Из воспоминаний жителей деревни Ямка Евдокии Костиной и её сына Анатолия
«В начале войны на погосте было видно зарево над Петрозаводском, когда город горел. Было ясно, светло, как будто свет зажгли. А перед началом-то войны ёлочка — комнатное растение — цвело мелкими цветочками: к плохому это!
Партизаны жили в 1941 году на погосте в доме Ягодина: в одной половине был сельсовет, а в другой – партизаны. Муж – Костин Алексей Андреевич – работал председателем сельсовета. В партизанском отряде много мужиков было.
В 1941 году колокола спустили с колокольни. Спускал большой колокол Николай Биканин из Волкострова. Спускали колокола на досках: сначала колокол опустили на доски, перекинутые на опоры звонницы, а затем, подвинув на край, бросили на землю. Как колокол спустили, так земля вся затряслась. Большой колокол до половины в землю ушёл. Позже дети в этой глубокой яме прятались, когда в прятки играли. Колокола сняли, чтобы они финнам не достались и увезли на большом судне неизвестно куда.
Во время оккупации финны привезли на Оленьи острова целую баржу своих финнов. Они хорошо жили, много было семей. А затем их опять на барже в 1941 году увезли куда-то.
А потом и нас на лодках увезли, но нас бомбили: самолёты финские летали и сбрасывали бомбы. Вокруг лодки сбрасывали бомбы. Мой муж, хозяин, сказал: «Я своих детей на поругание финнам не оставлю». Мы весь скот вырезали, и мне дали мяса, а я ещё на пекарне работала, так целую наволочку печенья напекла. И мы на моторке доплыли сквозь бомбежки до Песчаного. Детям моим было: 6 месяцев, 2 и 4 года.
Приехали в Песчаное, а Песчаное тоже бомбят, поехали в Колово. В клубе народу – не пройти! Затем нас увезли в Каргополь, а уж после до Няньдомы везли на лошадях и на машинах.
Дочка умерла: вымерзла в больнице. Просила всё пить. Дети дали ей воды из графина, она и померла.
По рассказам местных жителей, оставшихся в оккупированных финнами Кижах, финны забрали в деревне коров. Людей тоже забирали.
Вокруг дома Костиных, председателя сельского совета, пулеметы финны расставили: искали его. Весь дом Костиных финны истыкали штыками: искали его, но он уехал раньше. Одну золовку финны расстреляли».
Записала Виола Гущина, старший научный сотрудник музея «Кижи»
«Лицей» № 6-7 2001 год