Архитектура Петрозаводска, Главное, Общество

Люди бьются за идею, но побеждает металл

petrozavodskУплотнение или зеленые зоны? Кто кого? В Петрозаводске общественники с участием специалистов обсудили градостроительную политику. 

В последнее время у меня появилось новое хобби: начала скачивать из Интернета  фотографии разных городов, сделанные не профессиональными фотографами, а любителями-туристами.  По качеству они часто хуже профессиональных снимков, но выразительно показывают, как воспринимают окружающую среду люди, что привлекает их внимание. Особо запомнились два снимка: один из небольшого городка в Нижней Саксонии, второй – из японской Осаки.

Немецкий средневековый городок, частично выживший в годы Второй мировой войны, а частично возрожденный возле нее, поражает фантастической (характерной для Средневековья) плотностью застройки. Дома словно прилипли друг к другу, а на улице вряд ли разминутся две легковые машины. Но вот хозяин одного из домов вынул несколько плиток из мощеного тротуара, огородил участок не более полуметра площадью и посадил там цветы.  И никто их не затоптал – ни машины, ни толпами  приезжающие сюда туристы, про местных жителей уже не говорю. Полметра живой природы и красоты, но как это восхищает и даже трогает!

А на улицах современной Осаки, которые украшают суперсовременные здания, архитекторы сумели сохранить старую сакуру, все еще цветущую весной. И когда это происходит, около нее обязательно останавливаются прохожие, куда и как бы они не спешили. Цветущая сакура в Японии – одно из чудес страны, и любой город, обладающей такой красотой, почитает это за счастье.

К чему такое пространное вступление?

У нас в России другие пространства, всего много, в том числе и  этой самой природы, которой мы  на словах очень гордимся, а на деле методично уничтожаем, особенно в городах. На  заседании рабочей группы регионального штаба отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Республике Карелия» архитектор Елена Ициксон  привела выразительный пример. Не так давно петрозаводчане, живущие на улице Анохина, подняли шум по поводу вырубки части старой аллеи на этой улице. Им быстро объяснили, что делается это только для их блага и во имя его: здесь прокладывается новая тепловая магистраль. Елена Евгеньевна задала резонный вопрос: а если бы на этом месте была бы не аллея, а здания? Так же легко бы снесли или все же озаботились бы тем, чтобы найти решение проблемы?

И подобный случай не единичный. Вспомните бульвар на улице Энгельса, от которого оттяпали кусок… для автостоянки. Только усилиями горожан удалось спасти от гибели Левашовский бульвар, его обещают восстановить, но не случится ли так, что когда приступят к этим работам, спасать будет уже нечего? Последний скандал – с вырубкой участка леса под строительство торгово-развлекательного центра Лотос-Плаза, самого большого и шикарного в Карелии. Власти уже объявили его приоритетным инвестиционным республиканским проектом. Известный эколог Сергей Попков, выступивший на заседании рабочей группы с сообщением «Современные подходы к организации  эколого-благоприятных условий для проживания в городах», до сих пор не сложил оружие в борьбе с этим монстром «социальной направленности», не побоявшись славы Дон Кихота.

Сопредседатель регионального отделения Народного фронта Наталья Вавилова привела свой пример – с постройкой на проспекте Ленина на месте сквера с фонтаном очередного торгового центра. Можно понять инвесторов, которые добивались этого, но как понять тех, кто согласовывал это строительство? Впрочем, там тоже вначале присутствовал  социальный аспект: предполагалось часть торгового центра отдать под… детский центр. Скорее всего, под таким соусом и удалось протолкнуть проект, и в центре города на месте сквера с  фонтаном появилась маловнятная пирамида.  К ней и прицепили идею загнать детей под землю. Пока детского центра там нет. Да и к счастью: на Севере, где мало солнечных дней, загнать детей в подземелье?

Одна из бед Петрозаводска – уплотнительная застройка, яркий пример которой торгово-развлекательный центр «Макси» на многострадальном проспекте Ленина. По поводу уплотнительной застройки, ставшей столь популярной в Петрозаводске, на заседании рабочей группы разгорелась настоящая дискуссия. По мнению главного архитектора города Евгения Фролова, плотность застройки должна составлять не менее 60 процентов.

