Главное, Педагогика школы

«Будет вам изюминка!»

shool45Заметки директора о создании  комфортной и экологически безопасной среды на примере 45-й петрозаводской школы, уничтоженной чиновниками несколько лет назад.  

Часть первая. Красивая школа

На календаре лето  –  время школьных ремонтов. Пора трудная, но интересная. Прошел учебный год, 9 учебных месяцев позади. Хочется обновления,  свежего цвета и уюта. В нашем коллективе есть уникальный педагог, художник, дизайнер Майя Ивановна Киннер,  которая любую идею осуществит, любой проект сделает реальностью. –  Майя Ивановна,  –  говорю я ей,  –  год закончился, хочется новизны душе и глазам, изюминки в подаче содержания школьных дел. –  Будет вам изюминка и настроение. Вы только сформулируйте, что хотите, а я придумаю, как вашу идею воплотить в жизнь. После небольшого перерыва встречаемся снова: –  Майя Ивановна! Хочется  холл первого этажа благоустроить. Краска на стенах  поблекла,  побелка с потолков сыплется. Цветов хочется в холле, хотя  окон в нем нет.  Цветников  хочется –  легких, невысоких, прямо от пола, без ножек, недорогих. Вахту хочется, чтобы она  не смотрелась как большой комод, легкость в ней была, сочеталась с цветниками и была удобной для вахтеров.  Тепловые трубы проходят высоко, почти у потолков, выделяются, а не хочется, чтобы на себя внимание обращали. Разместить бы большие школьные фотографии, но чтобы не бросались ежеминутно, не били по глазам. Еще  хочется, чтобы в холле  висели стенды, содержание которых  соответствовало бы интересам детей, чтобы цветовой тон холла сохраняли, чтобы легко  было на них вешать  любого формата объявления, газеты. Хочется,  чтобы холл не был похож на холл  казенного учреждения, чтобы  в нем чувствовалось творческое начало нашей школы. Посмотрела на  Майю Ивановну и замолчала – поняла, что она мысленно уже представляет, как это будет выглядеть на самом деле. –  Идея понятна, дайте два дня, набросаю черновики, прикину материалы и стоимость,  –  сказала она и удалилась из кабинета. Встречаемся через два дня. В руках у Майи Ивановны множество листочков с чертежами. Выглядит все на бумаге красиво, спрашиваю: –  А денег  хватит? Майя Ивановна успокаивает: –  Хватит, материалы простые и  дешевые. –  Смогут ли наши технические работники, плотник работу выполнить? –  Труд большой, но, думаю, смогут, я  рядом буду. Майя Ивановна забывает о своем отпуске,  приходит в школу каждый день. В ее бригаде люди немолодые, целый год моющие полы в классах, плотник, электрик и  администрация. Закипает работа. Потолки очищаются до бетона, стены выравниваются специальными растворами, красятся. Трудная и грязная работа  большого объема, но работники с ней справляются. Наконец  холл отремонтирован, плотник  вместе с Майей Ивановной днями и ночами продолжают колдовать над новыми конструкциями, пилят доски, сколачивают их, шлифуют и т.д. Вскоре получаются замечательные цветники, вахта, стенды для фотографий. Марина Юрьевна Хуотари, заместитель директора по вопросам воспитания,  заказывает фотографии, продумывает содержание каждого из четырех стендов. На материалы и изготовление стендов денег нет. На помощь приходит компания «Ситилинк», дарит школе нужные материалы. Стенды на пробковой основе, обтянуты плотной мягкой бежевой тканью, очень напоминают мишек. Мы их так между собой и зовем – «Мишки». Выпуклость и цвет стендов скрывают  тонкость любого прикрепленного предмета, листка, выглядят нарядно. Легко развесить на них материалы, легко снять.

 shool45_2b

shool45_2a

Трубы покрашены, почти незаметны, над ними  размещены фотографии. Смотрятся фотографии хорошо, их высокое расположение  не удивляет, кажется, что они всегда там были.

shool45_3a

shool45_3

Округлость цветников соответствует арочному холлу.

shool45_4

 shool45_5

То же самое можно сказать и о вахте:  внутри массивная, с виду легкая, красивая, округлость в ней тоже есть. Светло-бежевый цвет конструкций придает им некоторую нежность, делает уютным просторное помещение.

 shool45_6

Любуюсь решетчатым ограждением гардеробов, подаренным школе бывшим начальником ЖЭУ №1, к которому относился наш Форпост. Решетки изготовлены настоящим  мастером-кузнецом.

