Главное, Педагогика Светланы Артемьевой, Педагогика школы

Вместо лекции по педагогике

«Я тогда  не знала, что  студенты станут организаторами творческих дел, не побоятся  отстаивать 45-ю школу на собраниях общественности, а после ее закрытия четыре года подряд будут приходить на сборы школьников в мой дом».

 

Школьные практики бывают разные:  учебные и внеучебные, пассивные и активные. Иногда школа зовет студентов в школу на замещение вакантных мест, чаще учебные заведения отправляют студентов на практику.

 

Расскажу о практике, организатором которой стала сама. Молодежная организация Авард предложила мне три  выходных школьных дня поработать со студентами  педагогического колледжа, будущими педагогами дополнительного образования.

Часть  группы находилась на международном форуме, в творческой атмосфере большого сбора. Надо было так построить работу, чтобы   ребятам не показались эти три дня наказанием. Кажется, у меня это получилось, но обо всем по порядку.

 

День первый

 

За дверями моего кабинета слышен смех, вскоре он стихает, и на пороге появляются студенты. Лица их напряжены. Улыбнувшись, приглашаю  за стол.

– Ребята! Я не буду читать вам лекций по педагогике,  спрашивать теорию, задавать домашние задания.  Учиться? Учиться будем, я у вас, вы у меня. Тема?  Да, тема есть – «Весна и весеннее настроение».

На лицах студентов сначала нескрываемое  удивление, затем радость.

– Нравится тема? Что почувствовали? Радость? Хорошо, еще что? Тепло? От чего? Тепло от солнышка? Прекрасно. А мне вот теплее стало от ваших появившихся улыбок.  Ой, что сделали улыбки с вашими лицами! Говорите лица стали шире? Да, стали,   но зато они подобрели,  морщинки напряжения на лбах исчезли, и глаза заблестели – лучики солнышка в них утонули. Значит, если и был страх, плохое настроение, то уже  улетучились.

Вы, наверное, все  любите весну? Не все? Настроение, здоровье,  погода, дом, желания, работа, какие они бывают весной?

Понимаю, что те, кто весну не любит, найдет в  ее наступлении  больше минусов, а  те, кто любит, больше плюсов. Какую позицию выберете  вы, зависит только от вас.

Студенты  задумались, забегали по бумаге шариковые ручки. Сосредоточенные, они никак не показывали, кто из них оптимистично, а кто пессимистично относится к весне.

– Вижу, что быстро справились с работой, а теперь давайте друг друга послушаем:

– Земля просыпается!

– Ага! Просыпается!  Все начинает таять, слякоть, грязь, плавают собачьи какашки  с зимы.

– Погода прекрасная!

– Что вы!  Погода ужасная: не то холод, не то тепло, не то дождь, не то снег, одним словом – жуть.

– Солнышко греет! Можно подставлять лицо лучам, зажмурив глаза, и получить первый загар.

– Ультрафиолетовое излучение весеннего солнца опасно! Надо защищать лицо от воз­действия ультрафиолетовых лучей.

– Весенний ветерок самый  свежий, приятно обдувает лицо!

– 3а зиму кожа привыкла к сухому воздуху хорошо отапли­ваемых помещений. На улице мы находи­лись недолго! И в результате кожа весной пересушенная. Нельзя подставлять и без того сухую кожу порывам весеннего ветра!

– Все цветет, приятны запахи весеннего цветения!

–  Аллергия на цветение – вот вам  результат от ваших набухших почек, клейких листочков – чихание, красные опухшие  глаза и кашель!

–Ура! Можно ходить легко одетым!

– Ну, совсем легко одеваться опасно.  Весной  легко  подхватить простуду!

– Журчат ручьи, родниковая водичка чистая и светлая!

– Весенняя вода  грязная, несет инфекции.

– Так хочется  гулять и не думать ни о чём!

– Ага! Невозможно ни на чем  сосредоточиться.

– Классический сезон любви!

– Что хорошего! Гормоны кипят!

– Романтическое настроение!

– Какое там! Весенняя депрессия, хочется спать, авитаминоз!

– Да ладно вам уже, пессимисты, весну ругать! Весной даже  город по-другому засыпает! Нежно, спокойно!

– Город засыпает, просыпается мафия!

– Все-все! Стоп! – говорю я. – Вижу, что и у пессимистов, и у оптимистов  аргументов предостаточно. Весна берет свои права, жизнь продолжается. Только вот разлилась весенняя река жизни, отодвинула берега друг от друга, узенькая реченька, скованная льдами, превратилась в большую полноводную реку. Чтобы идти дальше, надо переправиться на другой берег. Есть способ?