Елена Ициксон приводила другую цифру: 30 процентов – предел для создания гуманной для человека городской среды. В каждом микрорайоне должно быть не менее одного гектара зеленой зоны, причем в пешеходной доступности для каждого его жителя. Елена Евгеньевна продемонстрировала карту Петрозаводска, на которой видно, как при создании генплана города один его микрорайон от другого должны были отделять зеленые зоны. Сегодня они уменьшаются буквально на глазах – отданы под застройку, в первую очередь торгово-развлекательных центров. Под уплотнительную застройку попал и Октябрьский проспект, один из самых зеленых в Петрозаводске. Кстати, зеленые зоны там были заложены уже при его проектировании. Правда, это было давно, в советское время.

Современная застройка Перевалки, считает член Общественной палаты РК, сопредседатель КРОО «В защиту архитектуры Петрозаводска» Григорий Фандеев, ведется стихийно, с элементами цыганщины, о зеленых зонах и речи нет.

С архитектором Еленой Ициксон был согласен эколог Сергей Попков. По его мнению, увеличение плотности застройки приведет к созданию вертикальных городских бараков, засилию асфальта, парковок, вытеснению зеленых насаждений. Перенос детских площадок на крыши закрытых паркингов вряд ли спасет ситуацию.

У каждого петрозаводчанина свой город, свои требования к нему. Кто-то, и таких немало, особенно среди молодежи, вполне довольны растущим числом торгово-развлекательных центров, где можно хоть на полчаса почувствовать себя как «в Европе или Америке». Свой город у жителей микрорайонов и центра Петрозаводска, молодежи и людей старшего поколения. Хотя, когда разрабатывались концепции застройки набережной Петрозаводска и исторического квартала, мнения большинства горожан сошлись: это должны быть зоны, принадлежащие всему городу, рекреационные, культурные. Правда, появятся они в Петрозаводске в таком виде, если вообще появятся, лет через 20-25. Значит все-таки можно выработать мнение, объединяющее всех?

При всем при этом трудно не согласиться с еще одним участником обсуждения на рабочей группе   Валерием Матвеевым: уплотнительная застройка должна регулироваться законами, а не желанием того или иного «инвестора», просто ткнувшего пальцем в карту Петрозаводска при выборе места будущего своего строительства.

По итогам заседания рабочей группы были выработаны рекомендации, в которых ОНФ Карелии выразил обеспокоенность градостроительной политикой города. Сформулированы рекомендации в адрес главы Петрозаводска и Петрозаводского городского Совета. В частности, Петросовету рекомендовано: «Отклонить  предложение предпринимателей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки (решение Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-711) в части п. 6 статей 36-39, предусматривающих увеличение плотности застройки до 60% при реконструкции жилой застройки, а при комплексном освоении земельного участка – до 40%».

Уплотнение или зеленые зоны? Кто кого? Арена же борьбы – наш город. Увы, скептиков пока больше. Идеи идеями, но все еще побеждает металл.

 

На снимке: типичный петрозаводский ландшафт.

Фото автора

 

  • Дарья Каликина

    Жителей ул. Анохина пытаются обвинить в срыве отопительного сезона, но мало кто знает, что по проекту старая труба должна обеспечивать город теплом еще 2-3 года. То есть, если произойдет авария этой зимой, то это будет на совести ТГК-1, а не жителей города. Жители же улицы Анохина, по сути дела, предотвратили уголовное преступление, указав администрации города на то, что среди сносимых 160 деревьев присутствуют 34 лиственницы архангельской и 2 вяза шершавых (Красная книга Карелии), около 200 кустов кизильника (Красная книга России), 2 ясеня пушистых, пенсильванских (памятники природы местного значения) и за их вырубку последует уголовное и административное наказание. Этим должен заниматься экологический отдел мэрии, но..

    Возможно ли избежать сноса деревьев? Конечно! Но ТГК-1 это будет стоить намного дороже, чем снести деревья, вот в чем камень преткновения. Дочернее предприятие Газпрома не имеет материальных возможностей оплатить более дорогой проект. Кто-то в это поверит? Жители центра не верят.