 shool45_7

  Рабочие, когда устанавливали, советовали: –  Покрасите в цвет стен, и потеряется  их резной вид. Тогда уж просто ставьте двери, разницы не будет. Майя Ивановна подтверждает правоту рабочих. Я в этом убеждаюсь, когда бываю  в других  учреждениях, действительно, металл не стоит красить масляной краской, в цвет стен. Холл готов к началу нового учебного года. Выглядит нарядно. Детям и учителям нравится,  гости торжественной школьной линейки срисовывают с натуры наши цветники. Майя Ивановна улыбается и ведет гостей в столовую, где она тоже придумала много чего интересного. Во — первых, арки, оформленные деревянными решеточками, в свободном пространстве которых свисают  яркие деревянные кружочки на сплетенных в стиле макраме веревках.

 shool45_8

  Эта интересная находка зонирования помещения приветствуется учителями, у которых есть свое маленькое кафе без стен. Педагоги видят своих детей, дети  – учителей, порядок за детскими столиками устанавливается сам собой. Педагоги в чуть отделенном от детей зале-кафе могут немного отдохнуть.

 shool45_9

Белые шары-люстры ярко  освещают зал и выкрашенные в семь оттенков одного цвета наши стены. Эти оттенки делят зал на зоны, созданная  геометрия зала с помощью цвета  –  очень красиво!

 shool45_10

    Не давая гостям передышки, Майя Ивановна приглашает их в музей истории школы. Здесь все наши идеи прекрасно  воплощены Майей Ивановной, нашим плотником, педагогами дополнительного образования под руководством Марины Юрьевны Хуотари. Марина Юрьевна представляет гостям наш музей: –  Музей имеет три зоны, которые символизируют три центра школы: учебный,  культурный и социальный. В зоне учебного центра вы видите  макет  фасада  нашего здания, который занимает всю стену. Но это не просто макет школы, это стенд.  И я покажу, как он работает. Марина Юрьевна  поворачивает многочисленные окошки на здании. Вниманию  слушателей   предстает большая  газета, повествующая об истории  развития 45-й школы. Собственно, сам макет – это вариант стенда-рассказа о нашей школе.

 shool45_11

Марина Юрьевна переходит от одной экспозиции к другой, а  мы с Майей Ивановной тихонечко  выходим из зала. Спускаемся по лестницам, у которых тоже есть своя изюминка в покраске.   Да и сама школа в цветовом плане  поделена на левую и правую стороны. Одна сторона, начальной школы, выкрашена в светло-бежевый цвет со светло-бежевыми плинтусами тона на три темнее. Другая сторона отведена ученикам постарше, выкрашена в светло-зеленый цвет со светло-зелеными плинтусами.   Помню, как в 1991 году собрание уборщиц было против светлых плинтусов, говорили, что дети их запачкают, запинают.  Ничего подобного не произошло. Дети берегли свой школьный дом, редко происходили какие-нибудь недоразумения. Сами уборщицы потом уже и не представляли, как это можно в темные тона красить плинтуса.

Часть вторая. Красивый двор

 shool45_12

Иногда сама удивляюсь,  сколько талантливых людей трудилось в 45-й школе! Например, педагог дополнительного образования Анна Владимировна Ланева.  Найти в школу биолога «от земли»  –  дело сложное,  Анна Владимировна  была тем самым  биологом-практиком. Землю любит, растить зелень всякую на земле умеет  и, главное с удовольствием и грамотно обучает секретам растениеводства детей и учителей. Школу построили –  голое место вокруг оставили. Задумалась Анна Владимировна, как около зелень возродить. Да не ту, что сама лет через пять забуянит, а ту, что глаз радовать будет, пользу  окружающей среде принесет. Не одной сотней  шагов большую территорию вокруг школы измерила, не одну горсть земли сквозь пальцы пропустила, пока не представила, как территория выглядеть будет, что и где посадить придется. Словом, родился у нее вот этот план. По нему и сажала она с ребятами и педагогами молодые деревца и кустики.

 shool45_13

Много саженцев было выкопано ребятами в питомнике школы №4, руководила которым Антонина Прокопьевна Момотова, кандидат биологических наук. Она как-то призналась мне при встрече, что  нашей школе с удовольствием свои саженцы отдает, так как знает, что у них хозяйка будет, ни одного саженца  не погубит, всех вырастит. Нет-нет, да и зайдет  она к Анне Владимировне, территорию обойдет, каждые дерево и куст внимательно осмотрит. Довольная, она  улыбнется, Анну Владимировну  похвалит.   Спустя некоторое время заложила Анна Владимировна вместе с учениками свой питомник, прямо под окошками моего кабинета. Чего только там не росло! И цветы, и кусты, и  деревца. Приходилось иногда охранять это царство и мне от непорядочных взрослых жителей нашего микрорайона. Приходили с лопатами выкапывать для своих дач редкие растения.

shool45_14
Школьный питомник

Тепличное хозяйство в 45-й школе добротным было, нелегкое это дело  –  ухаживать почти за тремя тысячами саженцев, что в теплице и на территории школы растет. Весь учебный год  Анна Владимировна  с детьми трудится, в июле-августе технические работники за растениями ухаживают.

