Великая Отечественная. 1941 - 1945

Фанина любовь

Фото: portamur.ru
Фото: portamur.ru

«После войны Фаня повсюду искала мужа. Ездила и на знаменитый остров Валаам, где был страшный Дом инвалидов. Там лежали обрубки, инвалиды войны, оставшиеся  без рук и  без ног. Ей всё казалось, что он где-то здесь».

Историю любви Фани Вязьменской и Николая Максимова записала  в Петербурге петрозаводчанка Инна Гордиенко. Финал оставался открытым: Николай пропал во время Великой Отечественной войны, Фаня так ничего о нем и не узнала. О судьбе Николая стало известно уже после ее смерти.

В дом к Фане Вязьменской Инна Гордиенко попала в 1997 году по поручению киевской знакомой — ахматоведа Евдокии Ольшанской, надо было передать книги. В «Лицее» публиковалась записанная Инной Гордиенко с ее слов история исчезнувшего портрета Гумилева, реконструкцию которого спустя десятилетия выполнила Фаня Вязьменская.

Фаня Вязьменская была по профессии режиссером-документалистом. Наиболее важной вехой в её биографии были съёмки во время Ленинградской блокады. С 1943 года она работала на студии «Лентехфильм», позднее на Ленинградской студии научно-популярных фильмов.  

Фаня Львовна Вязьменская. Фото: jewishvyazma.wordpress.com
Фаня Львовна Вязьменская. Фото: jewishvyazma.wordpress.com

Фаня и ее муж Марк встретили  Инну Александровну Гордиенко дружелюбно. Разговорились, и по просьбе гостьи Фаня рассказала о своей жизни: 

Фаня и Николай

«Жизнь  у меня такая длинная. Я родилась 5 июля 1912 года в Вязьме. Мой папа  был земским врачом, работал где-то в районе Вязьмы, а где-то рядом работал доктор Булгаков, с  которым он водил дружбу!»

В 1927 году Фаня с сестрой Леной и матерью переезжают в Ленинград. Она была живой, подвижной девочкой, хорошо рисовала, ходила в школу живописи, срисовывала картины в Русском музее, бегала в филармонию и на галёрки театров.  В это же время она познакомилась с  мальчиком  Колей Максимовым, с которым они бывали повсюду вместе. 

В 1939 году грянула советско-финская война. Колю забрали в армию. Когда его  не стало рядом, Фаня почувствовала, что это тот единственный человек, который ей нужен. Раньше даже не подозревала, что без него ей не очень хорошо. И когда Коля вернулся, слава Богу, живым и невредимым, они срочно оформили брак. Фаня через знакомых нашла комнатёнку, где они и поселились.

Вскоре началась Великая Отечественная война. Колю призвали в армию, он ушел на фронт. Немцы быстро продвигались к Ленинграду и пригородам города, где жили родители Коли. Петергоф, Гатчина — всё остаётся там, за линией фронта.

Фаня получала письма от Коли до конца зимы 1941 года, последние пришли из района обороны под Тосно. После этого долгая пауза, а потом приходит печальное сообщение, что Коля без вести пропал…

Шли тяжёлые месяцы ленинградской блокады. Фаня работала со съемочной камерой в осаждённом городе, снимала ужасающие кадры голодной и холодной ленинградской блокады.

Но вот сняли блокаду Ленинграда, освобождены его пригороды. Фаня  отправилась к родителям своего мужа Коли Максимова. Там узнала, что погиб и брат Коли, у него осталась жена Влада с сыном. Вскоре во время обстрела Владу  убило, остался  мальчик. Ему попал в голову осколок снаряда и повредил теменную косточку. Дед щипцами от сахара вынул этот осколок, у ребёнка осталась дырка в голове.

Фаня сказала: «Отдайте мне этого мальчика на воспитание, я его усыновлю, он будет такой, как мой Коля. Он так похож на него, такие же голубые глаза». Она забрала маленького Геночку с дыркой в голове.

В конце войны с фронта возвращается беременная сестра Фани Лена. Она не решила, что делать — рожать или не рожать. Фаня уговаривает Леночку рожать: «Он у нас будет художник, у него будут ямочки на щеках, он будет кучерявый, и мы с тобой вместе его воспитаем». Леночка умирает во время родов. У Фани на руках остаётся еще один ребёнок. Теперь у неё два сына — Геночка и Саша. 