    Многие из тех, кто работает в «Карелпроекте», были категорически против решения со сносом деревьев на улице Анохина и пытались что-то предпринять еще в 2011 году, но были вызваны руководством и предупреждены соответственно. «Карелпроект» сделал проектную документацию по теплотрассе фактически бесплатно, по мировому соглашению с ТГК-1, в противном случае он должен был бы выплатить 9 миллионов рублей. Естественно, что руководство «Карелпроекта» было не в восторге от от того, что кто-то пытался предупредить о возможных последствиях данного проекта. Им надо было просто сделать проект и все.

  • Юлия Свинцова

    Новый день — новые удивительные наблюдения и открытия.
    4 сентября присутствовала на заседании градостроительного совета Администрации. Обсуждался проект строительства рядом с Левашовским бульваром, которое собирается возобновить Баренц-групп.

    На руках у застройщика градостроительный план участка, где прописана максимальная высота здания — 17 метров. И это противоречит градостроительному регламенту этой зоны — 12 метрам. Противоречием этим, внесению в Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) завышенной против регламента высоты, ныне занята Прокуратура, которая считает такое когда-то сделанное изменение НЕЗАКОННЫМ.

    НО проект А. Скрипицына имеет ещё бОльшие высоты. 18 метров с одной стороны, 21 с другой (из-за рельефа местности), 14-15 метров со стороны бульвара, что, получается, ТРИЖДЫ незаконно,
    не соответствует ни градостроительным регламентам, ни правилам застройки и землепользования, ни градостроительному плану участка.

    Архитекторы пытались оценивать сам проект А. Скрипицына вне связи с законом или беззаконием, а измеряя его сомасштабность с шириной соседних улиц, высотой соседних зданий и с самим собой. Например, многие уверены — длина будущего здания не соотносится с его собственной высотой, да и отсутствие разрывов между его частями, сквозных проёмов более всего способствует его восприятию «китайской стеной», хотя автор Проекта и пытался различными архитектурными приёмами это преодолеть.

    Единственная, кто несколько раз, публично, не «политически » (ответ
    комментатору выше Марине), эмоционально спрашивал автора
    проекта о планируемом им нарушении 3 нормативных актов-документов, была Елена Евгеньевна Ициксон. Она даже высказала
    предположения, что или автор надеется на «авось пройдёт», или подводит,
    подставляет застройщика, потому что других разумных объяснений факту
    незаконности высоты проекта она найти не может.

    Но многие архитекторы чтили требования закона, говорили о том, что можно и в рамках законной высоты места интересно решить архитектурную задачу, что «высоты надо соблюдать», что «4-х этажное здание будет комфортней», что следует «придерживаться градостроительного плана» (на сегодня он ещё не признан незаконным). Меня такое отношение специалистов очень порадовало.

    Евгений Фролов, нынешний главный архитектор Петрозаводска, у каждого из членов Совета обязательно интересовался «высотным» вопросом.
    Вот дословно его разговор с архитектором Ириной Лялько.
    Е.Ф — «Ты видишь такую высоту? (имеется ввиду высота проекта, 18-21 метр)
    И. Л. — «Надо соблюдать закон».
    Е.Ф. — «Это не ответ!»
    И.Л. — «Зачем такой вопрос? Можно найти средство решить проблему в рамках закона».

    Для меня красноречивее нету картины. Главный архитектор Петрозаводска Евгений Фролов, в данное время главный «архитектурный чиновник» города, официальный представитель Администрации
    не уважает закон, не считает необходимым его соблюдать и учит этому остальных.
    Так что ждите, люди…ни лета, ни зимы, а нового возможного беззакония в городе П.

  • Юлия Свинцова

    В конце июня состоялась встреча жителей города, прежде всего ул.Анохина, с руководителями ТГК, ТЭЦ и Карелпроекта.
    После окончания состоялся разговор с директором института В.А.Самохваловым. Тут и узнала впервые из его уст, что город Владимир разрабатывает для нас изменение градостроительных регламентов в части плотности застройки до вот этих 60% вместо нынешних 30%.. Удивило, почему другой город этим занимается при наличии аналогичных специалистов у нас. Соглашусь, что иногда новый «незамыленный» взгляд на устоявшиеся вещи бывает полезен, но в таком ли вопросе? Я даже предположила, что наш иститут может не иметь какой-то лицензии, аттестации на именно такие разработки.