 shool45_15

shool45_16
«Зеленый кабинет» в теплице

Но не только для красоты зеленое царство создавалось.  Анна Владимировна настойчиво и последовательно прививала детям и педагогам экологическую культуру. Как она говорила, есть три модели экологического образования: однопредметная (преподавание курса экологии в школе), многопредметная (экологизация учебных предметов) и смешанная (то и другое, вместе взятые, плюс интегративные профильные курсы через систему дополнительного образования в школе). В нашей школе реализовывалась третья, смешанная, модель. Для ребят детских садов №116 и №117 Анна Владимировна  проводила экскурсии в теплицу, вела курс «Экология для дошколят». В начальной школе интересно проходили курсы: «Экоша», «Игровая экология» В среднем звене школы –  «Комнатное цветоводство» и «Практикум по биологии» В  старших классах – Спецкурс «Экология»

 shool45_17

 shool45_18

Не одно школьное поколение участвовало  в полевых работах в течение учебного года, летней полевой практике,  экологических субботниках, акциях, экскурсиях, в проектной деятельности; озеленяло школьные кабинеты, участвуя в конкурсе на самый «Зеленый кабинет».

 shool45_19

Немало  целевых экологических занятий с учениками провела Анна Владимировна  по заявке педагогов. С этой целью создала в начальной школе «Зеленый класс», каких только растений там не произрастало! Была и коллекция опасных растений, за что Анну Владимировну методисты ругали, требовали убрать, так как боялись, что дети будут их трогать, Анна Владимировна не соглашалась, считала, что  дети и учителя  должны их видеть,  знать,  уметь распознавать, чтобы, встретив их в лесу, не принести себе вред. Много сил и времени отдавала она профилактической работе. Ею была создана база  для проведения многочисленных наблюдений  и исследований, для поддержания коллекции и выведения новых видов.

 shool45_20

Консультации для населения по выращиванию рассады, дни открытых дверей,  декады биологии и экологии в школе, сотрудничество с партнерами Водлозерского, Кенозерского парков, институтом водных проблем Севера, организация отдыха  старшеклассников в летних экологических лагерях в Водлозерском и Кенозерском парках – вот далеко не полный перечень направлений деятельности педагога. Нашла в своем архиве черновик, рукой Анны Владимировны написано: «План культурооборота (теплица):

  • выращивание комнатных растений для озеленения школьных кабинетов ( в течение года);
  • увеличение коллекции (в течение года)
  • доращивание овощных культур: томатов, огурцов, капусты (сентябрь-октябрь)
  • доращивание однолетников открытого грунта (сентябрь-октябрь)
  • выгонка лука на перо (ноябрь-январь)
  • выгонка луковичных комнатных растений (ноябрь-январь)
  • выращивание рассады овощных растений: перца, томатов, огурцов, капусты, кабачков;  цветочно — декоративных растений (февраль-июнь)
  • черенкование, пересадка комнатных растений (апрель-июнь)
  • ремонт, дезинфекция теплицы (июль-август)».

Славилась начальная школа  экологическими проектами Анны Владимировны. На проект отводился учебный год. Каждый класс получал задание и в течение года его выполнял, в конце учебного года проводился бал-представление итогов работы. Вспоминаю, как увлеклась школа проектом «Планета насекомых», сколько было важных открытий сделано ребятами, какой интересный получился костюмированный «Бал насекомых»!

 shool45_21

Дизайнер, человек, любящий землю и труд во имя жизни всего живого на этой земле, педагог дополнительного образования, биолог Анна Владимировна Ланева, начиная с 1992 года,    прививала учителям, ученикам, родителям, работникам школы, жителям микрорайона   культуру взаимодействия с окружающим миром.

shool45_23
Анна Владимировна Ланева ведет занятие по игровой экологии
shool45_24
Третья слева — Майя Ивановна Киннер

Оглядываясь назад, думаю о том, как много сделали эти две талантливые труженицы, какой душевной силой они обладают, раз смогли, сумели организовать детский и взрослый коллективы на создание и поддержание   комфортной, экологически безопасной, уютной среды 45-й школы.

 shool_26

 shool_26

  • Владимир Малегин

    Трудно переоценить работу С. Ст. Артемьевой как директора! Каким же надо быть убогим руководителем, чтобы не привлекать такого многогранного педагога- новатора сегодня к решению школьных проблем? Которая до сих пор каждый день работает, встречается со своими бывшими учениками, делает добрые дела на общественных началах?

  • Светлана Савицкая

    Светлана Станиславовна, спасибо за статью. Как всегда, с любовью и преданностью к СВОЕЙ школе. Помню свой первый приход в 45-ю, году в 1996, на семинар. И первое свое впечатление от школы — просторная, светлая, интересная. И людей — увлеченных своей работой…