплат за увеличенную нагрузку. Поэтому он теоретически может быть ниже федерального МРОТ, который составляет 12 130 рублей. 

Познакомиться со всем перечнем регионов и постановлений можно здесь.

Реальные зарплаты учителей, конечно, выше окладов. «Базовые оклады — это как в коммерческих фирмах, когда у работников 30% оклад, а остальная зарплата формируется из различных премий и надбавок, — объясняет оргсекретарь профсоюза „Учитель“ Ольга Мирясова. — При этом каждый регион самостоятельно устанавливает систему оплаты труда, придумывает свои надбавки и стимулирующие выплаты».

Подавляющее большинство учителей не может получать зарплату ниже МРОТ, потому что в таком случае работодатель нарушит закон. Из-за этого, говорит Мирясова, работодатели с помощью различных надбавок и стимулирующих выплат дотягивают работников до минимальной заработной платы, а сами учителя берут полуторные и двойные ставки (то есть вместо 18 уроков в неделю ведут 24 или 36).

«Бывают надбавки за стаж, разные квалификационные выплаты, за работу на Крайнем Севере или в сельской местности. Где-то учитель на автобусе ездит с детьми, довозит их в качестве сопровождающего, у него за это надбавка. Или 0,25 ставки могут назначить, например, за подработку в школьной библиотеке. Есть внеурочка — занятия за рамками учебных программ, необязательные для учеников. В итоге зарплата в бедных регионах может вырасти до, допустим, 20 000 рублей, но это если педагог очень плотно работает», — объясняет Мирясова.

Деньги появляются по команде

Проблема с зарплатами учителей решается медленно. В 2019 году Госдума единогласно приняла специальное постановление, которое требует от правительства установить дорожную карту по повышению базовых окладов педагогов до 70% от средней зарплаты по региону. Однако во время обсуждения бюджета «Единая Россия» оказалась единственной фракцией, проголосовавшей против поэтапного поднятия базовой ставки.

В Госдуме сейчас находятся два законопроекта, направленные на повышение оплаты труда учителей. Первый, разработанный депутатами Госдумы ещё в 2018 году, предлагает приравнять базовую ставку педагога к двум МРОТ. С аналогичной инициативой выступал профсоюз «Учитель». По словам Мирясовой, закон необходим для того, чтобы у учителей была нормальная гарантированная часть зарплаты, ведь все надбавки и стимулирующие выплаты могут быть сняты в любой момент и педагог останется на окладе ниже МРОТ.

Второй законопроект предлагает приравнять базовую ставку учителя к средней по России и региону.
Оба проекта, по словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по науке и образованию Олега Смолина, подвергаются критике как со стороны правительства, так и со стороны «Единой России».

«Законопроект, который приравнивает базовую ставку к двум МРОТ, несколько раз переносили, против него высказалось правительство и профильный комитет, его поддержала федерация независимых профсоюзов России, но с оговоркой, что это надо сделать не только для учителей, но и для других представителей интеллигентных категорий бюджетной сферы», — рассказал Смолин «Открытым медиа».

«Нам откровенно говорят: вопрос очень важный, но где деньги, Зин? Деньги появляются только когда приходит команда сверху. Десять лет назад мы предложили за счёт федерального бюджета ввести надбавку за классное руководство. И только в этом году идея реализована, после того как это объявил президент. Деньги сразу нашлись. Госдума принимает только те законы, которые инициированы правительством, а ещё лучше президентом», — сетует депутат Смолин.

При этом в 2019 году Конституционный суд, разбирая жалобу сотрудника техникума, чей оклад был меньше МРОТ и дополнялся за счёт стимулирующих выплат и надбавок постановил, что оклады работников не должны быть меньше МРОТ.

«Каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей)», — следует из решения КС. Несмотря на то, что суд признал незаконность базовой ставки ниже МРОТ, никаких изменений в окладах учителей после этого решения не последовало.

Автор: Дмитрий Никитин

Источники: Профсоюз «Учитель»Открытые медиа