Студенты задумались, стали предлагать:

– На лодке переплыть, на плоту.

– Да, – согласилась я. – Хороший быстрый способ, но небезопасный, водовороты, большие волны могут быть.

– Могут, – говорит Миша, – но переправиться нужно сейчас. А в будущем можно построить мост.

– Можно и сейчас начать, одно другому не мешает, – подхватываю я идею Миши. – Давайте придумаем свои мосты и смастерим макеты из бумаги.

Ребята разбились на небольшие группы, закипела работа.

Когда все группы придумали свои мосты, я усложнила задачу, определив каждому только один рабочий инструмент, которым он может пользоваться: ножницы, простой карандаш, цветной фломастер, резинку, клей. Чтобы создать макет  моста, студенты должны были привлечь к  той или иной операции  того студента, у которого в руках был нужный для этой операции инструмент, именно этот студент должен был ее и выполнить. Такое условие развеселило ребят и  оживило работу, каждый чувствовал персональную ответственность за порученный шаг работы.

Когда макеты были готовы, каждому мосту  придумали весеннее название, снова появились оптимисты и пессимисты, которые со своих позиций оценили качество и идею каждого моста.

Обсуждение сопровождалось шутками, новыми идеями, происходило обогащение новыми знаниями и опытом.

Затем мы вместе со студентами  накрывали чайный стол, за чашечкой чая студенты рассказали о себе, откуда они, чем интересна их малая Родина, почему выбрали эту профессию, с каким  предметом ассоциируют они  себя весной.

Предметы оказались очень  разными  по размеру,  цвету,  качеству.

– Как думаете, от чего зависел ваш выбор предмета?

Почти сразу и почти все сказали:

– От настроения в данный момент.

– А что такое настроение? Весеннее настроение?

Не получалось емко и точно выразить словами то, что, казалось бы, очень понятно и знакомо. Предложила заглянуть в толковый словарь великого  русского языка.  Вместе   сформулировали цель: «Хочу понять, что такое весеннее настроение?» Раздала студентам словари, показала,  как строить цепочки из слов, выбирать ключевые слова, выводить выводное знание.

Вот, что получилось:

Хочу – желание, стремление, намерение. ХОЧУ  – это половина МОГУ.

Понять – способность осмыслять, постигать содержимое

Весна – время года

Настроение – внутреннее душевное состояние, направление мыслей и чувств.

Весеннее настроение – целостная форма жизни, ощущения человека, общий строй, тон, состояние его переживаний, «расположение духа», на которое повлияли изменения в природе в весеннее время года, а также события в  жизни конкретного человека.

На лицах нескольких студентов мелькнула тень печали, видимо, атмосфера и общее  настроение способствовало  доверительным печальным рассказам нескольких студентов о событиях в личной жизни, которые состоялись в прошлом.

Я включила музыку и предложила всем подумать о чем-то своем, пережитом. Шел месяц март. В моей жизни много печальных мартовских страниц. Вместе и будем учиться оставлять печальные странички в прошлом, мелькнула у меня мысль. Будем менять минусы на плюсы.

Выключив приятную, но грустную мелодию, я прочитала  ребятам стихотворение:

Береза

Звенел топор, потом пила.
Потом — последнее усилье.
Береза медленно пошла,
Нас осыпая снежной пылью.
Спилили дерево не зря,—
Над полотном, у края леса,
Тугие ветры декабря
Могли свалить его на рельсы.
Его спилили поутру,
Оно за насыпью лежало,
И тихо-тихо на ветру,
Звеня сосульками, дрожало…
Зиме сто лет еще мести,
Гудеть в тайге, ломая сосны,
А нам сто раз еще пройти
Участок свой по шпалам мерзлым.
И, как глухой сибирский лес,
Как дальний окрик паровоза,
Нам стал привычен темный срез —
Большая мертвая береза.
Пришла весна. И, после вьюг,
С ремонтом проходя в апреле,
Мы все остановились вдруг,
Глазам испуганно не веря:
Береза старая жила,
Упрямо почки распускались.
На ветках мертвого ствола
Сережки желтые качались!..
Нам кто-то после объяснил,
Что бродит сок в древесной тверди,
Что иногда хватает сил,
Ожить цветами после смерти…
Еще синел в низинах лед,
И ныли пальцы от мороза, 
А мы смотрели, как цветет,
Давно погибшая береза.

1963. Анатолий Жигулин. Летящие дни. Стихи.

 

Предложила  нарисовать каждому дерево без листочков. На части веточек, слева от ствола, повесить пережитые проблемы, а  правую  часть веточек предложила заполнять зелеными свежими листочками и новыми открытиями-впечатлениями, когда они  появятся у ребят  в ходе  нашего трехдневного общения.  Так и сделали. На протяжении нашей встречи я видела, как то один, то другой студент доставал свое деревце и с улыбкой на лице что-то писал на веточках слева, распуская с помощью зеленого фломастера новый живой листочек.

