Разговор с Инной за чашкой кофе о семейном обучении оказался легче, чем я предполагала. Обычно родители выбирают такое образование по показаниям здоровья или потому, что ребенок не прижился в классе. Но решение Инны вызвано иными причинами.
— Инна, почему же ты не отдала дочь в школу?
— Мое решение — не спонтанное желание учить ребенка дома. Всё началось несколько лет назад, когда дочка начала ходить в музыкальную школу и где ей не понравился педагог. Через пару недель серьезного сопротивления мы ушли из музыкальной школы.
— А как же детский сад?
— В группе меня удивляла агрессивность ребят. Они играли в подвижные, иногда опасные игры, а воспитатели на это никак не реагировали. Я понимала, если нечто подобное ждет дочь в школе, то я предпочту учить ее дома.
— Что ты сделала, чтобы отстоять право на домашнее обучение?
— В апреле я пришла в управление образования Петрозаводска и сообщила, что хотела бы обучать своего ребенка дома. Мне дали время на раздумье, а в августе я просто заполнила все необходимые документы. С тех самых пор и ровно на четыре года мы с дочкой получили увольнительную от школы. Нам сказали, что мы можем каждый год выполнять итоговые работы, которые помогут понять, как ребенок усваивает программу.
— Сколько времени Катя тратит на уроки?
— Наши занятия длятся пару часов в день. Иногда мы что-то обсуждаем вместе, иногда дочка сама выполняет задания. Поскольку я работаю дома, то почти все время нахожусь рядом. Катя читает, рисует, шьет, что-то мастерит и, конечно, играет. Порой целый день мы можем заниматься русским языком или математикой. У нас нет строгого расписания. Дочке сейчас предстоит осознать, что я для нее не просто мама, а человек, который помогает ей учиться. Я поняла, что учиться ребенок может всему, важно только найти подход и восстановить природную любознательность.
— Инна, а тебе не страшно брать на себя такую ответственность?
— Я спокойно к этому отношусь. В конце августа было страшно, но после первого же дня занятий страх прошёл, я поняла, что могу. Мне кажется, современная школа с ее гонкой, постоянным контролем и оцениванием, натаскиванием на ЕГЭ и ГИА — несоизмеримый стресс по сравнению с тем, что дает обучение дома. Прежде всего это свобода и отсутствие необходимости подвергать себя стрессу.
— Замечала, что родители, которым самим пришлось в школе непросто, ведут туда детей менее охотно и склонны отдавать их либо в очень хорошие школы, либо учить платно…
— Я училась в самой обычной школе на окраине города. С трудом, потому что меня не устраивала обстановка в классе, в коридорах: постоянный мат, крики, агрессия. Потом у родителей появилась возможность отдать нас с братом в частную школу. Шесть месяцев учебы там дали мне силы, чтобы продолжить учиться. Благодаря заряду позитива, бодрости и энергии я смогла поступить в Державинский лицей. Мои родители твердили мне о важности учебы и о том, что осталось совсем немного времени, чтобы получить бесплатное высшее образование. С третьей попытки я поступила в питерский вуз.
— Как ты относишься к тому, что Катя не всегда хочет заниматься чем-то определенным?
— Я стараюсь понять свою дочь и уж точно не заставляю ее делать что-то через силу. Учусь принимать ее выбор и разрешать ей не заставлять себя. Этому же учусь сама. Мне кажется, самое основное, чему я могу научить свою девочку — это быть счастливой, радоваться и быть собой.
Из дневника Инны:
«… Катя не может уснуть. Вертится-вертится. Потом идет читать. Потом я вижу в её руках ручку и прописи. Она задумчиво смотрит в них и говорит: «Мама, мы завтра будем писать букву «н». А потом обратно к другим вернемся. Мне надо научиться писать своё имя». — «Кать, так завтра воскресенье. Выходной». — «Ну и что. Я хочу. Только прописи. «Ок. Доживём до завтра», — думаю я.
… Конечно, мы изучаем школьный материал, но назвать нас отличницами сложно. Мы можем прогулять все уроки ради похода в кино или просто похода. Можем весь день заниматься предметом «Окружающий мир» или взять да посмотреть вводный урок по химии за восьмой класс просто потому, что Кате захотелось узнать про химию. Подтягиваться к программе мы будем в марте, а в мае сдадим нужные экзамены, предварительно подготовившись к ним морально. Троек нам вполне хватит.
… Катя научилась отжимать сок из апельсинов. Она говорит, что это лучший способ борьбы с гневом. Вот так их, вот так, вот так! Я теперь хожу по апельсиновому полу, работаю за апельсиновым столом и сижу на апельсиновом стуле.
… Я сегодня горда за наш «Магазин букв». Катя перед сном сказала, что там еще можно покупать потерянные слоги и вставлять их в слова, и потерянные слова покупать и даже целые предложения. Надо подумать! Завтра хочу начать там продавать пирожные: мягким согласным одни, твердым согласным — другие, гласным — третьи. Еще можно открыть мастерскую по ремонту ударений и… будет там супермаркет шаговой доступности!
… С заданием накрыть на стол пирожные для разных слов Катя справилась гораздо быстрее, чем со схемами в букваре! Пирожные — это схемы звуков (гласные ударные, гласные безударные, согласные мягкие, согласные твердые). Они там все с черточками и кружочками. Мы превратили их в эклеры и торты. Стол — это прямоугольник, разделенный на клеточки.
… Занимались мы сегодня сначала на улице, вспоминали отрезок, луч, прямую, решали примеры, а потом в кафешке.
… У Кати оригинальный способ сложения чисел больше 10. Фактически она их делит на равные части, потом умножает и прибавляет остаток, не зная, между прочим, что такое умножение и деление. Она сама так придумала. Смутно понимаю, что это быстрее, чем наш школьный способ».
Фото с сайта www.woman.ru и из личного архива Инны и Кати