Хроника

В Карелии может появиться уполномоченный по правам коренных малочисленных народов

Алексей Цыкарев рассказал в совете ООН по правам человека об  инициативах карельских общественников.

Член Совета представителей карелов, вепсов и финнов при Главе Республики Карелия Алексей Цыкарев, назначенный весной членом Экспертного механизма ООН по правам коренных народов, принял участие в 24-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве.

Алексей Цыкарев (в центре) в Женеве

 

В течение двух дней представители государств, агентств ООН и коренных народов обсуждали вопросы соблюдения и поощрения прав коренных народов. Состоялась дискуссия, посвященная подготовке Всемирной конференции ООН по коренным народам, которая состоится 22–23 сентября 2014 года в Нью-Йорке.

Всемирная конференция подведет итоги II Международного десятилетия коренных народов мира. Российская Федерация стала первым государством-членом ООН, сформировавшим национальный оргкомитет по подготовке и проведению в Российской Федерации II Международного десятилетия, в регионах традиционного проживания коренных народов, в том числе в Республике Карелия, были созданы региональные оргкомитеты.

Алексей Цыкарев провел консультации с представителями российской дипмиссии в Женеве, дипломатами Финляндии, Эстонии, Европейского Союза, Литвы, Румынии и Гватемалы. Целью неформальных консультаций стала координация усилий экспертов ООН, государств и коренных народов в деле защиты прав коренных народов. Карельский общественник рассказал коллегам о положительных практиках, существующих в России, в частности, введении в ряде регионов института уполномоченного по правам коренных малочисленных народов. Обсуждается введение этого института и в Карелии.

Алексей Цыкарев также обсудил с дипломатами две инициативы, предложенные коренными народами Карелии: возможность организации Дней финно-угорских народов в ООН и перевода Декларации ООН о правах коренных народов на финно-угорские языки. Представитель Карелии продемонстрировал перевод Декларации на карельский язык. Обе инициативы получили высокие оценки собеседников.

Алексей Цыкарев пригласил коллег-экспертов принять участие в Конференции финно-угорских народов между Всемирными конгрессами, которая состоится в Петрозаводске в сентябре 2014 года.

  • Олег Гуреев

    [quote name=»Алексей Цыкарев»]

    … а то и вовсе негласный запрет на карельский язык привели к тому, что трудными усилиями приходится восстанавливать интерес к языку и преодолевать страх говорить на нем, не говоря уже о том, что естественная передача языка уже абсолютная редкость в Карелии.
    [/quote]

    Ну, здесь Вы ошибаетесь. Есть «Nuori Karjala», успешно, много и замечательно продвигающая карельский и вепсский язык. Есть Национальный Театр, играющий на карельском (между прочим, многие из актеров этого театра являются носителями языка). Есть ЦНК, о котором, думаю, Вам также хорошо известно. О каком страхе Вы говорите? Что-то ни разу не видел никакого страха ни у Наташи Антоновой, ни у кого-либо ещё. И это очень хорошо!

  • Титова Марина

    И еще, Алексей: что Вы имели в виду, говоря «Сейчас идет очень трудный и болезненный процесс восстановления и сохранения, и без мер позитивной дискриминации не обойтись на этом этапе»? Что это за меры «позитивной дискриминации», не могли бы пояснить?

  • Титова Марина

    «Вы считаете несправедливым, что карелы и вепсы (как правило, в общинах коренных народов в местах их компактного проживания этим пользуются и другие местные жители) должны иметь право ловить рыбу и охотиться, не конкурируя при этом за рыбопромысловые участки и охотугодия с бизнесом? Вы считаете справедливым, что карельские предприятия, работающие в Карелии, потребляющие местные ресурсы и наносящие урон карельской экологии, платят налоги в других регионах?»
    Алексей, я считаю справедливыми советскую систему хозяйствования и советскую систему демократии — они позволяли всем местным жителям (независимо от национальности) ловить рыбу и охотиться в местах их проживания и не создавали проблем с уводом налогов в другой регион.
    «Россия воздержалась, но в последнее время говорится на высоких трибунах о национальной политике в духе Декларации» — и дальше будем говорить о соблюдении духа Декларации (не отступая от истины при этом, между прочим!), а вот присоединяться ли к букве Декларации — большой вопрос: во благо ли оно?
    «Никогда не соглашусь с тем, что мы должны смириться со смертью языка и культуры. Мы должны бороться до последнего, потому что это отдельный мир, это традиционные знания, это целая отдельная вселенная, если хотите» — целиком и полностью Вас в этом поддерживаю: я за то, чтобы сохранялись все языки и культуры нашей многонациональной страны. Именно НАШЕЙ СТРАНЫ, без всякой утраты её суверенитета и территориальной целостности.
    «И как раз так воспеваемая Вами национальная политика Советского Союза привела к такими трагическим последствиям» — да бросьте, Вы, Алексей! Не хуже меня знаете, что трудности с карельским языком не советской властью порождены: 4 диалекта карельского языка настолько разнятся, что их можно считать отдельными языками. Поэтому и были сомнения — какой язык лучше — карельский или финский подойдет в качестве официального. А вот несомненная заслуга советской власти в развитии карельского языка в том, что в самые трудные и голодные годы индустриализации и подъема всего хозяйства из разрухи был создан НИИ (1930г.) по изучению карельского языка, и было создано 2 новых варианта карельского алфавита — на латинице и кириллице. Одно это доказывает, что советское государство заботилось о сохранении и развитии карельского языка.

