Главное, Образование, Семья и дети

Увольнительная от школы

Фото www.woman.ru

Разговор с Инной за чашкой кофе о семейном обучении  оказался легче, чем я предполагала. Обычно родители выбирают такое образование по показаниям здоровья или потому, что ребенок не прижился в классе. Но решение Инны вызвано иными причинами.  

— Инна, почему же ты не отдала дочь в школу?

— Мое решение — не спонтанное желание учить ребенка дома. Всё началось несколько лет назад, когда дочка начала ходить в музыкальную школу и где ей не понравился педагог. Через пару недель серьезного сопротивления мы ушли из музыкальной школы.

— А как же детский сад?

— В группе меня удивляла агрессивность ребят. Они играли в подвижные, иногда опасные игры, а воспитатели на это никак не реагировали. Я понимала, если нечто подобное ждет дочь в школе, то я предпочту учить ее дома.

— Что ты сделала, чтобы отстоять право на домашнее обучение?

— В апреле я пришла в управление образования Петрозаводска и сообщила, что хотела бы обучать своего ребенка дома. Мне дали время на раздумье, а в августе я просто заполнила все необходимые документы. С тех самых пор и ровно на четыре года мы с дочкой получили увольнительную от школы. Нам сказали, что мы можем каждый год выполнять итоговые работы, которые помогут понять, как ребенок усваивает программу.

— Сколько времени Катя тратит на уроки?

— Наши занятия длятся пару часов в день. Иногда мы что-то обсуждаем вместе, иногда дочка сама выполняет задания. Поскольку я работаю дома, то почти все время нахожусь рядом. Катя читает, рисует, шьет, что-то мастерит и, конечно, играет. Порой целый день мы можем заниматься русским языком или математикой. У нас нет строгого расписания. Дочке сейчас предстоит осознать, что я для нее не просто мама, а человек, который помогает ей учиться. Я поняла, что учиться ребенок может всему, важно только найти  подход и восстановить природную любознательность.

— Инна, а тебе не страшно брать на себя такую ответственность?

—  Я спокойно к этому отношусь. В конце августа было страшно, но после первого же дня занятий страх прошёл, я поняла, что могу. Мне кажется, современная школа с ее гонкой, постоянным контролем и оцениванием, натаскиванием на ЕГЭ и ГИА — несоизмеримый стресс по сравнению с тем, что дает обучение дома. Прежде всего это свобода и отсутствие необходимости подвергать себя стрессу.

— Замечала, что родители, которым самим пришлось в школе непросто, ведут туда детей менее охотно и склонны отдавать их либо в очень хорошие школы, либо учить платно…

— Я училась в самой обычной школе на окраине города. С трудом, потому что меня не устраивала обстановка в классе, в коридорах: постоянный мат, крики, агрессия. Потом у родителей появилась возможность отдать нас с братом в частную школу. Шесть месяцев учебы там дали мне силы, чтобы продолжить учиться. Благодаря заряду позитива, бодрости и энергии я смогла поступить в Державинский лицей. Мои родители твердили мне о важности учебы и о том, что осталось совсем немного времени, чтобы получить бесплатное высшее образование. С третьей попытки я поступила в питерский вуз.

— Как ты относишься к тому, что Катя не всегда хочет заниматься чем-то определенным?

— Я стараюсь понять свою дочь и уж точно не заставляю ее делать что-то через силу. Учусь принимать ее выбор и разрешать ей не заставлять себя. Этому же учусь сама. Мне кажется, самое основное, чему я могу научить свою девочку — это быть счастливой, радоваться и быть собой.

Катина открытка для мамы к Дню учителя
Катина открытка для мамы к Дню учителя

Из дневника Инны:

«… Катя не может уснуть. Вертится-вертится. Потом идет читать. Потом я вижу в её руках ручку и прописи. Она задумчиво смотрит в них и говорит: «Мама, мы завтра будем писать букву «н». А потом обратно к другим вернемся. Мне надо научиться писать своё имя». — «Кать, так завтра воскресенье. Выходной». — «Ну и что. Я хочу. Только прописи. «Ок. Доживём до завтра», — думаю я.

… Конечно, мы изучаем школьный материал, но назвать нас отличницами сложно. Мы можем прогулять все уроки ради похода в кино или просто похода. Можем весь день заниматься предметом «Окружающий мир» или взять да посмотреть вводный урок по химии за восьмой класс просто потому, что Кате захотелось узнать про химию. Подтягиваться к программе мы будем в марте, а  в мае сдадим нужные экзамены, предварительно подготовившись к ним морально. Троек нам вполне хватит.

… Катя научилась отжимать сок из апельсинов. Она говорит, что это лучший способ борьбы с гневом. Вот так их, вот так, вот так! Я теперь хожу по апельсиновому полу, работаю за апельсиновым столом и сижу на апельсиновом стуле.

