Люди, Общество

Петрозаводск в лицах

Сергей Стангрит. Фото Марии Голубевой
Сергей Стангрит. Фото Марии Голубевой

Люди города — вот настоящие достопримечательности наших широт

В арт-пространстве Аgriculture_club вот уже целый год работает неформальная Школа блогеров под руководством журналиста, блогера Натальи Ермолиной. Её ученики — самые разные по возрасту и роду занятий люди, но объединенные одной страстью — писать, писать и еще раз писать.

К празднику «Лето.ptz» Школе блогеров захотелось приурочить несколько слов — сказать их в адрес самого ptz, любимого Петрозаводска. Пусть читает и радуется. 

Петрозаводск. Он же Петрик. Он же ПТЗ. Столица Карелии. Неспешный город с приветливыми людьми, осыпающимися домами, изношенными дорогами и ощущением, что все друг друга знают.

В этом городе нет захватывающей дух архитектуры. Зато здесь все еще захватывает дух от встречи с человеком. Персонажи, городские легенды, те, кого узнавали на улицах и про кого слагали байки и анекдоты. Люди города — вот настоящие достопримечательности этих широт.

 

Елена Агальцева-Барская. Леди на мосту 

Елена Агальцева-Барская
Елена Агальцева-Барская

Живу я на набережной Ла-Рошель, на границе между центром и микрорайонами, у трёх мостов. Любопытное место, где происходят чудные и порой слегка мистические вещи.

Осенью по вечерам я стала ходить в университет на занятия по польскому языку. Вечно опаздывающая, я бегала через парк и пешеходный мостик. Однажды я летела на урок, но по пути слух мой зацепился за любопытный контраст: рядом со мной шумела бурная река, а слева и справа, чуть поодаль, — городской транспорт. Этакое смешение миров: неспешность природы и суматоха города.

elena-agaltseva-barskaya1Заслушавшись, я даже слегка притормозила. И тут появилась Она… Степенный шаг, царственная осанка, фетровая шляпа с широкими полями, экстравагантная шаль вокруг узких плеч, зонтик-трость, светлый и задумчивый взгляд. На секунду я ощутила себя в Серебряном веке рядом с молодой поэтессой. Лишь затем мой взгляд уловил возраст. Ей лет семьдесят — семьдесят пять, но язык не поворачивается назвать её старушкой. Единственное обращение, которое готово было слететь с моих губ, — «сударыня».

Я встречаю её до сих пор, но по-прежнему не решаюсь заговорить. Мы здороваемся взглядом, не рискуя разрушить атмосферу волшебства.

 

 

 

 

Валентина Калачёва. Легендарный прожектор

Валентина Калачева. Фото Сергея Стангрита
Валентина Калачева. Фото Сергея Стангрита

В каждом человеке живёт свет.

Есть тление гнилушки в лесу, есть мерцание жемчужины в вожделенной раковине, есть всполох монастырской или ароматизированной свечи, а есть вспышка прожектора в пространстве, погрузившемся во тьму. Кто что в себе саккумулировал. Его восприятие вряд ли зависит от эпохи, скорее, от личности смотрящего. Но тем не менее. Мы живем в торопливое время, где пластик сменяется металлом, методика сминается технологией, скороговорка по мобильному спорит с мелодией реки, а шум ветра контрастирует с лязгом индустриального города. И в таких условиях встреча с местной легендой имеет терапевтическое значение для невротической души, потому что человек-легенда априори иной, что называется, из сверхскоростного ряда вон. Врач вселенского дурдома.

Впервые я обратила внимание на музыканта и педагога Сергея Яковлевича Стангрита из-за его внешности, на удивление гармонично связанной с инструментом, находившимся в его руках. Это был оживший элегантно подстриженный Вяйнемёйнен, общающийся с дорогим сердцу кантеле. Случилось это во Дворце творчества детей и юношества года четыре назад. Я подыскивала учителя музыки для своего ребенка и, понаблюдав за Стангритом, поняла, что нашла.