  • Алексей Цыкарев

    Уважаемая Марина!

    Я бы не хотел углубляться в противоборство с Вами на страницах разных Интернет-ресурсов. Однако некоторые вещи я бы хотел прокомментировать.
    Во-первых, перевод Декларации не преследовал целью обработку чьих-то мозгов. Поверьте, искать во всем заговор, это путь, ведущий в никуда. Единственной целью перевода было продемонстрировать возможности карельского языка, его современность, тем самым повысив престиж в глазах носителей.
    Речь не идет о концепте ущербности нашего законодательства в сравнении с западным. Между прочим, США, Канада, Новая Зеландия и Австралия, страны вполне себе демократичные, а США даже навязывает свою правочеловеческкую концепцию всему миру, голосовали против Декларации. Однако изменили свое мнение в последствии. Россия воздержалась, но последнее время говорится на высоких трибунах о национальной политике в духе Декларации. На 6-ой сессии Экспертного механизма ООН по правам коренных народов, официальный представитель России рассказал об опыте внедрения должности уполномоченного по правам коренных народов в ряде регионов как о положительной практике. То есть Российская Федерация считаем целесообразным усилить работу по поощрению прав коренных народов. Не говоря уже о том, что Российская Федерация признает индивидуальные и коллективные права коренных народов.
    Когда мы говорим о карелах как о коренном народе, мы не только делаем ссылку на международное законодательство, но прежде всего на самоопределение в качестве такового. Почитайте резолюцию VII Съезда карелов Республики Карелия. Там записано, что карелы считают себя коренным народов. Фактор самоопределения — один из ключевых. Кроме прочего, несмотря на то, что карелы не относятся к коренным малочисленным народам, де-факто они таковыми признаются. Взгляните на республиканские целевые программы («Карьяла — наш дом» и др.). Там записано, что коренными народами Карелии являются карелы, вепсы и русские (при этом особенно подчеркиваются этнолокальные группы русских — поморы, пудожане, заонежане). Карелы, вепсы и финны имеют свой совет при Главе Республики. В Плане республиканских мероприятий по реализации Второго международного десятилетия коренных народов мира есть мероприятия, связанные как с карелами, так и с вепсами. Так что это не общественники сума сошли, это государственная национальная политика.
    Я думаю, не станете же Вы отрицать, что малочисленные вепсы и «многичсленные карелы» (65000 в России) имеют тот же самый набор трудностей?
    Декларация провозглашает права коренных народов на земли, ресурсы и традиционные виды деятельности. Вы считаете несправедливым, что карелы и вепсы (как правило, в общинах коренных народов в местах их компактного проживания этим пользуются и другие местные жители) должны иметь право ловить рыбу и охотиться, не конкурируя при этом за рыбопромысловые участки и охотугодия с бизнесом? Вы считаете справедливым, что карельские предприятия, работающие в Карелии, потребляющие местные ресурсы и наносящие урон карельской экологии, платят налоги в других регионах? В конечном итоге, улучшение жизни коренных народов, улучшает жизнь всего населения территории, независимо от национальности.
    И самое главное не это, а то, что финно-угорские народы как раз не сильно ставят акцент на ресурсах. Вы же знаете, что ресурсы у нас в стране не принадлежат народу, а принадлежат богатым людям фактически (так что ограбить нас не получится, у нас ничего нет). Финно-угорские народы делают акцент на языке и культуре. Никогда не соглашусь с тем, что мы должны смириться со смертью языка и культуры. Мы должны бороться до последнего, потому что это отдельный мир, это традиционные знания, это целая отдельная вселенная, если хотите. И как раз так воспеваемая Вами национальная политика Советского Союза привела к такими трагическим последствиям. Эксперименты с языком, то введение его преподавания, то замена финским, а то и вовсе негласный запрет на карельский язык привели к тому, что трудными усилиями приходится восстанавливать интерес к языку и преодолевать страх говорить на нем, не говоря уже о том, что естественная передача языка уже абсолютная редкость в Карелии.
    Да, у нас есть национальные районы. Но что это означает на практике? Вы знаете?
    У нас закон даже не принят о статусе национальных муниципальных образований, так что кроме моральных обязательств, никаких реальных ресурсов для развития чего-то национального эти районы не имеют. К слову, завтра в ЗС будет обсуждаться проект такого закона. Это делается уже с 2009 года.
    Прежде чем комментировать столь болезненную тему, необходимо все взвесить и объективно посмотреть на то что было, и то, что есть. Наше преимущество, и наша беда в том, что мы живем на границе, а поэтому становимся жертвой большой политики. Государство в былые годы проводило в Карелии очень невнятную и жесткую национальную политику, что и привело к плачевной ситуации. Сейчас идет очень трудный и болезненный процесс восстановления и сохранения, и без мер позитивной дискриминации не обойтись на этом этапе. Говорить о правах нужно, и это будет делаться. В том числе и потому, что от национального вопроса и ситуации с коренными народами зависит будущность самой Карелии.

