В Карелии прошла премьера нового фильма по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
— В этом кино не едят. Это кино военное. Надо проявлять уважение к тем, кто воевал, — слева от меня бабушка объясняет внуку правила поведения в кинозале.
В минувшее воскресенье прошёл предпоказ картины Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам и бывшим узникам концлагерей. Новый фильм со старым сюжетом снят по мотивам одноименной повести Бориса Васильева и приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Актриса Анастасия Микульчина (Рита Осянина в фильме) приехала на премьеру в Петрозаводск и поделилась своими надеждами перед показом:
— Надеюсь, вы уйдёте просветлёнными и с желанием совершить подвиг. Пусть не в масштабах страны, но в масштабах личности. Надеюсь, посмотрев фильм, вы увидите, что снимали его для вас. У создателей была одна ответственность – это ответственность перед вами, дорогие ветераны.
Анастасия отметила красоту карельской природы и радушие местных людей и от лица всей съемочной группы поблагодарила всех, кто помогал в съемках.
Гаснет свет, начинается фильм. Выученные наизусть фразы, реплики героев, жизнь зенитчиц до войны – всё это знакомо по книге и прежней киноверсии. Однако нельзя сравнивать фильм Рената Давлетьярова с фильмом Станислава Ростоцкого: два разных видения одного и того же сюжета. Не думайте, что в новом фильме всё по-другому. Нет. Современный взгляд не разочаровал многих зрителей. Порой не удавалось сдерживать слёзы.
Ренат Давлетьяров по сравнению со Станиславом Ростоцким уделяет больше внимания рассказу о довоенной жизни девушек-зенитчиц, до момента их присоединения к отряду старшины Васкова. Показывает их земное счастье, но показывает и войну, подобно танку сметающую всё на своем пути, разрушая все мечты и планы. Это помогло Ренату Давлетьярову добавить в экранизацию больше драматизма и эмоциональности. Сложно было не заметить слез зрителей, впервые увидевших эту картину, слез ветеранов, изредка вытирающих их своими платками. Уж очень трогательным и проникновенным оказался фильм.
— Я бы не хотела говорить, до сих пор под впечатлением, мне очень трудно… Фильм очень тяжелый, все время слезы в глазах. Фильм значимый, в нем есть образ женщины, которая несет жизнь. Наверное, у режиссера есть в семье люди, пережившие войну… В фильме всё близкое нам, живущим в Карелии, — скалы, озера…
По окончании фильма оказалось трудно добиться от зрителей подробных комментариев: впечатления очень сильные, говорить трудно. Но все сошлись на том, что фильм сильный, достойный, хороший как для молодежи, так и для старших поколений.
На пресс-конферениции мы спросили Анастасию Микульчину: как ей было играть сцену в болоте?
— Нам всем купили гидрокостюмы, но мы их ни разу не меряли, — ответила актриса. — В итоге они никому не подошли. Гидрокостюм только усложнял существование в болоте. Я от него отказалась, поэтому весь день провела в этой жиже. Непросто было, потому что это форма. Я вообще не понимаю, как в ней воевали. Мне всегда казалось, что она от функционала какого-то идёт, от удобства, но эта форма продувается. Когда намокает, становится очень тяжелой. Эти шинели, которые у нас были, просто стопудовые, особенно когда намокали. Рюкзаки были набиты настоящим скарбом. Нам хотели реквизиторы их облегчить и просто сделать объемными, но это было невозможно. Когда они легкие, всплывают, поэтому они у нас действительно тяжелые. Ну и плюс оружие еще в руках. Было непросто. Но самое неприятное даже не жижа и не то количество микроорганизмов, которое там гниёт веками, а то, что ты идёшь… идёшь… идёшь и вечно натыкаешься на поваленные деревья с торчащими сучьями и ветками, а ты их не видишь, потому что вода мутная, но все время натыкаешься ногами. Довольно опасно всё это было.
26 апреля в Центре культуры «Премьер» прошло два киносеанса фильма «А зори здесь тихие…». После киносеансов в память о героях Великой Отечественной войны зрители запустили в небо светящиеся воздушные шары.
Айтадж Чирагова,
Александр Кокорин,
студенты ПетрГУ
Фото Министерства культуры РК