Сергей Стангрит. Фото Марии Голубевой
Сергей Стангрит. Фото Марии Голубевой

Тут надо сделать лирическое педагогическое отступление. Мне нужен был не тренер в музыкальную олимпийскую сборную и не музыкальный дрессировщик, а человек, чьи глаза лучились бы от музыки, и который мог бы приумножить свою к ней любовь, поделившись с моей дочерью. Любовь ведь умножается делением, да? Кроме того, я была под впечатлением интервью драматурга И. Вырыпаева, где он сказал, что учитель куда важнее родителя. Он однажды дает тебе нечто важное, чем ты можешь пользоваться в жизни и сохранить навсегда. У меня такой человек в биографии был, и я стремилась к тому, чтобы и у моего ребенка он тоже был. Т.е. не ноты учить хотелось, аккорды строить и в теории погружаться, а чтоб у дитя любовь к музыке не истребили, как в своё время у нас с мужем. Чтоб потом десятилетиями не восстанавливаться. Да и вообще, общение нужно с Личностью. Любому. Не только ребенку.  Всё это мы с Божией помощью обрели.

Сергей Яковлевич вполне вписывается в окружающий пейзаж, как и всякий северный человек. Петрозаводск, кажется, вообще универсален. Любого принимает. Даже негра преклонных годов, чего уж… Я его вижу в «Стангрит-центре» на 3-й линии Гоголевского центра, куда моя дочь ходит еженедельно. Стоп, слишком казенно звучит. Совсем не в тему. Исправлюсь. У нас там каждую неделю праздник вдохновения и свободного творчества, где Сергей Яковлевич выступает главным зачинщиком. Мы играем на кантеле, джембе, виолончели, трубе, пианино и ударном инструменте с экзотическим названием «глюкофон» («сладкозвучный» значит). Еще мы поём, импровизируем, слушаем музыку и позитивно общаемся.

Честно скажу, что со Стангритом даже сидеть рядом поучительно, не то что разговаривать. Кстати его речь — это тоже музыка во всех смыслах: филологически выверенная, спокойная, размеренная. Движется себе, как река, а ты в неё входишь и плывёшь, куда управляемое им течение несёт.

Каждый человек на твоём пути — фигура неслучайная. Он дан тебе в радость, испытание или назидание. Ты сам понимаешь — зачем. Я полагаю, что в нашей с ребенком жизни Сергей Яковлевич явился надежным проводником в мир звуков. И главное, что на нашем пути искусственные светильники не нужны, потому что он сам — безусловный прожектор. Чем и легендарен.

 

Гюльнара Мехралиева. Выручалочка 

Гюльнара Мехралиева
Гюльнара Мехралиева

Женщины элегантного возраста бывают очень разными. В нашем городе П. я встречала бабушек простых и понятных, как ситец в цветочек, или удобных в хозяйстве, как клетчатая фланель, реже встречались женщины из флиса пастельных тонов — уютные, как финские толстовки, еще реже какая-нибудь лазурная парча, не потускневшая с молодости.

Тетю Наташу, многолетнего друга нашей семьи, затрудняюсь описать в текстильных терминах. Хотя она сама, архитектор и швея-самоучка, что-нибудь бы придумала.

 

Тетя Наташа родилась и выросла в Азербайджане, училась на Украине, потом много лет жила в Петрозаводске, а сейчас живет в Петербурге. Азербайджанское детство и юность отразились не только в том, что она свободно говорит на азербайджанском и, бывает, иногда неожиданно на него переходит, но и в том, что ее семейная этика предписывает заботиться о дочерях-пенсионерках и работающих внуках. Для этого она продает и меняет недвижимость — чтобы помочь с жильем детям-внукам. Ее последний переезд в петербургскую коммуналку связан как раз с необходимостью решить квартирный вопрос одной из внучек.

Из нашего долгого периода эпизодических встреч с конца восьмидесятых до начала нулевых хорошо помню ее квартиру на Мерецкова. Недалеко, напротив девятой школы, было и проектное бюро, где она неофициально работала архитектором. А официально на этом же месте числилась ее безработная дочь — все ради стажа и детей!