  • Титова Марина

    Валерий Алексеевич, совершенно с Вами согласна в том, что в обсуждении национальных вопросов слишком много стало демагогии и корысти. Замечу также, что само понятие «национальные вопросы» на страницах СМИ сейчас повсеместно заменяют на «права коренных народов». Уже вступала с Алексеем Цыкаревым в полемику по данной теме на этом ресурсе. По моему мнению, замена словосочетания «национальные вопросы» на словосочетания «проблемы/права коренных народов» ведет только к нездоровым спорам о том, кто из народов нашей страны «кореннее» других. Всё дело в том, что в российском праве нет понятия «коренной народ» (есть понятие «коренной малочисленный народ», у нас в Карелии это вепсы), а вот в международном праве понятие «коренной народ» всегда сопряжено с особыми правами таких народов на землю, недра, и другие ресурсы. А также с представлениями об «угнетении», «колонизации», «геноциде» коренных народов (чего в российской истории не было никогда). Поэтому, перевод Декларации ООН о правах коренных народов на карельский язык – это не столько даже «благоглупость» с точки зрения того, что все карелы нашей республики знают русский и могут свободно ознакомиться с этим документом на русском языке. Это — обработка сознания наших людей с целью внедрения губительного для России концепта о том, в национальных вопросах мы должны обязательно следовать нормам международного права. Якобы, мы – варвары, безнадежно отстали во всех вопросах, в том числе и национальном, от просвещенного, цивилизованного Запада. Но ведь именно в СССР, наследником которого является Россия, национальный вопрос был решен лучше, чем где бы то ни было. Карелы получили свою государственность и язык; на территории современной Карелии существуют национальные муниципальные районы, создающие благоприятные условия для развития их языка и культуры. И для поддержки и развития культуры вепсов у нас делается всё возможное. И вот теперь нам, оказывается, нужен «уполномоченный по правам», как будто чьи-то права у нас действительно, нарушаются….
    Хочется, вслед за Вами, Валерий Алексеевич, спросить: «Куда делся ум наших обществоведов? Куда делся здравый смысл людей вообще?» Раньше у нас была общенародная собственность на землю и другие природные ресурсы, а теперь нам пытаются навязать межнациональную «грызню» за ресурсы через понятие «коренного народа и его прав».
    Я, например, ощущаю себя коренным жителем Карелии, поскольку мои предки жили в беломорской Карелии с незапамятных времен. Но мне и в голову не придет требовать для себя и других поморов Карелии каких-то особых прав, бороться за включение поморов в список «коренных народов». Я считаю, что у меня не может быть больше прав, чем у тех же украинцев, белорусов или представителей других национальностей, приехавших осваивать Карелию в годы первых пятилеток, послевоенные годы или в «дикие девяностые». И невозможно даже представить, кто и как будет решать про каждого жителя Карелии, «коренной» он, или «некоренной»! К слову сказать, из поморов сейчас пытаются «слепить» какую-то особую идентичность (объединенную, между прочим, только представьте себе! – с норвежской!!!), именно для экономической борьбы за ресурсы. Уж очень хочется этим норвежским варягам зайти на наши арктические шельфы и в наши арктические воды. Люди, опомнитесь! Вас хотят ограбить во второй раз, как это было при разрушении СССР, посеяв в России раздор и смуту под благолепными предлогами о соблюдении и защите чьих-то там прав.

  • Валерий Алексеевич Савельев

    В 1960-е годы нас учили, что культура любого народа интернациональна по содержанию и национальна по форме, то есть если карел — инженер. то не важно на каком языке он говорил и учился — лишь бы мост построенный его знаниями не рухнул. Если все карелы владеют русским языком, надо ли им переводить на карельский язык учебники и прочую литературу… Конечно, не надо. В обсуждениях национальных вопросов много демагогии и корысти, ведущих к бессмысленным тратам сил и средств. Куда делся ум наших обществоведов? Куда делся здравый смысл людей вообще? В поразительное время живём мы. И с каждым днём приближается драматический конец демократии…