… Я сегодня горда за наш «Магазин букв». Катя перед сном сказала, что там еще можно покупать потерянные слоги и вставлять их в слова, и потерянные слова покупать и даже целые предложения. Надо подумать! Завтра хочу начать там продавать пирожные: мягким согласным одни, твердым согласным — другие, гласным — третьи. Еще можно открыть мастерскую по ремонту ударений и… будет там супермаркет шаговой доступности!

… С заданием накрыть на стол пирожные для разных слов Катя справилась гораздо быстрее, чем со схемами в букваре! Пирожные — это схемы звуков (гласные ударные, гласные безударные, согласные мягкие, согласные твердые). Они там все с черточками и кружочками. Мы превратили их в эклеры и торты. Стол — это прямоугольник, разделенный на клеточки.

… Занимались мы сегодня сначала на улице, вспоминали отрезок, луч, прямую, решали примеры, а потом в кафешке.

… У Кати оригинальный способ сложения чисел больше 10. Фактически она их делит на равные части, потом умножает и прибавляет остаток, не зная, между прочим, что такое умножение и деление. Она сама так придумала. Смутно понимаю, что это быстрее, чем наш школьный способ».

Фото с сайта www.woman.ru и из личного архива Инны и Кати

  • Ксения

    Уважаемая Инна!
    Вчера случайно попала на Вашу страницу в контакте и с удовольствием читала её почти весь день.
    Теперь могу сказать, что высказанные нами тут опасения напрасны. Вы очень мудрая, творческая мама. Сколько вариантов в обучении Вы придумываете! И да, в Вашей ситуации, как я поняла, другое было бы сейчас очень трудно по важным причинам.

    Уверена, Катя вырастет творческим человеком с яркой индивидуальностью и более спокойной нервной системой, ей будет, за что в жизни дальше держаться. Мы все держимся за семью, за детство. Чем дольше и крепче было душевное благополучие там, тем легче нам потом.

    Так же уверена, она будет вспоминать маму-учительницу и этот ваш период с большой благодарностью всю жизнь.
    Удачи Вам и всяческих успехов!

  • Татьяна Ивановна

    Жаль и маму, и девочку…

    • Юлия

      Правильнее написать, что Вам жаль. А им сейчас, возможно, именно так нужно и хорошо. Хотя я тоже опасаюсь отрицательных послдствий, если эта ситуация затянется.

      Мой сын пошёл в садик почти в четыре года, и вплоть до подготовительной группы, пока сам не попросился, посещал его только полдня к вящему неудовольствию заведующей. Зато не переутомлялся там, редко болел, воспринимал садик без негатива. Меня повели в сад лет в пять. И мы ничуть не жалели об отсутствии раннего «обобществления». А у кого-то с посещением яслей и с 9 месячного возраста не было огорчений. Возможно, все мы разные.

      Правда, научные выкладки такие — девочкам в среднем до 2,5, а мальчикам до 3 лет не нужны сверстники. Им нужна мама (источник «Неврозы у детей»).
      Со школой я бы не стала рисковать, но это мой выбор, а тут свой.

      Вспомните также историю — дети до революции шли в гимназии поздно, порой лет до 11-12 учились дома. А в Лицей пушкинский забирали, кажется, в 12, считали, родительское воспитание вредит. И кому-то это навсегда было травмой отрыва от дома, а кто-то вышел в гении, образование прекрасное получили все.

      Мы разные, вот и всё. И имеем на это право))

  • Марина Галаничева

    моя подруга так «вела»своего сына до седьмого класса.
    сами они были с Питера, а потом поехали на экопоселение…
    природа в той деревне была чУдная, речка, поля, колодец и баня по черному
    а еще- тренажеры для ребенка, сделанные отцом, пирожки и улыбка мамы, когда проснулись, уроки по предметам, которые надо было сдавать.
    я давнооооооо не видела такого счастливого лица мальчишки,такого позитива в общении.
    как говорила всегда Ира-«уроки сделает-и вперед, с дедом Иваном накручивать хвосты коровам.»
    )))
    сейчас Митька в десятом, в одной из школ Санкт0пПетербурга.
    а Ира…она говорит, никогда не забудет то ощущение свободы от…обязаловок ,гонки, стрессов и суеты…
    суеты, не столь и ценной в этой нашей Жизни.
    спасибо за материал. Маша

    • «… я воспитывался дома, и не имел других наставников кроме покойного отца моего,
      матери, и старшей сестры моей» (Вильгельм Кюхельбекер)

      • Марина Галаничева

        ой)))) Олег)))
        я думала ты про себя))))))
        а ты про Вильгельма))))
        надо прочитать его биографию- счастлив ли он был этим))))))
        мне это надо знать- было ли то же ощущение увольнительной от обязательств.
        вчера в ночь от одного умного человека получила видео с Сергеем Волковым,учителем московской школы,так вот
        он таки и сравнивает школу с армией и тюрьмой.
        и я полностью соглашусь.
        вынос мозга всем- детям, учителям и родителям. три в одном.
        вспомнила свою школу в деревне,с учителями на внеклассных занятиях, духом родства, счастьем бежать в школу с утра, чтобы свидеться со всеми- и друзьями, и учителем родным.
        хорошее было время…
        я тогда была молодая))))))