При всем этом тетя Наташа никакая не жертва, стонущая под гнетом семейных обстоятельств и требующая благодарности. Просто она не терпит пустоты и создает красоту. Она всегда оригинально одевалась, и, судя по тому, что папа ругал ее за несоответствующую погоде одежду, в которой он недавно наблюдал ее на похоронах, привычкам своим не изменяет.

Тетя Наташа сшила мне оба платья для школьных выпускных (для девятого класса и для одиннадцатого). Оба раза она приходила шить к нам, в квартиру в деревянном доме на Гоголя. Причем шитье начиналось дня за два до выпускного, а заканчивалось поздним вечером накануне. Несмотря на все волнения, платья получились отлично.

Несколько дней назад я встретила внучку тети Наташи с третьим ребенком в слинге, а это значит, что перед тетей Наташей, которой далеко за семьдесят, стоят новые жизненные задачи.

 

Анна Крик. Человек-улыбка 

Анна Крик
Анна Крик

Лет 20 назад, когда ещё пр. Александра Невского назывался ул. Урицкого, гулял по Голиковке большой ребёнок. Местные звали его Человек-улыбка.

Его примечательность в том и заключалась, что он всегда улыбался.  Мог остановиться и приветливо махать рукой прохожим. И молчал. Его движения были замедленной съёмкой. Поэтому, возможно, мне так в деталях запомнился этот образ: маленькие карие глазки-пуговки, округлые черты лица, маленькая голова и тучное тельце. Неизменно ходил в белой глаженой рубашке и чёрных брюках на ремне, словно школьник-первоклашка. Иногда его сопровождала женщина преклонных лет.

Будучи ребёнком, я  думала, что он не знает, что такое плохо. Будто Бог дал ему абсолютную веру в добро. К нему подбегали дети и кривлялись в лицо. В него бросали камни, яйца и помидоры. Его обзывали и тыкали в него пальцем. Знаю, что несколько раз его избивали хулиганы.  Он всегда улыбался. Так просто и наивно, как ребёнок.

anna-krik1И мне было стыдно за невежество людей. Я всегда улыбалась ему в ответ как хорошему приятелю и махала рукой. Это был своего рода ритуал: я каждый раз боялась увидеть, что он больше не улыбается. Может, в нём я видела абсолютное добро?..

Помню, как уже в юности я проезжала мимо него на троллейбусе. У меня было плохое настроение. А он всё так же шёл своим неизменным маршрутом и улыбался. И я позавидовала ему: как хорошо, наверное, совсем не знать зла. Какой он счастливый человек!

 

 

Юлия Нестерова. Человек мира — сударыня Валентина Петровна

Юлия Нестерова
Юлия Нестерова

Элегантная шляпка, французская сумочка, шикарные украшения, неспешная походка… «Симпатичная старушка»,— подумаете вы, встретив ее на улице, и будете не правы: Валентина Петровна вовсе не старушка, а сударыня элегантного возраста.

Многие из нас любят и знают В. Высоцого как автора и исполнителя, как незаурядного актера, а Валентина Петровна знает его как поэта, и не просто знает, но и делится своими знаниями со всеми, кто готов слушать. Вторая историческая личность, о которой Валентина Петровна готова говорить много и долго, — Юрий Гагарин, его подвиг и жизненный путь. Расскажет о личной встрече, покажет фотографии. Страстный краевед, она не просто помнит многие события из истории нашего края, но изучила множество документов, в том числе и засекреченных. Для карельских школьников у Валентины Петровны есть интересный урок о своем отце и о Сягозерском подполье с картами, схемами, фотографиями.

Валентина Петровна
Валентина Петровна

Еще одна её страсть — это тюльпаны. В ее квартире тюльпаны везде: тюльпаны из камня, из пластика, из бумаги, живые цветы, тюльпаны на посуде, на шторах, на картинах, открытках, календарях, сумках, платье в тюльпанах,  — всего и не перечислить. И конечно же, обои рабочего стола на компьютере — тоже тюльпаны, равно как и стена ВКонтакте.

