Кончина выдающегося детского хирурга, доктора медицинских наук Игоря Николаевича Григовича стала огромной личной потерей для многих. Своими воспоминаниями с нами поделилась Валентина Андреевна Ларионова, которая восемь лет работала рядом с ним в республиканской больнице.
Не так давно узнала об уходе из жизни известного хирурга и человека Игоря Николаевича Григовича. Очень печально, хотя не виделась с ним много лет, но в памяти он остался удивительным и замечательным человеком, каких в жизни я встречала немного.
Я была медсестрой и работала с ним с 1965-го по 1973 год на базе хирургического отделения республиканской больницы. Именно там в эти годы были развернуты две детские палаты.
В это время нам, молодым медсестрам, приходилось учиться многим тонкостям работы с больными детьми и младенцами. Наши хирурги учили нас сложным манипуляциям: переливать кровь, ставить капельницы, делать инъекции прямо в голову ребенку или при помощи веносекции. Игорь Николаевич часто лично выполнял эти процедуры и учил нас. Наш опыт работы тогда был невелик. Хотя и сам он был молодым доктором, чуть за 30, но он уже тогда был опытным хирургом и нашим учителем. Высокий, широкоплечий, красивый, строгий на вид, а на самом деле очень душевный и внимательный человек. К нему всегда можно было обратиться за помощью или советом. Выслушает, и не было случая, чтобы не помог.
В то время наши доктора Игорь Николаевич Григович и Адольф Григорьевич Островский много работали над диссертациями. Мы, медсестрички, помогали им как могли. И вот на защиту своих диссертаций Игорь Николаевич и Адольф Григорьевич, а они защищались в один день, пригласили не только врачей нашего хирургического отделения, но и нас, медсестер. Защита проходила в лекционном зале Петрозаводского университета. Мы были очень рады и гордились тем, что они нас не забыли и что мы работаем с такими докторами. В тот день они блестяще защитились и получили степень кандидатов медицинских наук. Никто из нас не сомневался, что в будущем они станут светилами в медицине. Так и получилось
Работали мы тогда очень много, а в больнице и рядом с нею не было никакой столовой для медперсонала. Мы вшестером – врачи и медсестры – объединились, и каждый из нас в один из дней был дежурным: приносил из дома еду на всех, разогревал перед обедом, накрывал на стол. Для этого был отведен один из учебных кабинетов в подвале.
Надо сказать, врачи нашего хирургического отделения, в основном мужчины, были вне работы большими выдумщиками и остроумными людьми. Видели бы вы какие капустники они устраивали: придумывали и ставили сценки, сочиняли и исполняли частушки, рассказывали анекдоты. С ними всегда было весело!
Так вот, перед каким-то Новым Годом выпало дежурство Игорю Николаевичу. В определенный час мы пошли обедать. Стол был накрыт белой простыней, в самом центре его находилось большое красивое блюдо, на котором возвышалась… стеклянная медицинская «утка», а вокруг нее на блюде лежали краснобокие яблоки!
– Праздничный обед, рекомендую утку с яблоками, – скромно сказал Игорь Николаевич.
И тут все грохнули от смеха! Еще много лет мы вспоминали эту забавную шутку. Вот пишу и сейчас улыбаюсь…
Вспоминаю докторов, которые работали с Игорем Николаевичем, – Э.А. Слободина, К.Г. Готовцеву, В.И. Малкову, докторов Давыдова, Петрасова и Мартьянова (к сожалению, их имена запамятовала), наших медсестричек. Хорошие были времена! Какими молодыми мы все тогда были. И все было впереди…