        • Мне тоже как-то в голову не приходят сравнения с застенками.
          Даже в простой среднеобразовательной школе всё было хорошо.
          И в уровне знаний, и в отношении товарищей внутри класса (конечно, не без всякоразного, но это ведь живая жизнь!), и в отношении с преподавателями. Тоже, всякое бывало, но школу всегда вспоминаю с благодарностью.
          В 2008-м ездил в Дагестан, виделся с некоторыми одноклассниками.
          Впервые за 20 (даже больше!) лет.

          • Марина Галаничева

            а давай я приду и подарю блинчиков?))))))
            помнишь?))))))
            хорошо как сидели бывало… душевно так….
            всё одна- живу

          • Марина Галаничева

            пожарю))))

          • Это великолепно, Марина!
            Мы всегда и с удовольствием блинчиков пожарим в четыре руки!

  • Ксения

    Конечно, есть плюсы такого обучения. Спокойная нервная система, индивидуальный подход, неординарные решения задач и ситуаций. Но умения общаться с коллективом один на один не будет.
    Если Катя будет работать дома, возможно, это не будет помехой. Но в другом случае вряд ли.
    Интересно, скажет ли девочка маме спасибо за такой вариант обучения.

    • Мама Кати

      Катя ходила в садик с 3 до 6,5 лет. Опыта общения с коллективом — хоть отбавляй. Причём, отбавлять действительно приходится. Не весь опыт общения одинаково полезен…

      Я не то чтобы против системы и официального образования вообще. И не то чтобы мне надо идти против системы просто затем, чтобы идти против системы. Просто, если я вижу, что система не решает наших действительно важных проблем, от этой системы можно отойти, найти альтернативу. В статье рассказывалось, что я долго болела. В этом году моя дочь больше полугода жила у бабушки. Сейчас ей гораздо больше нужна я, чем пятерки по чтению и русскому языку. Вот эту проблему я и решаю. Я даю ей возможность прийти в себя после такого долгого нашего раздельного бытия. И заодно не сильно отстать от программы.

      У школы нет задачи справиться с дисфункциональностью семьи. За детьми из внешне неблагополучных семей, алкоголиков, еще как-то присматривают более пристально. А остальное — это не школьное дело. Но в этом остальном — нарушенные привязанности, низкая самооценка ребёнка, нарушенная иерархия семьи, неверие в себя и страх перед внешним миром. Вот этого всего школа не решает. И, наверное, не должна решать. Еще раз — я не против официального образования. Просто именно сейчас мы решаем другие задачи. Восстановление базового чувства безопасности и доверия к миру (и с моей стороны, и со стороны дочери), укрепление доверия в нашей маленькой семье, укрепление уверенности ребёнка в себе. Вот с этим багажом ей будет гораздо проще находить общий язык с любым коллективом, чем с опытом агрессии и подавления, которым одарил ее садик (частично, конечно, не всё так мрачно…).

      • Ксения

        Я не сторонница ранней отдачи детей в садик, тогда детям мама как раз нужна гораздо больше, чем сверстники. Это обоснованное мнение невропатологов, психологов.

        Возможно, ваша длительная разлука и болезнь действительно сейчас требуют более тесного спокойного уединённого общения. Даже подумалось — может быть это как раз важнее сейчас для Вас, чем для дочери?

        Но дети имеют большие резервные возможности, легче привыкают к коллективу и его законам (они ведь есть), чем нам кажется, и в небольшом возрасте это происходит легче, чем в среднем.
        Наверняка Вы тонко и верно чувствуете свою дочь, но расставаться и отпускать её от себя в опасное, увы, и свободное плавание придётся. Иногда ошибочно кажется, что потом будет легче. Можно пропустить сенситивные периоды для вхождения в коллектив и умения жить в нём без мамы.

        • Мама Кати

          Да психика вообще самосохранна. Вопрос в длительности психотерапии. Лично мне пребывание в коллективе особо не помогло. Я, как все нормальные люди и в садик ходила, и в школу, и в универ, и в офисе работала. И все это вреия испытывала жуткие проблемы в общении. Потому что не было основного — самопринятие. Наша школа и самопринятие очень часто взаимоискоючающие понятия. К сожалению…

  • Мама Кати

    Инна, мы ходим в кружки, Катя играет с детьми на площадке, ходим в гости. Этого вполне хватает.

    Если останемся в России, то только начальная, думаю. Если все же эмигрируем, то дочь пойдет в школу.

  • Инна

    любопытно! а как компенсируется общение? девочка, что, большую часть времени только с мамой? и в планах домашнее обучение на всю школу или только начальная?