Многие люди в городе знают о Валентине Петровне намного больше, чем я. Кто-то знает ее как учителя, кто-то как методиста, кто-то как члена краеведческих клубов, кто-то как любителя поэзии и музыки. А я постоянно поражаюсь ее неугомонности. Накануне своего 80-летия она отправилась в путешествие по Европе, побывала в разных странах, в том числе и во Франции. Ежегодно ездит в Москву в театр на Таганке на День памяти В. Высоцкого. Не пропускает ни одного значимого события города и республики. И даже то, что празднование Дня республики перенесли в другие города, Валентину Петровну не остановило. А «Иллюзии старого города» и «Бессмертный полк» практически никогда не обходятся без нее.

Но и этого ей мало! Она всегда стремится быть в ногу со временем и, несмотря на трудности, продолжает осваивать неохватную сеть Интернет. Валентине Петровне 83 года, около пяти лет назад она приобрела ноутбук, посетила всевозможные курсы компьютерной грамотности, при каждом удобном случае консультируется у всех знакомых о той или иной компьютерной опции. И это все для того, чтобы общаться с людьми, родными, друзьями, хорошо или мало знакомыми. А география ее знакомств как у настоящего географа велика: это и Петрозаводск, и республика в целом, и Москва, и Подмосковье, и Украина, и другие страны бывшего СССР и ближнего и дальнего Зарубежья, в том числе и Америка. И несмотря на то что здоровье больше не позволяет ей путешествовать по миру реально, она продолжает путешествовать по виртуальныс просторам.

Я действительно горжусь тем, что я знакома с Валентиной Петровной.

 

Галина Юшкова. Была любовь 

Галина Юшкова
Галина Юшкова

Любовь к театру зародилась у меня в Петрозаводске, когда я училась в восьмом классе. До этого мы жили на Дальнем Востоке по гарнизонам, и возможности посещать театр у меня не было. И опять же в этом возрасте посетила меня моя первая большая любовь.

В начале года в школу к нам пришел самый настоящий испанец с тем, чтобы вести театральный кружок. У него были черные волнистые волосы чуть ли не до плеч. Его красота меня сразила, и я, конечно же, записалась в этот кружок. По каким-то причинам он быстро закрылся, и больше я испанца не встречала. И вот когда я уже училась в университете, по пути на лекции около гостиницы «Северная» однажды я увидела своего «испанца»! Он шел навстречу в черном берете, в плаще, и я просто обомлела.

Олег Белонучкин и Елена Бычкова в спектакле «Завтра была война». 1985 год
Олег Белонучкин и Елена Бычкова в спектакле «Завтра была война». 1985 год

Это только потом я узнала, что это артист нашего театра Олег Белонучкин, а никакой не испанец. Но я уже была в него влюблена. Но недолго счастье длилось. Подруга, жившая на Ленина, сообщила мне страшным шепотом, что напротив ее дома живет актриса театра Елена Бычкова, и Белонучкин «к ней ходит». С детства знала, что подсматривать нехорошо. Но придя как-то к ней в гости, все-таки подсмотрела в окно, как Елена и Олег пьют мирно чай на кухне.

Мечты мои разбились в пух и прах, но любовь к театру осталась. Я ходила и хожу  — и в Музыкальный театр, и в «Творческую мастерскую». Спасибо за это «испанцу» и замечательной театральной паре — Олегу Белонучкину и Елене Бычковой.

 

 

 

P. S. Много на свете городов — больших и маленьких, знаменитых и не очень. Однако в каждом есть своя изюминка, своё лицо и характер. В нашем городке, где все друг друга знают, и, как в старой песне, «без спроса ходят в гости», нет ни памятников мирового значения, ни ослепительного лоска и гламура. Красота и личность Петрозаводска не видна с первого взгляда. Она скромна, незаметна и проста, но таинственно притягательна. Правда?

Школа блогеров

 Кстати, к нам можно присоединиться: vk.com/bloger_school_ptz