И когда я увидела, что настроение новой весны охватило всех, предложила «Творческую  пятнадцатиминутку», в ходе которой  студенты должны были ответить на  две строчки из песни: «Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди…»

Читаю их короткие строчки и улыбаюсь, вспоминая наш с ними мартовский круг общения:

«Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди…

Смыло их с поверхности, настало время нежности!

Знаю точно – буду счастлива,

Настало утро нового дня,

А если будет все ж ненастливо,

То все зависит от меня…» (Алена)

 

«Пусть идут  дожди, прошлых бед от них не жди…

Даже в самый хмурый день

Не садись на старый пень.

Подними свой взор на небо,

Улыбнись, ведь скоро лето!

То, что будет впереди,

Отразится пусть внутри!» (Миша)

 

Прощаясь с ребятами, я достала из папки рисунок Негатива Апрель Апрелича, которого пессимисты нарисовали в начале  дня.

Посмотрев на него, они рассмеялись, а потом серьезно сказали:

– О плохом уже думать не хочется! А что будет завтра?

– Будет день, будет пища, уклончиво ответила я  и  попрощалась с ребятами.

 

 

День второй

 

На следующее утро студенты пришли раньше меня в школу. То ли с транспортом повезло, то ли прийти поскорее хотелось, как признались мне  ребята. Угостила их чаем, Миша поздравил сокурсниц с 8 марта, перебирая струны гитары, я запела песню-лейтмотив нового дня общения: «…Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь…»

Кто-то из девчонок тихонько сказал:

– Так хорошо здесь, мы все вместе, тепло, нежно, приятно, хочется сделать что-то хорошее для других, подарить Весну людям!

–  Хорошее желание – подарить Весну людям. Давайте подарим Весну моим ученикам. Какие будут предложения?

– Давайте нарисуем большое цветочное поле и вывесим в холле

– Можно написать весеннее приветствие при входе в школу

– Может,  мы что-нибудь проведем  с ребятами, какое-нибудь весеннее творческое дело?

–  «Какое-нибудь» – это пока неизвестное, – подхватила я идею. – А давайте придумаем много весенних дел и из них выберем это самое «какое-нибудь». Я буду называть предмет, а вы его будете ассоциировать с творческим делом.

– Цветы, – говорю я.

– Можно подготовить литературно-музыкальную композицию о весенних цветах, – предложила Эля. – Я представляю, как звучит красивая нежная мелодия, на слайдах – красивые цветы.

Ведущий говорит:

– Ребята,  цветы всегда были символом красоты и нежности.  Подарить цветы – значит, выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринужденным и  доверительным.

Каждый цветок когда-то пришел на нашу Землю, о появлении каждого сложено много легенд.

На слайде, например, подснежник. Кто-то из нас рассказывает или представляет легенды, например, вот эти:

Древняя легенда.  Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

Русская легенда. Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну, но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце согрело землю и открыло дорогу Весне.

– Потом  можно создать весенний букет, – говорит Женя.

Даю Жене несколько минут на представление идеи, через несколько минут Женя уже ее конкретизирует:

– Ребята, хотите ли вы увидеть, как вырастают цветы? Давайте попробуем сделать цветы своими руками, и мы с вами увидим, как они растут. Сейчас произойдет небольшое волшебство, мы с вами побываем в роли садовников, а помогут нам чудо – предметы (ножницы, цветная бумага…) Чем больше мы с вами сделаем цветов, тем быстрее мы приблизимся к лету. Ведь одним из главных символов лета являются цветы!

Ребятам предлагается взять из корзинки  семечко цветка, который они будут создавать.   Чтобы все наши цветочки были вместе, соберем их в цветочную корзину, повесим ее в холле, и она  будет радовать вас всю весну,  создавая весеннее настроение. Каждый садовник получит эмблему «Весеннее настроение».

– Мне захотелось посадить с ребятами настоящий, а не бумажный цветок.

– Хорошая идея, возможность есть. В теплице много рассады цветов, есть земля и цветочные горшки.

– Здорово, – говорит Миша, – я могу организовать посадку цветов – доброе творческое дело!

Предложила студентам провести  вечер «Ромашковое счастье», ребятам идея понравилась.

– Давайте проведем игру по станциям «Весняночка», – сказала Лена

Дала студентам несколько минут, и они предложили следующие станции:

 

1 станция «Поэтическая». Ребятам предлагается сочинить стихотворение (четверостишие).  Каждая команда продолжает стихотворение предыдущих команд. Тема: «Дружба весной», «Каникулы весной», «Настроение весной», «Здоровье весной».