Мальчики обожали Фанечку. Саша стал художником, вошёл в каталог ста лучших художников мира. Старшего, у которого была травма головы,  вылечили, но у него сохранились головные боли на всю жизнь. Он успешно работал конструктором в Петербурге. 

После войны Фаня повсюду искала мужа. Ездила и на знаменитый остров Валаам, где был страшный Дом инвалидов. Там лежали обрубки, инвалиды войны, оставшиеся  без рук и без ног. Ей всё казалось, что он где-то здесь. Так продолжалось до 1955 года, пока она не  поняла, что всё бесполезно. 

О неугасшей любви Фани говорят ее стихи, написанные в 1979 году, спустя 38 лет после гибели мужа.

Потом Фаня дважды выходила замуж. С Марком Гордоном, бывшим фронтовым хирургом, прошедшим всю Великую Отечественную войну, они жили в полной гармонии. Им было по 85 лет, когда с ними познакомилась Инна Гордиенко.

Но история жизни и любви Фани Вязьменской имеет продолжение после её ухода из жизни.  

 

В воронке нашли краски художника

В 2005 году в лесах под Колпино проводились поисковые работы, в результате которых были обнаружены останки красноармейцев и два черных медальона смерти. 

Также в воронке нашлось около десятка странных пластмассовых прямоугольных коробочек белого цвета. Раньше на местах боевых действий поисковикам ничего подобного встречать не приходилось, однако, они были уверены в том, что где-то такие коробочки уже встречали. Наконец, кто-то предположил, что это «кюветы (кассеты) из-под красок. Эти атрибуты мирной жизни очень непривычно смотрелись рядом с останками солдата…».

Из с трудом развернутого бумажного вкладыша медальона смерти и позже полученных архивных сведений, удалось определить личность найденного солдата и установить следующие данные о нём:

Максимов Николай Ефимович, 1915 года рождения, красноармеец 252-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии. Уроженец Ленинградской области, города Новый Петергоф. Пропал без вести 25 декабря 1941 года.

Жена Вязьменская Фани Львовна. Адрес семьи: С-Петербург, 2 Старо-Конюшенный переулок, дом 41, квартира 19.

Из описания поисковой группы с реконструкцией предполагаемого боевого поля: «Место нахождения останков как раз расположено в полосе прорыва 70-й стрелковой дивизии, атаковавшей немецкие позиции. Ширина нейтральной полосы достигала здесь трехсот и более метров. Далее предположительно, в случае наступления наших солдат надо было  преодолеть это расстояние бегом по болотистой равнине, покрытой, по-видимому, довольно толстым слоем снега. Эта низменная, наверно, уже  после войны заросшая густым низкорослым кустарником и деревьями  местность насквозь простреливалась ружейно-пулеметным огнем…». Но всё это реконструкция, предположение, возможно, всё было и иначе.

Поисковикам удалось выяснить, что документы о пропавшем без вести Максимове Н.Е. в 1945 (?) году были переданы его жене, Вязьменской Фани Львовне, работавшей на киностудии «Леннаучфильм». Обратившись на студию, поисковики получили данные о Николае Максимове, который также был ее сотрудником. 

Он родился 7 декабря 1915 года в городе Новый Петергоф. Из архивных данных  известно, что Николай работал на киностудии с 1933 по 1941 год художником. Вначале  мультцеха, а затем отдела комбинированных съемок. Вот так всё  сошлось — в воронке были обнаружены его краски. Насколько же надо было любить свою профессию, чтобы взять их с собой на фронт!

Память о Максимове  сохранилась на студии и увековечена на мемориальных досках, в том числе на входе в здание. 

Медальон и личные вещи были переданы на постоянное хранение в музей киностудии, в котором среди экспонатов  есть стихи, написанные в память о Николае Фаней Львовной Вязьменской. 

Останки Николая Ефимовича и других солдат были захоронены в воинском мемориале «Корчмино», расположенном в поселке Понтонный Ленинградской области.

Фаня Вязьменская обо всем этом так никогда и не узнала, она ушла из жизни  в 1998 году.

 

На этом можно закончить рассказ  об удивительном  человеке Фане Вязьменской, судьба которой не отпускает меня в течение многих лет после знакомства  с ней по рассказам  Инны Александровны Гордиенко. Я сожалею, что мне не довелось узнать лично эту замечательную женщину.

Меня потрясает эта великая любовь, которая была пронесена через всю жизнь и так неожиданно напомнила о себе спустя годы после ухода из жизни Фани Львовны Вязьменской.