    Гордый ответ директора Карелпроекта гласил:»Что вы, мы так заняты, мы разрабатываем проекты для Архангельска!»
    Я в ответ поделилась с директором своей стародавней мечтой — хочу, чтобы бывшие мэры до конца дней своих жили в городе своих рук. А также экс-главные архитекторы. Теперь добвалю к «героям» своей мечты и директоров Карелпроекта. Чтобы испытывали тот уровень комфорта, красоты и целесообразности, которого были личные организаторы.

    Аргумент о чрезвычайно узких улицах Центра, в которых и сейчас-то уже транспортный коллапс обосновался, как-то энтузиазм директора смял, и он на моих глазах печально согласился с существованием этой огромной проблемы, а также с проблемой уменьшения зелёной зоны Петрозаводска. И как это соотнести с их разработками, ответа попросту не последовало….

  • Jane

    Я намедни побывала в Твери. Еще раз убедилась — все познается в сравнении. В Петрозаводске не так уж и плохо. То, что в Твери — этом старинном, прекрасном городе обшарпано и заброшено, главная площадь, например, дворянское собрание — у нас просто блеск.

    • Юлия

      Побывав в Пензе, Смоленске, Йошкар-Оле, Минске, Ессентуках, плачу.
      Петрозаводск не зелёный, не чистый, не столичный, не ухоженный. Не разумно и красиво застраивающийся в последние годы. А уж такой «ангарной» архитектуры, как у нас теперь, нигде не встречала.

  • марина

    Елена Ициксон ведь работает в «ПИ «Карепроект», который теплотрассу по Анохина и проектировал. Так отчего бы ей не задать столь резонный вопрос своим коллегам? Почему она задает этот вопрос только публично? Играет в политика?
    Валентина Чаженгина, вы действительно в один ряд ставите торговые центры, парковки и строительство теплотрассы для 150 тысяч человек?
    Я лично сама протестовала против Пирамиды, Макси и жилья «Баренц группы» у Левашовского бульвара, но в случае теплотрассы я считают экологическую подоплеку необоснованной. Зима скоро придет, и кто тогда будет отвечать за аварию на теплотрассе и отключение полгорода от тепла и горячей воды? Жители ул. Анохина, экологи, Елена Ициксон?
    У меня грудной ребенок, сейчас у нас второй день нет горячей воды на Зареке из-за аварии на теплотрассе, а бойлер я не могу подключить из-за слабых электросетей. Почему я и мой ребенок становимся заложниками жителей по ул. Анохина?

    • За объединение

      Нас не учат объединять две хороших вещи, а учат их противопоставлять друг другу, взаимоисключать.
      Древлянка 9 или родник Лягушка и массив городского леса.
      Садик или 300-метровая лесополоса для прогулок.
      ТЦ с бассейном или река Неглинка.
      Так и тут, можно сохранить аллею на ул.Анохина и провести новые надёжные трубы
      теплоцентрали.
      Дело в деньгах. А здоровье и забота о гражданах или второй вопрос в очереди или вообще никакой.
      А вы в детстве на вопрос, кого больше любите, папу или маму, могли выбрать одного?

  • Т.Шестова

    Вчера ехала по городу. Петрозаводск ужасает. Безвкусные аляповатые вывески, почему-то стали злоупотреблять агрессивным красным, непонятно какой архитектуры пристройки, неухоженные зеленые участки — заросшие, замусоренные. Давно думаю: почему бы городской власти не направлять побольше денег на благоустройство города, особенно сезонное? Сразу бы убили нескольких зайцев: занятость, в том числе молодежи, повысилась бы и город стал краше, чище. Есть исключения: наконец привели в порядок территорию вокруг Дворца творчества, убрали заросли, поставили тренажеры, хотя есть еще над чем работать, но тенденция налицо. Парк у набережной почистили, сразу стало светлее. Но вот дорога к водной пристани как была в колдобинах, так и осталась. А ведь это своего рода ворота города…