 

2 станция «Весеннее меню». Ребятам предлагается выбрать карточки:

  1. Весенний бутерброд
  2. Витаминный салат
  3. Десерт
  4. Горячий напиток

Они придумывают свой рецепт и дегустируют заранее приготовленные блюда.

 

3 станция «Весенняя фотосессия». Ребята делают живую картину, затем эти фотографии будут задействованы в презентации на «Ромашковом счастье».

 

4 станция «Весенняя прическа». С использованием подручных материалов ребята делают весеннюю прическу.

 

Я называла следующий предмет, а студенты придумывали новые творческие дела, с ним связанные. Дел было много, созданные с любовью и хорошим настроением все они были интересными.

 

Наш мозговой штурм подошел к концу. Я предложила студентам выбрать одно «какое-нибудь» творческое дело и провести его с учениками 45-й школы. Придуманные, почти с готовыми сценариями творческие дела, хотелось провести все, каждый студент буквально сроднился с идеей, трудно было с ней расстаться. Долго не могли остановиться на одном. Тогда я предложила провести  много дел – организовать сбор  «Веснянка».  Предложение было с радостью встречено студентами.

День закончился традиционным чаепитием, каждый рассказывал о том, о чем хотел бы рассказать всем. И не было в рассказах ни тени печали. Разговор получился мажорным и добрым. Встреча второго дня подходила к концу.

– Почему никто не спрашивает, чем мы будем заниматься завтра? –спросила я.

– Мы знаем. Будем готовиться к весеннему сбору.

 

День третий

 

В школу пришли одновременно,  то и дело слышались слова от ребят:

– Не могу представить, что завтра  не надо будет идти в 45-ю школу….

– Грустить рановато, день впереди, да и «Веснянка»  вот-вот начнется. Так что  еще устанете ездить на Древлянку.

И чтобы снять возникшую грустинку, быстро перешла к делу.

– А поможет нам  в работе  великий русский язык. Помните, на какие вопросы отвечает второстепенный  член предложения, обстоятельство?  Ребята вразнобой стали называть вопросы.

– Вот-вот, правильно. А теперь я называю вопрос обстоятельства, а вы, применительно к сбору, даете ответ. Формулируем быстро.

– Где?

– Лучше в 45-й школе, нужны зал, столовая и несколько кабинетов.

– Когда?

– В субботу, 18 апреля

–  Зачем?

– Надо сдружить ребят, пробудить в них желание  жить дружно, и интересно.

– Как?

–  Лучше  не делить, классами  оставить.

Вопросы сыпались один за другим, был задан темп, который  помог быстро справиться с большим объемом организационной подготовки.

 

А потом был итоговый огонек. Студенты выражали свое отношение к прожитому и пережитому за эти три дня в  рисунках, стихах, сочинениях. Все они были добрыми, светлыми.

 

Я тогда  не знала, что  студенты, участники международного форума, после  рассказов друзей о мартовской встрече захотят прийти в школу, вместе   станут организаторами творческих дел,  не побоятся  отстаивать школу на собраниях общественности, после закрытия школы четыре года подряд будут приходить на сборы школьников в мой дом, будут проводить «Оснянки», «Зимовки», «Веснянки» для ребят из 45-й, помогая мне выпускать в жизнь одно школьное  поколение за другим.

 

 

Вот и сейчас, когда я пишу эти строки, студент Саша Сивицкий преподает школьницам  азы игры на гитаре.  И в этой творческой  атмосфере  нет места унынию, есть  взаимоподдержка и понимание.

 

За окном на распустившиеся  цветочки выпал снег и вмиг  растаял. Холодно, однако. Но сила весеннего обновления жизни в воздухе ощущается, на землю спускается. Весна в душу входит, усталость  и  зимнюю спячку из души выводит.  Пусть  она радует всех бывших и настоящих студентов, участников различных педагогических практик  в 45-й школе.

 

В гостях у директора школы
Участники мартовской встречи, будущие педагоги дополнительного образования
Участники мартовской встречи, будущие педагоги дополнительного образования

 

Фото из архива автора

 

 

 

 

 

  • Галина Ивановна

    Очень хороший, легкий текст, понравился стиль автора. Любая фраза может стать темой для сочинений. Спасибо за интересную работу со студентами, Светлана Станиславовна.

  • Кира

    Очень приятно читать, вспоминать…Радостные, теплые, дружественные и творческие встречи. Всему учились на практике, перенимали драгоценный опыт, который сейчас помогает в работе с детьми. Спасибо, Светлана Станиславовна!